Чуть больше двух недель осталось до выборов Президента Молдовы, назначенных на 30 октября, но единственное, что можно утверждать с достаточной долей уверенности – первый тур не определит победителя.

фото: posprikaz.ru

Для лучшего понимания предвыборных процессов в Молдове необходимо учитывать, что любой избирательный процесс в последние годы носит ярко выраженную геополитическую окраску. Причем это характерно для всенародных выборов практически на любом уровне – от местных органов власти до президента. При этом традиционно левым флангом молдавской политики считаются партии, поддерживающие курс на приоритетное развитие отношений с Россией и Евразийским экономическим союзом, а правый фланг активно выступает за вхождение Молдовы в ЕС и НАТО. Также среди правых партий присутствуют и сторонники присоединения Молдовы к Румынии. Отдельные партии, такие как Демократическая партия Молдовы, пытаются позиционировать себя как центристские, но при этом находятся в правящей коалиции с «правыми». Именно это на сегодняшний день и формирует внешнеполитический курс Молдовы.

Специфика выборов в стране – с упором на геополитический фактор – и определяет содержание предвыборных программ кандидатов, в которых решение тех или иных проблем в экономике, общественной и социальной жизни тесно увязывается с внешней политикой.

Что касается нынешних выборов президента, то уже сейчас есть все основания сомневаться, что они пройдут честно и законно. Начнем с того, что всенародными эти выборы стали после весьма сомнительного с юридической точки зрения решения Конституционного суда, которое отменяло прежний порядок избрания президента депутатами парламента. Решение это было вынесено неожиданно и под влиянием массовых протестов против олигархической группировки Влада Плахотнюка, захватившей власть в стране, – всенародные выборы президента были в числе требований протестующих, хотя и не самым главным. Многие считают это тонким и хитрым ходом олигархии, поскольку данное решение внесло раздор в стан оппозиции, которая объединяла как «проевропейское» протестное движение, так и сторонников ориентации Молдовы на Россию и ЕАЭС.

Приближающиеся выборы характеризуются острым конфликтом интересов сразу нескольких сторон.

Задачей олигархической группировки В. Плахотнюка является избрание такого президента, который не стал бы вступать в конфликт с парламентом, находящимся под контролем олигарха. В этом плане уходящий президент Николай Тимофти, с огромным трудом избранный парламентом после двухлетнего президентского кризиса, являлся идеальной фигурой, о которой месяцами ничего не было слышно, поскольку он играл исключительно представительскую роль. Идеальным вариантом для группировки стало бы избрание кандидата от ДПМ Марианна Лупу, но шансы на это при всенародном голосовании чрезвычайно невелики – даже вероятность выхода данного кандидата во второй тур не оценивается как реальная. А фальсификации результатов для этого должны быть настолько вопиющими, что вряд ли этот вариант всерьез рассматривается.

Значит, олигарху потребуется другая политическая фигура, которая при этом еще и будет пользоваться поддержкой Вашингтона и Брюсселя, которые в последнее время достаточно явно высказывают недовольство Плахотнюком. Причина этого кроется в том, что проводимая «проевропейской» властью политика привела к резкому падению «прозападных» настроений в Молдове вследствие небывалого роста коррупции, кумовства и беззакония. При этом жизненный уровень в стране ощутимо снизился и вызвал гигантский отток населения на заработки за рубеж.

Все это привело к появлению резких протестных настроений, которые возглавила оппозиция, настроенная как «проевропейски», так и «проевразийски». К первой относятся преобразованная в одноименную политическую партию общественная платформа «Достоинство и правда» (DA), выдвинувшая кандидатом на пост президента Адриана Нэстасе, и еще одна новообразованная политическая партия «Действие и солидарность» (PAS) экс-министра образования Майи Санду. Кроме этого, кандидатами от прозападных партий являются входящие в правящую коалицию Юрий Лянкэ от Народно-европейской партии (НЕП) и Михаил Гимпу от Либеральной партии (ЛП), но их шансы на выход во второй тур выборов призрачны и рассматривать их можно только как своеобразных спойлеров, играя которыми власть может попытаться отобрать голоса у правой оппозиции.

По оценкам многих экспертов, именно М. Санду, которая до работы в правительстве в течение нескольких лет была сотрудником Международного валютного фонда, и является той кандидатурой, которая устраивает Запад. Её практически открыто поддерживают Евросоюз и США. Именно эта поддержка привела к тому, что Андрей Нэстасе, имевший одинаковые с Майей Санду рейтинги, снял свою кандидатуру в пользу Майи Санду.

Что касается кандидатов от левой оппозиции, то к ним относятся журналист Дмитрий Чубашенко, идущий на выборы от «Нашей партии» (НП) Ренато Усатого, и председатель Партии социалистов (ПСРМ) Игорь Додон.

Решение Конституционного суда РМ, сделавшее возможными всенародные выборы президента, помимо этого содержало и параграф, устанавливавший минимальный возраст кандидата не менее чем 40 лет. Именно это условие и вывело из президентской гонки лидера «Нашей партии» Р. Усатого, который имел высокие шансы не только на выход во второй тур выборов, но и на победу. Харизматичный мэр «северной столицы» Молдовы – города Бельцы, где он победил на выборах, набрав в первом же туре 72% голосов, Усатый мог рассчитывать на высокие результаты и в других регионах страны. За два года руководства Бельцами он, используя свои личные связи в России, смог наладить сотрудничество Бельц с Нижним Новгородом и Санкт-Петербургом, которые оказывали Бельцам серьезную помощь в необходимой городской технике.

Но все же, на президентские выборы «Нашей партии» пришлось искать другого кандидата. Д. Чубашенко является одним из самых известных журналистов Молдовы и имеет репутацию непримиримого противника существующего режима. Однако надо отметить, что его предвыборная программа вызывает достаточно определенные сомнения по части выполнимости предвыборных обещаний. По большому счету это находится в русле обычной риторики «Нашей партии», и многое, хотя звучит и выглядит красиво и многообещающе, далеко не во всем реально и осуществимо. Так, например, обещание Д. Чубашенко, что первым же его решением в должности президента станет указ о роспуске парламента, является откровенно популистским и неосуществимым – процедура роспуска парламента строго регламентирована, и подобный шаг новоизбранного президента будет неконституционным.

Что касается председателя Партии социалистов И. Додона, то он – один из реальных кандидатов на выход во второй тур президентских выборов. Кроме того, это один из кандидатов, который вполне может и победить на этих выборах. Он уже опытный политик, за спиной которого поддержка не только сильной и хорошо организованной политической партии, но и самая крупная фракция в парламенте, пусть и находящаяся в данный момент в оппозиции. Именно Игорь Додон, на сегодняшний день и является лидером в рейтингах кандидатов, причем опережает остальных с двукратным запасом.

Таким образом, на выход во второй тур выборов реально претендует Игорь Додон. Кто будет вторым – вопрос более интересный. По всем показателям, соперником лидера Партии социалистов должна стать Майя Санду, но далеко не факт, что как в первом, так и во втором туре за нее проголосуют сторонники Андрея Нэстасе, которого Санду вытеснила из предвыборной гонки. В тоже время, главной целью Игоря Додона во втором станет привлечение голосов сторонников «Нашей партии», выдвинувшей Дмитрия Чубашенко, а также мобилизация избирателей для участия в выборах.

Итоговый результат предсказать практически нереально, тем более, что повлиять на него могут и другие факторы, являющиеся спецификой выборов в Республике Молдова.

Какие последствия может иметь победа кандидата от левой оппозиции на президентских выборах? Скажем сразу, что говорить о каких-то принципиальных изменениях во внешнеполитическом курсе или кардинальных переменах во внутренней жизни не приходится. Молдова является парламентской республикой, где основная исполнительная власть находится в руках премьер-министра, назначаемого парламентом, что в нынешних политических реалиях означает – в руках В. Плахотнюка. Тем не менее, президент, избранный всенародным голосованием, будет изначально обладать большими возможностями для диалога с обществом и влияния на это общество. Кроме этого, в случае избрания своего кандидата у оппозиции появляется возможность международного общения на принципиально более высоком уровне. Очевидно, что такой президент будет иметь больше возможностей для влияния на события, происходящие внутри Молдовы, и на процессы, связанные с Молдовой за ее пределами.

автор Илья Киселёв