С началом недели в Одесской области активно обсуждают состояние дорог в районах и финансирование проектов по их ремонту. Жители нескольких районов Одесской области обеспокоены тем, как руководство области распределяет средства между районами и определяет приоритеты в ремонте дорог.
Как подтверждает предоставленная членом бюджетного комитета, депутатом Одесского областного совета Иваном Кюссе статистика, беспокойство жителей южных районов области не беспочвенные. За полтора года реализации проекта по перенаправлению средств, полученных от сверхприбыли Одесской таможни, только девять из 26 районов Одесской области заслужили внимание губернатора Максима Степанова и смогли получить финансирование на ремонт пришедших в негодность дорог.
В частности с 2017 по 2018 год глава Одесской областной государственной администрации Максим Степанов, помимо ремонта многострадальной трассы Одесса-Рени и магистрали Одесса – Киев, распорядился направить чуть более 1,16 млрд.грн. на ремонт дорог районного значения только в девяти районах Одесской области. Лидерами по получению средств на дороги от таможенного эксперимента являются Беляевский и Килийский районы, которые в 2017 году получили 274,576 млн. и 262,752 млн. гривен соответственно. Притом удача настолько улыбнулась жителям этих районов, что в 2018 году губернатор дополнительно направил на эти же районы 56,621 млн. и 110,7 млн. гривен соответственно. На третьем месте по распределению средств от Одесской таможни находится Балтский район, получивший в 2017 году чуть более 129 миллионов гривен.
Менее успешными районами, но всё же попавшими в “список губернатора”, являются Кодымский, Арцизский, Раздельнянский, Измаильский, Болградский и Великомихайловский районы. Каждый из этих районов получил на ремонтные нужды суммы менее 100 миллионов гривен. Например, Арцизскому району досталось чуть более 67 миллионов, Измаильскому – почти 56 миллионов, Болградскому и Великомихайловскому – 45 и почти 6 миллионов гривен соответственно.
Остается загадкой, по какому принципу проходит распределение средств между районами и почему наиболее успешные по наполнению областного бюджета районы не заслужили внимание губернатора Максима Степанова. Сравнивая статистику по получению доходов бюджетами от налогов на заработную плату, ставок от арендной платы за землю и за паи, создается впечатление, что руководство области при распределении средств на ремонт дорог применяет принцип, как-то озвученный в фильме “Операция И” одним из персонажей, “Кто не работает, тот и ест”.
В частности, Беляевский и Килийский районы входят в число лидеров по самым низким заработным платам. Например в Беляевском районе средняя заработная плата в сельском хозяйстве находится на уровне3,935 тыс.грн. В Килийском районе – 3,898 тыс.грн. Это при средней заработной плате в сельском хозяйстве по области – 5,171 тыс.грн. Давайте не будем забывать об отчислениях с зарплат подоходного налога, который остается в местных бюджетах, а также единого социального взноса.
Кроме того, Беляевский район, вместе с Ренийским, Раздельнянским, Арцизским и Болградским, также входит в пятерку лидеров по самым низким ставкам арендной платы за паи, о чём в начале июля 2018 года с возмущением заявлял губернатор Одесской области Максим Степанов. В частности этот показатель по данным районам не превышает 3,8 %. Если говорить о ставке на землю, то Арцизский и Беляевский районы, вместе с Белгород-Днестровским и Ананьевским, также в четверке лидеров по самым низким показателям. В частности, в Арцизском и Беляевском районах ставка платы на землю составляет 0,3% при средней по области – 0,5%.
А вот тем районам, кто в лидерах по наполняемости бюджета, в частности Лиманский (его даже ставил в пример Максим Степанов на выездном аппаратном совещании) и Березовский, не удалось заслужить благосклонность губернатора. Например, Лиманский и Березовский районы, вместе с Измаильским, Ананьевским и Великомихайловским, входят в пятерку лидеров по самым высоким заработным платам в сельском хозяйстве. Также в Лиманском и Березовском районах самые высокие ставки арендной платы за паи.
Отметим, что в “списке губернатора” также не оказалось нескольких южных районов Одесской области – Саратского, Тарутинского, Татарбунарского и Белгород-Днестровского районов, которые также не “пасут задних” по наполняемости бюджета.
Теперь становится понятным, почему возмущены жители нескольких районов Одесской области, вышедшие на протест. Они усердно работают, вносят значительный вклад в развитие области и хотят ездить по хорошим дорогам.