В ходе тридцать восьмой сессии Ренийского городского совета депутат горсовета Виктор Метель снова поднял старую, но актуальную проблему: ежегодное весеннее половодье на Дунае приводит к разрушению ренийского участка берега реки. Наиболее угрожающая ситуация сохраняется в порту Рени, в районе нефтебазы, где Дунай может затопить инфраструктурные объекты.
«Зимой в Европе выпало много снега, поэтому весной уровень воды в Дунае будет очень высоким. Мы можем «поплыть», и это будет техногенная катастрофа», – заявил Виктор Метель.
Как сообщает информационный сервер погоды Украинского гидрометцентра, показатели половодья на реке Дунай в 2019 году прогнозируются выше нормы. В гидрометцентре отмечают, что в январе текущего года в бассейне Дуная прошли снегопады, после чего произошло потепление, которое привело к зимнему паводку.
«На украинском участке Дунае повышение уровня воды началось ещё с третьей декады января… Уровень воды повысился на 1-1,5 метра и в середине второй декады февраля достиг средних многолетних значений. По состоянию на 20 февраля 2019 года на Дунае наблюдалось постепенное снижение уровня воды. В то же время снежный покров в предгорьях и горных районах бассейна Дуная сохраняется, а запасы воды в снеге оцениваются как значительные. В случае нормального развития гидрометеорологических процессов и близкого к норме количества осадков в бассейне Дуная следует ожидать формирования высокого весеннего половодья на украинском участке реки», – сказано на информационном сервере погоды Украинского гидрометцентра.
Напомним, что Виктор Метель активно добивался решения вышеупомянутой проблемы в марте 2016 года. Три года назад депутат горсовета заявил следующее: «Река потихоньку размывает берег. Проблема стала критической – от кромки воды до нефтебазы осталось всего 5 метров. Старожилы рассказывают, что в этом месте проходило старое русло, когда во время половодья Дунай сливался с лиманом. В ходе строительства порта русло было засыпано песком. Если река размоет песок, вода затопит часть города и уничтожит все производственные объекты на своём пути».
В 2016 году вопрос был рассмотрен на совещании руководителей города и района с участием специалистов порта и Ренийского филиала Администрации морских портов Украины (АМПУ). Как отметил начальник отдела гидротехнических и инженерных сооружений Ренийского филиала АМПУ Александр Петров, если не принять срочные меры, рано или поздно произойдёт прорыв, который повлечёт за собой настоящую катастрофу. «Пошли необратимые процессы разрушения берега. Природа берёт своё, и мы никуда не денемся», – заявил Александр Петров.
Обсудив проблему разрушения дунайского берега в акватории порта Рени, райгосадминистрация и органы местного самоуправления приняли решение обратиться к губернатору Одесской области и Президенту Украины. Но, как видим, спустя три года практически ничего не изменилось.
Напомним также, что «отступление» береговой линии Дуная угрожает не только порту Рени, но и железной дороге, которая ведёт на Галац (Румыния). Наиболее интенсивно обрывистый берег разрушается на участке между двумя ренийскими вокзалами – морским и железнодорожным. Здесь рельсы уже начинают «сползать» в Дунай – ежегодно расстояние между ними и обрывом сокращается, поскольку река подмывает нижнюю часть береговой «стены», а верхняя часть осыпается.
На протяжении многих лет местная и региональная пресса не раз поднимала эту проблему, но органы власти и руководство Одесской железной дороги просто закрывают глаза на очевидную опасность.
На українські рахунки надійшов шостий транш від Міжнародного валютного фонду (МВФ) у розмірі $1,1 млрд за програмою розширеного фінансування Extended Fund Facility.