С самого первого дня начавшейся 109 лет назад войны с Японией Россию ожидали позорные неудачи на море – а именно флоты были главной силой, решавшей исход войны между континентальной и островной империями. Сама Русско-японская война стала одним из первых (после Испано-Американской) за передел мира («грабь награбленное» – как прав был Владимир Ильич) и неизбежной – Россия должна была усмирить силой Японию и сохранить свои позиции на Дальнем Востоке или сдаться без боя и потерять всё. В этой войне очень многое решали личные и профессиональные качества военных, но при этом столь же многое зависело от количества и качества техники – это был первый масштабный конфликт индустриальной эпохи, в котором обе стороны имели примерно равные военные силы.
Рассматривая события войны, создаётся впечатление, что русских всё время преследовал какой-то злой рок за кампанию со всеми законами Мэрфи. Везде, где у России что-то могло пойти не так – всё шло не так, везде, где имелась хоть малейшая возможность потерпеть поражение – русские терпели поражение. И причиной этого была не только описанная классиками ленинизма в лице Ленина общая отсталость России, но и ряд субъективных факторов. Неудивительно, что герои множества современных художественных и околохудожественных произведений в жанре альтернативной истории – «попаданцы»,- попадают из нашего времени в 1904 год и меняют историю по своему усмотрению.
Несмотря на то, что ещё 24 января (здесь и далее все даты по старому стилю) Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, а военный конфликт считался неизбежным, нападение японцев на русскую Тихоокеанскую эскадру оказалось внезапным. Ночная атака всего лишь десяти миноносцев, каждый из которых мог выпустить только по две торпеды, привёл к тяжёлым повреждениям самых сильных русских броненосцев «Цесаревич» и «Ретвизан», а также крейсера «Паллада». Поскольку в главной базе русского флота Порт-Артуре не было дока достаточных размеров, для того, чтобы отремонтировать броненосцы пришлось «извращаться» – и сам ремонт растянулся на полгода.
В корейском порту Чемульпо японцы заблокировали русские корабли – крейсер «Варяг» и старую канонерку «Кореец». Командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев принял решение сражаться – с одним крейсером против шести японских. Решение было политически и идеологически правильным – «Варяг» показал мужество русских моряков, подвиг варяжцев стал одним из краеугольных камней русской и советской военной идеологии. Вместе с тем, выпустив из своих орудий более тысячи снарядов, «Варяг» не добился ни одного попадания в японские корабли, не нанёс им никакого ущерба. А затем Руднев решил затопить корабль на мелководье – и, в итоге, крейсер достался японцам, более десяти лет служил в японском флоте, а в 1916 году был продан обратно России.
Мало того, Тихоокеанская эскадра в самые первые дни войны ухитрилась потерять на собственных минах два боевых корабля. Сначала в процессе постановки минного заграждения подорвался и затонул минный заградитель «Енисей». А затем на этих же минах подорвался прикрывавший «Енисея» лёгкий крейсер «Боярин». Команда под доблестным командованием капитана 2-го ранга В.Ф. Сарычева покинула повреждённый корабль. Но повреждённый крейсер вместо того, чтобы, как полагается, утонуть, снесло течением к берегу. Там его обнаружили, но пока собирались организовать спасательную операцию, крейсер штормом сорвало с камней и вынесло на то самое минное заграждение. Там «Боярин» подорвался на мине ещё раз и – окончательно – ушёл на дно.
В дальнейшем Тихоокеанская эскадра вела себя крайне пассивно – лишь оборонялась от японцев, не делая никаких попыток переломить ход войны. При этом корабли сталкивались между собой, подрывались на минах – в общем, эскадра несла потери, не вступая в бой с японцами. Ситуацию не исправил даже «беспокойный» адмирал Степан Осипович Макаров – он успел прокомандовать флотом лишь месяц, и погиб на борту подорвавшегося на мине броненосца «Петропавловск».
Ситуация усугублялась ещё и откровенной нерешительностью главнокомандующего сухопутными войсками А.Н. Куропаткина. Скажите, чего стоит генерал, который приказывает отступать после генерального сражения, в котором его армия отбила все атаки численно уступающего противника, сохранила боеспособность и резервы, а сам противник отступил? Именно так выглядел исход решающего сражения на сухопутном фронте у Ляояна в сентябре 1904 г. Немудрено, что с таким главкомом решительные командиры вроде генерала Кондратенко были исключением из правил.
Гибель адмирала Макарова и пассивность русского флота позволили японцам взять в осаду Порт-Артур. Гарнизон под мудрым руководством начальника Квантунского укрепрайона генерала А.М. Стесселя отступил к самому городу, вместо того, чтобы закрепиться всеми силами на узком перешейке у Цзиньчжоу – заодно сдали врагу прекрасно оборудованный порт Дальний. Японцы начали обстреливать русскую эскадру в Порт-Артуре из осадной артиллерии.
Только это вместе с приказом императора заставило нового командующего эскадрой контр-адмирала В.К. Витгефта выйти в море. Эскадра 28 июля 1904 г. на равных выдержала бой с японским флотом. Правда, в самом конце сражения в боевую рубку флагманского броненосца «Цесаревич» дважды попали японские снаряды. Первым попаданием убило сидевшего в кресле на мостике адмирала Витгефта (который счёл ненужным войти в забронированную боевую рубку) и тяжело ранило его начальника штаба контр-адмирала Матусевича. Командование эскадрой принял командир броненосца капитан 1-го ранга Иванов, но буквально через несколько минут от второго попадания в рубку Иванов тоже был ранен, а броненосец потерял управление. Тут же русская эскадра из организованной боевой машины превратилась в бардак – неуправляемый «Цесаревич» описывал круги, броненосец «Ретвизан» ринулся в сторону японцев, намереваясь их таранить, остальные четыре броненосца смешались в кучу. Атака «Ретвизана» не прошла даром – японцы через несколько минут вышли из боя, их флагманский броненосец «Микаса» был тяжело повреждён и едва держался на воде.
После боя часть русских кораблей разошлась по иностранным портам, где их интернировали. А главные силы – пять броненосцев, вернулись в Порт-Артур. Там корабли стали плавучими батареями и больше не делали попыток выйти в море и сразиться с японцами. С броненосцев и крейсеров снимали орудия для установки на фронте, из их экипажей формировали десантные роты – будущую морскую пехоту. В конце-концов вся русская эскадра погибла прямо в гавани Порт-Артура, расстрелянная прицельным огнем тяжёлых орудий.
Отправленная с Балтики на помощь 2-я Тихоокеанская эскадра, несмотря на численное равенство и некоторое превосходство в тяжёлой артиллерии главного калибра, уступала японскому флоту в целом. Тем не менее, под руководством адмирала З.П. Рожественского она ухитрилась потерпеть полное поражение – из 12 броненосцев 4 сдались японцам, остальные погибли. Во Владивосток прорвался только крейсер «Алмаз», ещё несколько крейсеров, в том числе «Аврора», удрали на Филиппины.
После этого исход военных действий был предрешён. Истощённые войной стороны сели за стол переговоров и заключили мир, по которому Россия теряла приоритет в Южной Маньчжурии, Корее, отдавала японцам Квантунский полуостров с Порт-Артуром и половину Сахалина.
Бессарабский регион и Причерноморье были весьма далеки от театра военных действий. Но война ощущалась и здесь. Многие наши земляки служили в армии и флоте и отдали свои жизни в сражениях с японцами.
В память погибших 14 мая 1912 года, в годовщину Цусимского сражения, в Аккермане открыли памятник с именами всех, кто остался на сопках Маньчжурии, на Волчьих горах Порт-Артура и в море. Средства на сооружение памятника собрали среди жителей Аккермана и Аккерманского уезда, а также Русского Народного союза имени Архангела Михаила (возглвляемого Владимиром Пуришкевичем, позже отличившимся в Государственной Думе и при убийстве Распутина) и жителей Екатеринослава.
На одной из сторон памятника было выбито имя героя-разведчика, солдата из Пензенской губернии Василия Рябова, расстрелянного японцами и не выдавшего ни слова из известных ему военных сведений.
Так сложилось, что памятник героям Русско-японской войны в Аккермане остался единственным уцелевшим из огромного числа подобных памятников во всей Украине и одним из немногих в бывшей Российской империи.
В своё время румынские власти ничего не предпринимали против памяти погибших на Дальнем Востоке, только перенесли памятник на его нынешнее место – в скверик на пересечении улиц Шевченко и Шабской.
А затем Аккерман – Белгород-Днестровский оказался на периферии, и советской власти было не до него. С памятника только стерли надписи о Русском Народном Союзе имени Архангела Михаила и о императоре Николае II.
Когда автор этих строк был в Аккермане, то выяснилось, что мало кто знает о том, что в нашей истории была трагическая страница войны с Японией. Мало того, большинство местных свято уверены, что памятник установлен именно в честь Василия Рябова, а сам он – уроженец какого-то села в Бессарабии или даже с окраины Аккермана.
Одесса тоже не осталась в стороне от войны. 19 марта и 6 апреля в Одессу прибыли пароходы «Малайя» и «Криме» с офицерами и матросами крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец». Искупавшись в лучах славы, встретив самый торжественный приём, «варяжцы» через Севастополь отправились в Петербург – принимать награды из рук Николая II. Затем, уже после окончания боевых действий, через Одессу провезли останки героя обороны Порт-Артура генерала Романа Кондратенко. И тут же одесскую улицу Полицейскую переименовали в улицу Кондратенко.
Но самое интересное – именно в Одессе началось крейсерство пароходов «Смоленск» и «Петербург», поставившее на уши всю Англию и чуть не начавшее еще одну войну – на этот раз русско-английскую.
Дело было так. В апреле 1904 г., вскоре после встречи «варяжцев», из Одессы в Севастополь отправились на переоборудование во вспомогательные крейсера два парохода Добровольного флота – упомянутые «Смоленск» и «Петербург». В Севастополе их приспособили для военных нужд – оборудовали орудийные позиции и погреба для снарядов. Сами орудия погрузили в трюмы. В июне оба парохода вышли в море под коммерческими флагами, проследовали через Черноморские проливы и Суэцкий канал в Красное море. Там команды извлекли пушки из трюмов, установили их на палубы, подняли Андреевские флаги – и вчерашние «купцы» превратились в крейсера, грозу морской торговли.
За меньше чем два месяца крейсерства в Индийском океане – от берегов Сомали до Мадагаскара, «Смоленск» и «Петербург» досмотрели пару десятков торговых судов, четыре из них, перевозивших военную контрабанду, задержали. Всё бы ничего, но задержанные суда были английскими – а владычица морей недолюбливала Россию, имела союзные отношения с Японией и, вообще, нечего мешать просвещенным мореплавателям торговать где угодно, как угодно и с кем угодно. В английской и американской прессе поднялся шум по поводу «пиратских» действий русских. Английская эскадра в Средиземном море подошла к Дарданеллам, готовясь войти в Черное море и показать России, где раки зимуют. Под таким давлением русское правительство было вынуждено отозвать оба вспомогательных крейсера, которые к середине сентября пришли в Либаву (ныне Лиепая).
Нет сомнения, что Россия имела общее экономическое превосходство над Японией. Длительная война поставила Японию на грань экономической катастрофы – в стране закончились деньги, не оставалось людей для нового призыва в армию. Россия имела возможность, даже после всех поражений на суше и на море, продолжать войну и добиться более выгодных условий мира или даже капитуляции Японии. Помешали этому только усугубленные неудачной войной события первой русской революции.
В то же время в России не использовали имеющиеся возможности и в ходе войны. Прояви генералы и адмиралы хоть немного больше решительности – многих поражений удалось бы избежать. Забыли и недавнюю (1894-1895 гг.) японо-китайскую войну, когда японцы тоже напали внезапно, без объявления войны (в 1941 году американцы тоже не подумали о японских традициях начинать войну и получили Пирл-Харбор).
Так или иначе, но Русско-японская война только усугубила давно назревавшие в России социально-экономические проблемы. Революция 1905-1907 гг. во многом была порождена именно неудачами в войне – в случае побед, большинство этих проблем можно было списать на войну и найти виноватых в образе японцев. В ходе войны Россия потеряла флот и внешнеполитическое влияние (измеряемое, в том числе, и числом броненосцев) и оказалась «привязанной» к Франции и Англии. Что и определило её вступление в Первую мировую войну и последующие события революций, гражданских войн и той истории, какой мы её знаем.