После конфликта, который привел к образованию Приднестровской Молдавской республики (1992) территория, которая непосредственно граничит со значительной частью Одесской области, находится в поле внимания международных организаций, в том числе и Миссии ЕС EUBAM.
Отношения между Молдовой и Украиной складывали по-разному, завися от политических лидеров двух государств, но в целом курс и Молдовы, и Украины совпадал в последние годы, хотя бы в плане приверженности курсу на евроинтеграцию. Кроме того обе страны являются участницами Восточного партнерства и реализуют ряд проектов в формате стран Восточного партнерства. Также Молдова и Украина принимают участие в деятельности еврорегиона Нижний Дунай.
Торговые отношения Украина-Молдова
По официальным данным посольства Украины в Республике Молдова, объем торговли товарами между Украиной и Республикой Молдова в прошлом году составил 565,5 млн. долл. США. Украина продолжает оставаться одним из основных торговых партнеров Молдовы, занимая третье место (после Румынии и РФ) по объемам импорта в соседнюю страну с долей 9,3%. В то же время, доля Украины в молдавском экспорте сократилась до 2,3%, что соответствует 10-й позиции.
При этом, экспорт товаров составил 524,3 млн. долл. США (-29,5%), импорт товаров – 41,2 млн. долл. США (-33,4%). Сальдо сложилось положительное для Украины – 483,1 млн. долл. США.
Основными товарами, которые поставлялись в Молдову за этот период, были: продукция агропромышленного комплекса, сигареты, метизы и металлолом, продукция строительной и химической отраслей.
В прошлом году зафиксировано уменьшение объемов поставок из Украины в Молдову фактически по всем товарным группам. В частности, существенно отразилось на показателях украинского экспорта значительное сокращение, по сравнению с 2013-2014 годами, поставок таких товарных позиций, как электроэнергия и энергоносители. В то же время, уменьшение физических объемов украинского экспорта было значительно более умеренным, а по отдельным позициям имел место рост, что обусловлено существенным снижением средней цены экспортных поставок.
Основными товарами, импортируемыми Украиной из Молдовы, оставались продукция растениеводства, вино и этиловый спирт. Имело место сокращение, по сравнению с 2014 годом, объемов импорта из РМ зерновых, семян подсолнечника, вина и спирта.
Объем торговли услугами между Украиной и РМ за январь-сентябрь 2015 года составил 53,8 млн. долл. США. При этом экспорт услуг составил 30,7 млн. долл. США (-29,4%), импорт услуг – 23,1 млн. долл. США (+0,5%).
По состоянию на 1 октября 2015 года, Республика Молдова инвестировала в экономику Украины 22,5 млн. долл. США (уменьшение по сравнению с 1 январем 2015 году на 7,0 млн. долл. США или на 23,7%).
Казалось отношения в торговом плане не очень плохие, но результат в этом году, очевидно, подпортит введенные Кишиневом в конце апреля 2016 года квот и пошлин на животноводческую продукцию и цемент украинского производства. Об этой ситуации мы уже писали. На сегодняшний день были проведены двухсторонние консультации и по информации пресс-службы Министерства экономического развития Украины по результатам встречи первого вице-премьер-министра Украины Степана Кубива с заместителем премьер-министра, министром экономики Молдовы Октавианом Калмыком можно говорить о том, что Молдова в скором времени отменит торговые ограничения, введенные в отношение украинской продукции.
Политический интерес в рамках Восточного партнерства
Ключевыми в рамках отношения Украины со странами Восточного партнерства являются Рижский саммит Восточного партнерства (май 2015 г.) и углубление сотрудничества с Молдовой и Грузией в контексте общих вопросов в рамках евроинтеграции и вопросов безопасности в регионе.
Несмотря на то, что углубление отношений между Украиной и Молдовой в рамках стран Восточного партнерства отвечает общим интересам, ни в Коалиционном договоре, ни в программах политических партий – участников коалиции и Программе действий кабинета министров на 2015 г. отношения со странами Восточного партнерства не фигурировали в качестве приоритета.
Авторы-составители сборника статей «Українська призма: зовнішня політика 2015» признают, что «систематизация отношений со странами Восточного партнерства (в особенности с Молдовой и Грузией), как и создание внутренней системы координации политики евроинтеграции в общем, остаются крайне актуальными заданиями».
Что касается стратегического видения отношений, то в курсе на евроинтеграцию нет конкретных указаний на сотрудничество с отдельными странами, в том числе Восточного партнерства. В Военной доктрине Молдова упоминается в контексте потенциального риска, связанного с государственной границей. В стратегии поступательного развития «Украина-2020» также нет прямых ссылок на углубление контактов со странами-участницами Восточного партнерства.
Европейская Миссия EUBAM и разрешение конфликта в Приднестровье
С 2005 года на территории Украины и Молдовы действует программа ЕС под названием. Миссия Европейского Союза по приграничной помощи Молдове и Украине. Она организована для содействия внедрению пограничных, таможенных и торговых норм и практики, которые соответствуют стандартам ЕС и удовлетворяют потребностям двух стран-партнеров.
По факту EUBAM это консультационно-технический орган со штаб-квартирой в Одессе. У миссии есть представительство в Молдове и шесть полевых офисов: по три на молдавской и украинской стороне.
Деятельность EUBAM способствует экономическому развитию и укрепляет безопасность в регионе, в котором существует значительный дестабилизирующий фактор непризнанной Приднестровской Молдавской республики.
Однако, несмотря на то, что обе страны, и Украина, и Молдова твердо стоят на пути интеграции в ЕС, участвуют во многих программах, в том числе в формате стран Восточного партнерства, на последней (7-й) встрече министров иностранных дел было подчеркнуто, что кооперация заключается в продвижении сотрудничества в таких областях, как образование, наука, исследования, также были оговорены возможности для трудоустройства, предпринимательства в формате программ «Erasmus», «Creative Europe» и «Horizon 2020».
Сотрудничество в сфере контроля над миграцией на границе Украины и Молдовы
Одним из основных заданий миссии EUBAM является содействие пограничным службам Украины и Молдовы в сфере контроля над миграцией. Эта проблема стала гораздо острее в последние годы и в странах-членах Шенгенской зоны и стран – ближайших соседей ЕС.
«EUBAM остается важным действующим лицом в оказании нам поддержки в реализации Соглашения об Ассоциации. Миссия всегда играла важную роль в укреплении нашего сотрудничества с украинскими коллегами путем предоставления нам помощи в разработке законодательной базы для осуществления автоматизированного обмена данными о пересечении границы, в том числе и на её центральном участке», – подчеркнул Дорин Пуриче, начальник Департамента пограничной полиции Министерства внутренних дел Республики Молдовы.
Украинская сторона также высоко оценивает участие миссии ЕС в различных аспектах связанных с контролем над границей. В частности при содействии EUBAM подготовлен и подписан межведомственный протокол об организации совместного контроля в пункте пропуска «Кучурган-Первомайск» на территории Украины.
«Наиболее амбициозным решением Миссии ЕС, направленным на повышение доверия на государственной границе и усиления пограничной безопасности, в 2015 году стал проект по подготовке межправительственного Соглашения об организации обмена информацией, о лицах и транспортных средствах, пересекающих украино-молдавскую границу», – отметил Виктор Назаренко, председатель Государственной пограничной службы Украины.
Также украинские власти отмечают важность участия EUBAM в совместных пограничных операциях таких международных партнеров как Интерпол, Европол, Frontex.
Отметим, что мандат Миссии ЕС продлевался уже три раза и по крайней мере до 2017 года она будет действовать на территории Украины и Молдовы.
Одной из важных задач миссии ЕС является передача опыта украинским и молдавским коллегам с целью приближения их работы к стандартам ЕС. В частности большая работа была проведена в сфере борьбы с контрабандой, как на законодательном уровне, так и на уровне структуры органов, которые осуществляют эту борьбу.
В рамках EUBAM в Украине и Молдове была инициирована разработка национальных стратегий по борьбе с табаком, направленные на противодействие незаконной торговле табачной продукцией. Программы внедрены в Молдове с конца 2015 года и в Украине с 2016 года.
«Важным достижением является развитие упрощенных таможенных процедур и Концепции уполномоченного экономического оператора. Нормативная база была гармонизирована с законодательством ЕС ещё в 2014 году, а сегодня отмечаем положительную тенденцию – уже более 90 компаний обладают сертификатами уполномоченного экономического оператора», =- сказал Тудор Балицки, генеральный Директор Таможенной службы Республики Молдова.
Украинская сторона, в лице Государственной фискальной службы, исходя из обязательств в рамках Соглашения об Ассоциации, приняла четыре плана действий, направленных на реализацию актов законодательства ЕС в таможенной сфере, а именно:
присоединение к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами и Конвенции о едином режиме транзита;
адаптации к положениям Таможенного кодекса ЕС;
освобождение от налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые лицами, путешествующими из третьих стран;
осуществление таможенного контроля соблюдения прав интеллектуальной собственности.
«Мы признательны Миссии EUBAM за значительную помощь в реформировании Государственной фискальной службы и реализации этих обязательств, в частности экспертную помощь, обучающие семинары, обмен опытом с таможенными администрациями государств-членов ЕС и развитие контактов с Европейской Комиссией. В целом, следует отметить интенсификацию сотрудничества с Миссией EUBAM в таможенной сфере», – подчеркнул Роман Насиров, председатель Государственной фискальной службы Украины.
В свою очередь Всеволод Ченцов, директор Департамента Европейского Союза МИД Украины в своем выступлении на 26-й заседании Консультативного совета EUBAM, отметил, что украинская сторона активно использует наработки, полученные в рамках EUBAM, а также использует примеры реформирования таможни в Одессе.
«Уже более 10 лет деятельности миссии в Украине дали возможность увеличить институциональные возможности партнерских органов. В первую очередь это касается таможенных и пограничных органов. Если в 2005 году мы концентрировали внимание на украино-молдавской границе, но со временем мандат миссии изменился. К миссии прислушиваются и в Украине, и в Молдове. Это тем более важно, потому что сейчас украинское правительство задумывается над тем, чтобы эффективно организовать таможенные сборы, как эффективнее наполнять бюджет», – считает Всеволод Ченцов.
Одной из целей миссии является помощь Молдове и Украине выполнять обязательства по Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (УВЗСТ).
«Оказывать своим партнерам помощь в подготовке к реализации требований Соглашения об Ассоциации между ЕС и Молдовой, а также ЕС и Украиной и к созданию в будущем Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли», – так звучит одна из целей Миссии EUBAM, которая к январю 2016 года была формально достигнута. Напомним, что Молдова присоединилась к УЗВСТ в 2014 году, а Украина 1 января 2016 года.
Одним из элементов поддержки EUBAM таможенных служб Молдовы и Украины в вопросе содействия торговле стало привлечение Миссией краткосрочного консультанта для анализа и подготовки предложений по упрощенным таможенным процедурам. Консультант определил пробелы, несоответствия и препятствия на пути к реализации упрощенных процедур, а также проанализировал текущие процессы и законодательство. В итоговом отчете содержались выводы и рекомендации по улучшению реализации упрощенных процедур и привидению их в соответствие со стандартами ЕС.
Отметим, что Миссия ЕС продолжает отслеживать тенденции во внешней торговли Приднестровья. На протяжении ряда лет эксперты EUBAM обеспечивали мониторинг процедур таможенного оформления товаров, ввозимых в Приднестровье и вывозимых из него, и предоставляли таможенным службам Молдовы рекомендации относительно этих процедур, обеспечивая, таким образом, соблюдение международных обязательств.
В числе главных достижений в сфере содействия торговли участники Миссии EUBAM указывают следующие: прогресс в реализации пост-таможенных процедур в Одесском и Ильичевском портах в соответствии с Исследованием работы портов Миссии EUBAM, которое проводилось с целью улучшить деловую и инвестиционную среду в Украине, сокращение обязательных документов для таможенного оформления с 11 до 3 в Молдове, принятие концепции уполномоченных экспортеров при определении происхождения в преференциальных соглашениях, что улучшило торговлю с ЕС в рамках режима свободной торговли.
Таким образом, отношения между Молдовой и Украиной имеют потенциал для дальнейшей интенсификации, как в рамках двухстороннего сотрудничества, так и в рамках более широких объединений. Вопросы безопасности и таможенного контроля, безусловно, являются важными, а при поддержке Миссии ЕС и весьма успешно решаемыми для обеих стран. Что касается внешнеполитического курса на ЕС, то здесь также есть единство, даже более того Молдова несколько опережает Украину на этом пути (например, зона свободной торговли Молдова – ЕС начала действовать ещё в 2014 году, Украина получила такое право только с 1 января 2016 года). Что касается торговых отношений, то как показывает практика, в Молдове существует мощное лобби, которое продавливает решения выгодные для местного производителя. В этой ситуации и украинским властям следует действовать последовательно и с учетом национальных интересов.