Превознося старину, мы недостаточно любопытны к недавнему прошлому.
Публий Корнелий Тацит

История Одессы, от самого её основания, и до сих пор, это полигон для идей и людей, здесь каждый мог себя реализовать, недаром же первым «богом» одесситов был Меркурий – древнеримский покровитель торговли.

Порт и таможня

На протяжении XIX века городом руководили без преувеличения великие и замечательные люди: герцог де Ришелье, известный своими военными подвигами, именно при нём были заложены основы экономического процветания города; граф А.Ф. Ланжерон, при котором городу было даровано право «порто-франко» – фактически беспошлинной торговли, что стимулировало, говоря сегодняшними категориями, приток иностранного капитала (инвестиций), граф М. С. Воронцов – талантливый администратор, при котором получило стимул к развитию сельское хозяйство региона.

Дух свободы и предпринимательства

Общий вид порта

Одесса всегда выделялась своей большей свободой, как духовной на уровне жителей, представителей десятков национальностей, так и на институциональном уровне. Роль самоуправления города резко возросло после реформ 1860-гг. До этого местное самоуправление руководствовалось «Грамотой на права и выгоды городам Российской империи».

В 1863 году городское управление получило значительную самостоятельность: были введены городские советы (из выборных гласных) для управления городским хозяйством; их исполнительными органами являлись магистраты, сохранившие свою прежнюю полицейскую, а также судебную власть.

В 1990-х гг. активно поднимался вопрос о предоставлении городу права свободной экономической зоны, некоего эквивалента «порто-франко» XIX века, однако реальным смыслом идеи двадцатилетней давности так и не были наполнены.

Основной развития города в первой половине – середине XIX ст. была хлебная торговля. Вот как описывают Одессу середины позапрошлого века: «К концу прошлого года [1853 – прим.] целый лес мачт чернел на горизонте нашего моря и как будто разглашал о могучем развитии наших торговых связей и о славе нашего города» . По данным того же исследования на долю Одессы приходилось 1/3 всего импорта хлеба из Российской империи (3.8 млн. четвертей из 10 млн. за 1853 г.).

После Крымской войны, подорвавшей монопольное положение Российской империи на европейском рынке зерновых, Одесса стала застраиваться промышленными зданиями, и в начале XX века стала значительным центром машиностроения, обрабатывающей промышленности.

В советский период развитие города шло по ряду направлений, но приоритетом оставалось развитие промышленности. С начала 1990-х годов, в связи с кризисом, развившимся на фоне переходного периода от плановой экономики к рыночной, оставшейся в наследство системы хозяйствования торгово-промышленный потенциал Одессы был подорван и основой стала транзитная деятельность порта, во многом зависящая от конъюнктуры на внешних рынках и спроса на украинское сырьё.

В связи с мировым экономическим кризисом, нестабильностью в экономической и политической сферах поток грузов через порты Причерноморья уменьшился. Хотя есть перспективы того, что при умелом менеджменте, реальной борьбе с коррупцией на таможне морские ворота Украины станут катализатором развития экономики и стимулом для вложения средств в усовершенствование и развитие инфраструктуры порта и самого города.

«Золотой век» и его налоги

Пересыпь 3

Основным источником пополнения городской казны конца XIX века был налог на недвижимость, который давал иногда до 1/3 всех доходов города (в 1894 г. 600 000 рублей, при всех налоговых поступлениях в 3,4 млн. рублей). Кроме того существовал т.н. полукопеечный доход, с каждого пуда всех товаров, которые шли на экспорт. Как и сегодня, так и сто лет назад целый ряд налогов поступал непосредственно в городскую казну.

* Для сравнения в начале XX века обед в приличном ресторане обходился в 1.5-2 рубля, килограмм картофеля стоил 2-3 копейки, а поездка на извозчике по городу обходилась примерно в 20 копеек, а зарплата рабочего в 1914 году в Киеве, например, составляла ок. 37 рублей.

Проводя параллели с сегодняшним состоянием фискальной системы отметим, что большой доход город как получал, так и получает от недвижимости, как от продажи, так и от арендной платы за её эксплуатацию, однако сравнить это с показателями столетней давности не представляется возможным, несмотря на то, что Одесса по продаже земли в несколько опережала Харьков и Донецк, города с населением большим, чем Одесса . Сейчас основная статья доходов города – фискальные отчисления с доходов граждан.

Внешние связи – залог развития и успеха

Гавань
Одесса всегда была открыта внешним веяниям, контакты являлись необходимостью, логичным атрибутом четвёртого города империи. От этого выигрывала экономика, благодаря этому развивалась культура.

При градоначальнике де Ришелье в Одессе было не менее семи консульств, а при градоначальнике Строганове, в 1861 году в городе располагалось уже 9 генеральных консулов, 17 консулов и 17 вице-консулов. Они представляли Грецию, Турцию, Испанию, Австрию, Францию, Великобританию, Пруссию, Швейцарию, Швецию, Сардинию, США, Бразилию и другие страны.

Сравнивая это с сегодняшним положением вещей можно отметить, что количество представительств поубавилось, однако по-прежнему Одесса остается важным административным центром с множеством дипломатических миссий разного уровня.

Время идет, а проблемы все те же

Купальни на морском берегу

Не всё так гладко в городе, не всегда соблюдается преемственность традиции. Сейчас принято обвинять городские власти в том, что они продают земли у берега моря, многие пляжи стали недоступными для обывателей. Но ознакомившись с путеводителем по Одессе (1915) с удивлением можно отметить, что проблемы были до мелочей похожи. Автор с горечью констатирует, что «жителям почти негде купаться». Лишь на пляже Ланжерон были бесплатные (народные) купальни.

* Типичные одесские купальни представляли из себя деревянные конструкции, выходящие в море, они были оборудованы спуском и были непременным атрибутом дореволюционных обустроенных пляжей.

Прошлое может быть не только поучительным уроком для тех, кто привык мыслить категориями сегодняшнего дня и не признаёт принципиальной повторяемости событий, история может подсказать и рецепты для решения насущных проблем. Так для «устройства и ремонта» мостовых в Одессе с 1912 года взимали особый попудный сбор с привозимых в Одессу и отвозимых по железной дороге товаров; сумма сбора была совсем не маленькой – около 150 000 рублей в год. Собственно на эти деньги и мостили дороги.

Бельгийский трамвай

Ситуация с общественным транспортом также была схожей. И тогда и сейчас у городских властей не хватало средств. Выход был найден – электрический трамвай в Одессе строила бельгийская компания, которая получила его в концессию, а уже в наше время закупка необходимых трамваев осуществляется по линии кредитования.

Мы попытались провести параллели с той Одессой, успешной и растущей, передовой и культурной. Оказывается у нас много общего, и достижений и проблем.

Автор: Станислав Кинка