министерство инфраструктуры Украины

Как уже сообщалось, в первые месяцы текущего года Ренийский морской порт и действующие на его территории частные компании продолжают демонстрировать значительное падение производства.

За январь-февраль 2021 года, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, грузооборот в порту сократился на 47%. Столь существенное снижение объёмов перевалки произошло в основном за счёт потерь зерна – основного грузопотока в порту Рени. За указанный период переработка зерновых грузов сократилась в  4,7 раза.

Эти показатели вызывают особую тревогу на фоне того обстоятельства, что производственное падение происходит уже второй год подряд. Напомним, что по итогам 2020 года, в сравнении с результатом 2019 года, грузооборот Ренийского порта упал на 38,4%. Эта цифра стала худшим показателем работы порта с 2015 года, когда было переработано в общей сложности 907 тыс. тонн.

Что же происходит сегодня в порту Рени? Почему грузопоток сокращается такими темпами? Может ли данная ситуация привести к банкротству госпредприятия «Ренийский морской торговый порт»? Какие меры для выхода из кризиса предпринимает новое руководство в лице исполняющего обязанности директора ГП «РМТП» Максима Игнатенко? Эти вопросы стали темой нашего небольшого интервью с главным бухгалтером порта Галиной Полтавской.

«По правилам экономики, банкротство нашего предприятия наступило ещё в 2008 году. Просто его официально не объявляют. Сейчас Министерство инфраструктуры занято изучением финансово-экономической ситуации, которая сложилась в крупных государственных портах Украины. Например, возникла масса вопросов по поводу финансовых результатов деятельности Одесского, Южного и Черноморского портов», – сообщила Галина Полтавская.

По словам Галины Петровны, суть вопроса коротко изложило интернет-издание «Правда Одесского порта». Процитируем фрагмент из публикации под заголовком «Одесский порт: доходы Шрёдингера»: «Согласно статистике, убыток ГП «Одесский морской торговый порт» за январь-февраль 2021 года составил более 9 млн грн. Отметим, что за аналогичный период 2020 года прибыль предприятия была на уровне 7,5 млн грн… Подведём промежуточные итоги деятельности ГП «Южный»: при чистой прибыли за первые два месяца 2020 года в сумме 82,7 млн грн, сейчас можно констатировать убыток в 50,6 млн грн. Не отстаёт от «коллег» по цеху и ГП «Черноморск», увеличив убытки по сравнению с прошлым годом в 25 раз – до 76 млн грн.

Начиная с августа 2020 года, в трёх крупнейших портах страны были заменены руководители… Пришедшие на смену отлично справляются с доведением предприятий до убыточного состояния. А ведь по итогам 2020 года Одесский порт занял второе после Южного место по прибыльности среди портов Украины, показав финансовый результат в виде более 60 млн грн».

Как отметила главный бухгалтер ГП «РМТП», подобное положение дел наблюдается во всех государственных портах Украины. И, разумеется, профильное министерство реагирует на это.

«Новая управленческая команда порта Рени пытается разобраться в ситуации по заданию министра. Наконец-то. Анализ того, что происходит, касается всей портовой отрасли», – сказала Галина Полтавская.

Отвечая на вопрос о том, существует ли у Ренийского порта возможность увеличить грузооборот, Галина Петровна отметила, что падение объёмов перевалки в прошлом году и в начале 2021 года было связано с отсутствием зерна из-за неурожая 2020 года.

«От этого пострадали и мы, и частные портовые операторы, поскольку почти все субъекты специальной экономической зоны занимаются зерном. Но в марте наметились первые признаки улучшения, а в апреле мы ожидаем рост перевалки. Рост планируется за счёт нового грузопотока – металла. Мы ожидаем также, что с августа пойдёт новое зерно, и все портовые операторы смогут компенсировать свои прошлогодние потери. Вообще есть надежда, что в 2021 году будет хороший рост после провала. Во всяком случае, есть шанс выйти на уровень 2019 года, когда суммарный грузооборот ГП и субъектов СЭЗ составил около 1,3 млн тонн», – заявила Галина Полтавская.

Добавим, что появился небольшой позитив и в процессе погашения задолженности по зарплате перед коллективом ГП «РМТП». В настоящее время долг по оплате труда составляет 12,5 млн грн, но, как сообщила главный бухгалтер предприятия, до 8 апреля работникам порта будет выплачено 3 миллиона гривен.

Что касается дальнейших финансовых перспектив Ренийского порта, то и здесь намечаются хорошие новости.

«Мы ожидаем, что Министерство инфраструктуры поможет нам полностью выплатить долги по зарплате. Это называется санация и восстановление платёжеспособности. Возможно, порту будет предоставлена финансовая помощь без процентов, с отсрочкой платежа на пять лет. Пока нет официального подтверждения этой информации. Но мы очень надеемся, что эти меры будут приняты», – сказала Галина Петровна.

Напомним, что и.о. директора ГП «РМТП» Максим Игнатенко приступил к своим обязанностям в начале февраля т.г. Комментируя мотивы назначения нового руководителя, представитель Министерства инфраструктуры Виталий Грицак заявил следующее: «Новый и.о. директора порта имеет большой опыт юридической работы, и этот фактор имел важное значение при выборе кандидата на эту должность. Анализ существующего хозяйственного положения дел в Ренийском порту свидетельствует о том, что многие вопросы необходимо привести в соответствие с законностью, вернуть в правовое русло. Решению о назначении нового и.о. директора порта предшествовал аудит, инициированный нашим министерством. То есть существует масса юридических вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы позитивно решались экономические проблемы порта. Мы знаем, что ГП «РМТП» — очень мощное производство, и мы ставим задачу возродить его возможности».

Політика