В 2019 году уроженец города Рени, профессиональный моряк Владимир Маратаев стал победителем традиционного ренийского районного конкурса «Человек года» в номинации «Рекорд года». Этот титул Владимир Васильевич получил за одиночное трёхлетнее кругосветное плавание на парусной яхте: путешествие началось в июле 2016 года из Калининграда (Россия) и благополучно закончилось в августе 2019-го.
Недавно отважный яхтсмен побывал в родном городе и провёл встречу с земляками в районной детской библиотеке. Возможность пообщаться с человеком, который обогнул весь земной шар на маленьком хрупком судёнышке, вызвала огромный интерес. А для юных яхтсменов – самых благодарных и любопытных гостей встречи – визит настоящего морского волка стал подлинной сенсацией: мальчишки и девчонки, только начинающие ходить под парусом, вживую услышали то, о чём они пока могут узнать лишь из приключенческих романов, телевизионных передач или «Ютуба».
ПОСЛЕ 60-ТИ ЖИЗНЬ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ: НИКОГДА НЕ ПОЗДНО ПОКОРИТЬ НАМЕЧЕННУЮ ВЕРШИНУ
– Я с детства мечтал стать моряком. Не скажу, что прямо была мечта обойти на яхте вокруг света, но странствия по морям меня всегда привлекали. Уже будучи студентом, я увлёкся парусным спортом, и моя мечта приобрела реальные очертания. В 1982 году я получил диплом яхтенного капитана. И желание совершить кругосветный морской поход под парусом окрепло. И хотя мне удалось осуществить эту мечту уже в солидном возрасте, глубоко за 60, мой пример лишний раз доказал: никогда не поздно пытаться покорить намеченную вершину, – рассказывает Владимир Васильевич. – Конечно, такое путешествие – дорогое удовольствие. Я профинансировал его за свой счёт. Долго работая старшим механиком на иностранном флоте и получая хорошую зарплату, в итоге накопил достаточно денег, чтобы оплатить расходы на кругосветное плавание.
Хочу отметить, как и почему мне пришлось уйти из профессии. Я делал последний рейс и попал в такую ситуацию, когда надо было очень быстро пройти из Норвегии в Англию. Капитан не сбавил скорость, хотя судно шло без груза, и у нас в шторм винт вылетел из воды. Двигатель заглох. Пока я его запускал, судно развернулось бортом к волне и раскачивалось так, что могло в любой момент опрокинуться. Люди уже стояли на корме и ждали моей команды покидать судно, но я всё же сумел запустить двигатель.
Через месяц меня снова позвали на работу, но медкомиссия обнаружила проблемы с сердцем. Видимо, сказался пережитый стресс… Мне тогда было 63 года. Я лечился на протяжении трёх лет, и вылечился как раз перед кругосветным путешествием.
Когда я выбирал маршрут плавания, то исходил из тех навигационных парусных маршрутов, которые существуют уже сотни лет, то есть проверены временем и судоходной практикой. Эти маршруты учитывают направления ветров, особенности времён года, географию морских течений и так далее. Именно поэтому мне удалось избежать слишком сильных штормов: я выбирал такие пути и в такое время, когда штормы не прогнозируются. Да, они были, но с настоящими ураганами я не сталкивался. Ну, а если ты уже попал в шторм, то остаётся лишь одно – молиться Богу.
Один из самых сильных штормов застал меня в Красном море. Когда я дошёл до порта Суэц, мне там рассказали, что во время этого шторма погибло три яхты. Бог меня спас…
Естественно, у меня возникала мысль о том, чтобы включить Рени в маршрут кругосветного плавания – с учётом того, что яхта может идти и по Дунаю. Я месяц стоял в Турции и хотел зайти в Рени, чтобы потом пойти по реке в Европу. Но путь по Дунаю – это около двух тысяч километров против течения. А какое течение в Дунае, я хорошо знаю. К тому же, мне пришлось бы много раз опускать мачту под мостами, да и денег не хватило бы на солярку. Но если бы даже я зашёл в Рени просто поздороваться, то не успел бы в Испанию в нужное время. Вопрос в том, что к западу от Испании, когда заканчивается июнь, начинаются встречные ветры (португальский пассат), и этот участок океана надо пройти вовремя.
ЧТО НЕМЦУ ЗДОРОВО, ТО И РУССКОМУ ХОРОШО: ОДНО «ВДОХНОВЕНИЕ» НА ДВОИХ ДВАЖДЫ ПРИНЕСЛО УСПЕХ
Теперь немного расскажу о своей яхте. Её длина – 9 метров, построена в Германии более 40 лет назад. Она парусно-моторная, стальная. Это хорошо в том смысле, что она прочная, но плохо то, что она местами ржавеет. И если прозевать, то в корпусе яхты могут появиться дыры. Поэтому, когда я поднимал яхту (а я поднимал её дважды за время плавания), я стучал молотком по подозрительным местам и дважды обнаружил проржавевшие фрагменты. Хорошо, что у меня был сварочный аппарат, и я «залатал» эти места.
Яхта называется «Inspiration II» («Вдохновение II»), я её купил у немца по имени Хорст Шольц, который обошёл вокруг света в 2008-2010 годах. А почему II (вторая)? В первый раз этот немец пошёл в кругосветное плавание на яхте «Inspiration», и когда ему уже оставалось дойти от Карибского моря до Германии, яхта утонула. Его спасли совершенно случайно: в том районе обычно не ходят пароходы. Но немцу крупно повезло – проходившее там судно взяло его на борт.
Шольц вернулся в Германию, купил новую яхту и назвал её «Inspiration II». Это был смелый поступок, так как моряки обычно не используют снова название того судна, которое однажды потерпело неудачу. Тем не менее немец совершил успешное кругосветное плавание, а потом продал эту яхту мне. А я не стал менять её название. Кстати, во время моего путешествия Шольц прилетел ко мне в Испанию, после чего мы вместе дошли до Бельгии.
ПИРАТЫ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА, ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ «ЛЮДОЕДЫ» И СОВРЕМЕННЫЙ «ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ»
Мне часто задают вопрос, встречался ли я с пиратами. Когда, к примеру, в Индийском океане ко мне пытались приближаться рыбаки, я делал всё возможное, чтобы избежать встречи с ними. Это была необходимая мера предосторожности: далеко не всегда можно отличить рыбаков от пиратов. А пираты есть не только у берегов Сомали – они встречаются и в Гвинейском заливе, у берегов Западной Африки, и в водах Бразилии, и в других регионах.
Но мне повезло – я не встречал пиратов на быстроходных катерах, которые могли бы догнать мою яхту. Я не боялся пиратов только в тех случаях, когда штормило, потому что в это время ко мне невозможно было пришвартоваться. А когда море спокойное, то, конечно, я мог бы стать лёгкой добычей пиратов, тем более вооружённых. Мне нечем было защищаться. К тому же, в таких случаях сопротивление зачастую ещё более опасно, чем сам факт нападения морских бандитов.
Мне как-то рассказали, что американская яхта, на которой были 4 человека, пыталась отстреливаться от 13-ти пиратов. Ну, и по законам войны пираты убили всех американцев. Сколько было убито пиратов, не знаю. Потом пришёл патруль и арестовал оставшихся в живых пиратов… Так что здесь надо подумать, стоит ли иметь оружие и надо ли его применять. К слову, в Йемене можно было запросто купить автомат Калашникова за 300 долларов, причём вполне официально, с получением разрешения. Но к Йемену нельзя было подходить – там пиратский район. А вообще пиратская зона – это вся северная часть Индийского океана от Индонезии и Малайзии через Шри-Ланку до Сомали и Аравии. Но я прошёл этот регион без проблем, с Божьей помощью.
Почему я говорю о Божьей помощи? Перед Канарскими островами (Атлантический океан) у меня порвался трос, который удерживает мачту сзади, и мачта не упала просто чудом. Уже потом, на Канарских островах, я изучал причины этой аварии и обнаружил, что на тросе осталась целой чуть ли не единственная волосинка, и именно она удержала мачту от падения. После этого я пошёл в православную церковь, и священник благословил меня на плавание…
В прежние века морякам угрожали не только пираты, но и не менее опасные враги – например, островные каннибалы. Миновав Панамский канал, я вошёл в Тихий океан, и на Маркизских островах вспомнил о том, что там в своё время жили людоеды. Подойдя к берегу и заметив дым над джунглями, я подумал: ну, всё – готовят костёр, чтобы меня зажарить и съесть. Шучу, конечно. Людоедов там давно нет, у них уже давно – цивилизация. Короче, меня не съели!
Кстати, именно в этом регионе я увидел легендарного «летучего голландца». Встаю я утром, выхожу и вижу: плывёт яхта впереди. Как яхтсмен, я сразу заметил, что у той яхты – необычные паруса. Я спустился за биноклем, подымаюсь, смотрю – а её нет. Я подумал: может быть, она за дымку какую-то зашла, за тучку… Нет, нормальная видимость, но ничего не видно. На следующий день – примерно такая же картина: идёт яхта, но уже другие паруса, другого цвета и без рисунка. Я, опять же, спустился за биноклем, а когда поднялся, яхты уже не было. Тут я задумался: что же это такое? Ответ напрашивался один: корабль-призрак, «летучий голландец»!
Когда я зашёл в ближайший порт, то прочитал в Интернете, что встреча с «летучим голландцем» – это очень плохая примета, которая может привести моряка даже к гибели. В Интернете рисуют «летучего голландца», как старый полусгнивший корабль с полуобвалившимися мачтами, истлевшими парусами и скелетами на палубе. Но я видел современную красивую яхту…
РЕДКИЙ ПОПУТЧИК «ДОЛЕТИТ» НА ЯХТЕ ДО СЕРЕДИНЫ ОКЕАНА!
Изначально я не планировал одиночное плавание – мне хотелось, чтобы у меня были напарники. Первым попутчиком стал мой товарищ по яхт-клубу, с которым я прошёл от Калининграда через Кильский канал (северная Германия) до Амстердама. Оттуда мой напарник уехал, но должен был прилететь другой товарищ. Мне нужна была его помощь на выходе в Бискайский залив, где очень оживлённое место: там постоянно ходят пароходы, а это опасно для одинокой яхты – высока вероятность столкновения. Одному яхтсмену трудно следить за судоходством – даже не остаётся времени на сон, а двое могут нести вахту и спать по очереди.
После того, как прилетел мой киевский товарищ, мы с ним дошли до Испании. Затем к нам присоединился ещё один знакомый из Петербурга, и мы вместе дошли до Канарских островов. Там я простоял целых три месяца: поднимая якорь вручную (у меня не было лебёдки), я порвал себе мышцы спины и был вынужден ждать, когда всё заживёт.
Атлантический океан – до Карибских островов – я пересёк с парнем из Германии (это фактически маршрут первой экспедиции Колумба – Прим. авт.), а оттуда до Панамского канала я взял ещё двоих попутчиков – немецкую девушку и парня из Бразилии.
Расстались мы очень интересно. Совсем недалеко от Панамского канала мы остановились в гавани, чтобы почистить яхту от ракушек. Ныряем, работаем. Мимо проходили какие-то дети. Они очень удивились: мол, что вы тут делаете – здесь крокодилы водятся. Ну, думаю, их просто мама напугала – чтобы не купались где попало. Но потом и мама подошла с тем же предостережением: тут крокодилы! Мы, конечно, пулей выскочили из воды. Правда, потом нас успокоили: оказывается, крокодилы охотятся только ночью, а днём они прячутся.
На следующий день мы поехали в город на автобусе, и во время остановки прямо на дороге увидели убитого крокодила – его зарубили мачете. Так мы убедились, что в тех местах действительно водятся крокодилы.
В Панаме, ожидая визу, я простоял ещё три месяца… То есть, если бы не подобные длительные стоянки, то я мог бы обойти земной шар не за три года, а за два.
В Малайзии я взял с собой одного белоруса, и по пути на Шри-Ланку начался очень сильный шторм – мои паруса разорвало буквально в носовые платки. И попутчик решил, что лучше вернуться домой на самолёте. А парень был совсем не из робкого десятка: он – спелеолог, спускался на километр под землю, где, к тому же, плавал с аквалангом под водой из одной пещеры в другую. О том, насколько это опасно, свидетельствует случай, рассказанный этим белорусом. Один из спелеологов получил в пещерах серьёзную травму, и чтобы его оттуда вытащить, его коллеги позвали на помощь ещё 100 специалистов. И вот этот смелый человек мне сказал: да, парусный спорт – не для всех. Это самая большая похвала, которую я слышал в жизни в отношении парусного спорта. А тот белорус всё же сошёл с яхты и улетел на родину.
После этого я вновь остался один и продолжал путь, хотя был не сезон – начались встречные штормы. Штормило так, что в борьбе с непогодой я порвал мышцы плеча и управлял яхтой одной рукой. Пришлось вернуться в Малайзию, откуда самолётом я прилетел в Калининград и обратился к врачам. Они обследовали меня, но ничего страшного не выявили. Затем я снова вернулся в Малайзию и простоял там около восьми месяцев – до наступления сезона. Дело в том, что от Малайзии до Сомали ветер шесть месяцев дует в одном направлении и шесть месяцев – в другом, то есть идти против ветра на такое расстояние практически невозможно. Одновременно надо было дождаться, когда заживёт плечо.
Среди моих попутчиков был малазиец-яхтсмен с дипломом капитана для яхт длиной до 25 метров. Мы отошли от берега и почти сразу попали в свежую погоду. Этого малазийца так укачало, что он не захотел продолжать со мной путь, и я опять остался один. В общей сложности три четверти всего кругосветного маршрута я прошёл в одиночестве. Но не потому, что я этого хотел – так получилось.
Чтобы найти попутчиков, я выкладывал объявления в Интернете, где есть специальный сайт для тех, кто хотел бы присоединиться к подобным путешествиям на яхте. И желающие находились, но в основном это были люди, которые хотят, условно говоря, попасть из точки А в точку Б. Затем они ищут следующую яхту, то есть передвигаются по принципу автостопа. Это было не совсем то, что мне нужно: я искал напарников, готовых внести свой вклад в плавание в виде продуктов и других расходов.
К слову, по поводу питания во время путешествия. Холодильника на борту не было, поэтому приходилось питаться консервами, крупами, овощами. Иногда ловил рыбу в Тихом океане, и очень большую рыбу – по 10-15 килограммов. Она ловится буквально на столовую ложку в качестве блесны (вся крупная рыба – хищная). Забросил, протащил леску 50-100 метров за яхтой – и рыба уже хватает крючок. Рыбы было достаточно – я даже солил её, а потом в ближайшем порту раздавал под пиво (я сам к спиртному равнодушен).
«ЧАЙКА, НЕ ЗАБИРАЙ МОЮ ДУШУ, Я ЕЩЁ ХОЧУ ДОМОЙ ВЕРНУТЬСЯ»
Разумеется, во время путешествия я встречал различную морскую живность. Видел иногда акул, но они почему-то всегда были парами, причём у одной верхний плавник – белый, а у другой – тёмный. Встречались огромные морские черепахи, на яхту залетали птицы.
Запомнился один интересный эпизод. Прилетает чайка и садится на яхту. Посидела и улетела, а в это время прилетела другая чайка и села на то же самое место. Вскоре предыдущая чайка вернулась и, увидев, что место занято, начала «ругаться» с соперницей: мол, я первая здесь была, убирайся отсюда! А та «отвечает» в духе «барыня встала – место пропало!». В конце концов, они уселись вдвоём, отдыхали до утра и улетели. А утром был шторм. Даже примета есть такая: если две чайки рядышком сидят на корабле или парой ходят по берегу, то завтра будет шторм.
А ещё был случай, когда прилетела чайка и села на яхту недалеко от меня. Я в этот момент стоял у руля и пел песни. Мне было скучно, и я начал с ней разговаривать. В итоге она уселась мне на голову, на соломенную шляпу. Мне вспомнилось поверье, что чайки – это души погибших моряков. Я её спрашиваю: ты что, прилетела мою душу забирать? Не надо, милая, я ещё хочу домой вернуться. Чайка немного посидела и улетела. Больше она не возвращалась.
А однажды мне попалась чайка, которая до такой степени наелась рыбы, что уже не могла нормально летать. Она оторвалась от воды, кое-как долетела до моей яхты и упала, отрыгнув съеденную рыбу. Кстати, запах от этой отрыжки был ужасный. Затем чайка добралась до меня и стала пытаться перелезть через тросики. Можно было бы просто перепрыгнуть через них, но она пыталась перелезть, как человек, цепляясь клювом за верхний тросик, а лапками – за нижний. Я её подсадил, а она меня укусила. Я всё-таки выбросил её за борт, и больше она не появлялась.
Запомнилась ещё одна чайка: она, видимо, поймала большую рыбу и сломала себе верхнюю часть клюва. Я её накрыл, чтобы она не могла взлететь, рассчитывая на то, что скоро зайду в порт и отдам её в ветеринарную лечебницу. Но птица не выжила – чайки не могут долго жить без пищи.
«ПЛАВАНИЕ НА ПАРУСНОЙ ЯХТЕ – ЭТО ОБЫЧНАЯ РУТИННАЯ РАБОТА»
Под конец встречи автор этих строк поинтересовался: в чём состоит главный кайф такого долгого, трудного и опасного путешествия? Ведь должно же быть некое сильное ощущение, ради которого, собственно, яхтсмен переносит все тяготы пути и готов терпеть лишения и одиночество? Авантюристы ищут острых ощущений в приключениях, альпинисты стремятся к эйфории в момент победы над вершиной (а по сути – победы над собой), азартных игроков захватывает погоня за капризной удачей… А что заставляет человека на три года затеряться в бескрайних просторах океана?
К моему огромному удивлению, Владимир Васильевич не смог назвать, в чём заключался его главный кайф.
– Дальнее плавание на парусной яхте – это обычная рутинная работа, которая не может вызывать каких-то особых положительных эмоций, а тем более восторга, – ответил путешественник. – Наверное, парусный спорт уже сам по себе – удовольствие. Между прочим, на яхтах вокруг света ходят либо очень богатые люди, либо спортсмены-одиночки, да и то редко. А знаете, кто больше всего ходит под парусом в Европе? Пенсионеры, в том числе пожилые супружеские пары. Вряд ли надо объяснять, что уровень доходов у них совсем не такой, как у наших пенсионеров. Так вот, европейские старички на своей яхте путешествуют из одного порта в другой, живут в этих городах какое-то время, ходят по музеям и ресторанам, а потом плывут дальше…
Парус – это наркотик. Помню, на пути домой я думал: скорей бы это всё закончилось – надоело! А когда пришвартовался, уже через несколько дней опять потянуло в море…
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.