В 2019 году государственное предприятие «Ренийский морской торговый порт» (ГП «РМТП») прогнозирует рост своего грузооборота в 2,2 раза – до 381 тысячи тонн (без учёта субъектов специальной экономической зоны «Рени»). Такие цифры зафиксированы в Программе социально-экономического развития города Рени на 2019 год, которая была принята на тридцать шестой сессии Ренийского горсовета.
В частности, в программе говорится, что указанное увеличение объёма грузоперевалки в порту будет достигнуто за счёт транзитных грузов (однако не уточняется, каких именно). В этом же документе приводятся данные о том, что за 10 месяцев 2018 года ГП «РМТП» переработало около 176 тысяч тонн грузов (за аналогичный период 2017 года – 150 тысяч тонн). То есть, в минувшем году, по сравнению с предыдущим годом, грузооборот порта Рени увеличился на 16,7%.
Так откуда же взялся прогноз о более чем двукратном росте объёмов грузоперевалки в 2019 году? На чём основаны столь оптимистичные планы? Чтобы ответить на эти вопросы, надо вернуться на год назад и, опять же, заглянуть в прошлогоднюю Программу социально-экономического развития города Рени. А там было сказано, что в 2018 году Ренийский порт планировал увеличить свой грузооборот более чем в 5 раз – до 840 тысяч тонн. Такой прогноз предоставило горсовету руководство госпредприятия.
Напомню, что автор этих строк провёл по данному факту небольшое журналистское расследование и выяснил, что попавшие в городскую программы цифры – обыкновенная ложь. Заместитель директора ГП «РМТП» по эксплуатации Олег Шлюков в беседе со мной был вынужден признать, что фантастический прогноз роста грузооборота в 5 раз появился только ради того, чтобы порт принял годовой финансовый план с положительными показателями. Это, в свою очередь, является требованием Министерства инфраструктуры, которое не желает утверждать планы с ожидаемыми убытками транспортных предприятий.
Таким образом, откровенная фальсификация попала в Программу социально-экономического развития города Рени на 2018 год, а чиновники мэрии даже не удосужились проверить явно дутые цифры.
И вот ровно через год ситуация повторилась – с той лишь разницей, что теперь руководство порта направило в горсовет более скромный прогноз производственного роста. Но, быть может, на сей раз управленцы ГП «РМТП» не врут?
Пойдём простым логическим ходом, как говорил герой одного знаменитого советского фильма. Если в 2018 году порту удалось улучшить динамику грузопотоков лишь на 16,7%, то с какого «неба» на него свалится в текущем году двукратное увеличение объёмов перевалки грузов?
Обратимся к документам самого порта. Как уже не раз упоминалось, минувшим летом предприятие приняло «Программу стабилизации финансового состояния и выхода из кризиса на 2018 год». В ней, в частности, сказано, что, начиная с 2015 года, ГП «РМТП» перерабатывает в среднем около 200 тысяч тонн грузов ежегодно (опять-таки, без учёта СЭЗ), или 17 тысяч тонн в месяц. Столь низкие показатели грузооборота приводят к тому, что порт четвёртый год подряд остаётся убыточным. К примеру, лишь по итогам первого полугодия 2018 года убытки предприятия составили 13,7 млн грн.
В числе главных антикризисных мер, предусмотренных программой, было заявлено стремление увеличить грузооборот порта до 30-50 тысяч тонн в месяц. А что же мы реально увидели в прошлом году? Всё те же 17 тысяч тонн в месяц! Ну, если быть точным, 17,6 тыс. тонн, что совершенно не меняет суть дела. Вот и получается, что порт не только не достиг зафиксированного в программе роста объёмов переработки грузов, но даже не приблизился к этому уровню. Согласитесь, что в данном контексте «победный» производственный прогноз ГП «РМТП» на 2019 год выглядит, мягко говоря, более чем странно.
Однако, быть может, автор этих строк просто прозевал какие-то значительные положительные тенденции, которые наметились на ренийском транспортном направлении? Возможно, именно они позволили руководству госпредприятия надеяться на увеличение грузооборота в 2,2 раза?
Что ж, посмотрим на ситуацию более широко – с учётом деятельности субъектов специальной экономической зоны «Рени». Согласно статистике Администрации морских портов Украины (АМПУ), по итогам за 11 месяцев 2018 года общий грузооборот ГП «РМТП» и частных портовых операторов вырос на 20,7% – до 1 миллиона 180 тысяч тонн. То есть, рост действительно существует, но его динамика, как видим, очень далека от прогнозных фантазий руководителей порта.
А пока, напомню, Ренийский порт не выполняет даже собственный график выплаты задолженности по зарплате. Этот документ предполагал, что до конца 2018 года предприятие полностью погасит долги по оплате труда. Однако по состоянию на 1 декабря задолженность оставалась в сумме 3 млн 835 тыс. грн.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.