Я все чаще возвращаюсь к мысли о том, что сегодня учитель бесправен и беззащитен.  От кого его надо защищать? Признаться честно, от этого вопроса можно только усмехнуться.

«Учителя – люди низшего сорта. Ниже них только бомжи». «Бесправный учитель – не учитель, он униженный, придавленный человек», – это уже не педагоги или родители, а ученики пишут в своих сочинениях.

Престижно ли быть учителем сегодня?” 89% детей ответили “Нет”, и одной из причин назвали “Слишком завышенные требования государства при нулевых условиях работы и низкой заработной плате”.

Чтобы поднять рейтинг учителя, надо, прежде всего, добиться того, чтобы государство было на стороне учителя. Но государство воротит от педагогов свои заплывшие от жира бренные тела, вынуждая их все чаще выходить на протестные митинги.

Митинг учителей - фото

 «Нищенская зарплата – за чьи грехи расплата?», «Нет сужению социальных гарантий!», «Бедность работающих – позор власти!» – с такими лозунгами  пикетируют облгосадминистрации и Кабинет Министров педагоги Украины. Они требовали и требуют у Кабмина и Верховной Рады принять адекватные потребностям образовательной области  изменения в бюджете на 2015 год.

 –   Уже нет Януковича, нет его власти, а украинский учитель не стал жить лучше, украинская школа обеднела до ручки, – говорят педагоги. – Это не учитель, который должен нести зарплату обратно в школу и думать, как прокормить семью. Правительство можно было бы понять, если бы оно одинаково относилось ко всем гражданам. А оно своим постановлением разделило учителей на «черных» и «белых».

Речь идет о постановлении, которым Кабмин еще в марте 2014 года сменил фиксированную 20-процентную надбавку за престижность педагогического труда и установил ее предельный размер – до 20 процентов. Поэтому многие районы в областях не находят на нее денег.

Особенность образовательной отрасли в 2015 году – финансирование из двух бюджетов: государственного и местного.

Школы и их работники будут финансироваться из государственной субвенции, утвержденной  Минобразования и науки. То есть в нынешнем году финансирование школьного образования выведено на государственный уровень. Это означает, что все средства на школы по определенной формуле, которая учитывает количество учащихся, наполняемость классов по коэффициенту и т.д., будут идти на места напрямую из министерства.

Согласно информации, полученной от начальника отдела образования Тарутинской РГА, на образование в районе в 2015 году выделено 52619, 3 тысячи гривен. Львиная доля этих денег пойдет на заработную плату с доплатой за классное руководство, проверку тетрадей,  выплатой средств на оздоровление в размере одного должностного оклада и индексации. Часть средств пойдет на потребности школ: оплату за водопользование, электроэнергию, природный газ, уголь, продукты питания и подвоз детей.

Оставшаяся сумма денег будет израсходована на оплату надбавки учителям за престижность в размере 3 процентов. И ничего, что такой процент руководством отдела образования установлен с грубейшими нарушениями действующего законодательства Украины. Ведь учителя такой народ – он будет молчать.

У многих возникнет вопрос: ведь в большинстве районов и областей, для того, что бы снизить напряжение в обществе, местные советы принимают решения о выделении средств на оплату надбавки за престижность из местного бюджета. А почему в Тарутинском районе это не делается?  Ответ очень прост. Ведь районным чиновникам нужно в первую очередь думать о себе любимых. Ведь своя рубаха ближе к телу.

Вот уже на протяжении четырех лет председатель Тарутинского районного совета Тасмасыс А.И. ежемесячно издает распоряжения о премировании председателя районного совета, то есть себя и своего заместителя. Иногда и работникам исполнительного аппарата районного совета, которые почему то все утверждены начальниками отделов (без подчиненных), перепадает премия с барского плеча. И денежки для этих целей находятся в районном бюджете.

Но вас, дорогие учителя, это не касается. Вы продолжайте молчать. Ведь вы молчите, когда годами вам не выплачивают командировочные при поездке на курсы повышения квалификации, молчите вы и тогда, когда за свою зарплату возите детей на олимпиады и оборудуете свои классы, когда холодно в учебных помещениях.

Обращаясь к чиновникам,  хочу заметить, что не следует паразитировать на благородстве учителей и обрекать их на нищету, дискриминацию, бесправие и принудительный и почти бесплатный труд. Успехи и благополучие системы образования, успехи выпускников школ зависят все-таки не от количества и благосостояния бесчисленных «управленцев», а от социально признанного статуса учителей, от их материального и морального благополучия, от их достоинства, творческой и личностной свободы.  Я убежден, что учеников воспитывают не слова учителя, а его личность.

Нищие и бесправные учителя смогут воспитать лишь рабов или преступников. Только свободные, достойно живущие в соответствии с государственными законами и гарантиями учителя будут способствовать формированию таких же новых поколений граждан своей страны.

     В.Позняков

ОО «Ветераны органов внутренних дел»