Ренийский филиал госпредприятия «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) с прошлого года не может осуществить плановое дноуглубление в акватории Ренийского морского порта. Причиной тому служат бюрократические препятствия на уровне Министерства экологии и природных ресурсов Украины. Об этом в интервью газете «Ренийский вестник» рассказал начальник Ренийского филиала АМПУ Юрий Кононенко.
«Ещё в 2019 году мы запланировали дноуглубительные работы в затоне нашего порта. Предусмотрено вычерпать 100 тысяч кубических метров грунта. Этого объёма хватит и для углубления входа в затон, и для углубления дна возле причалов, которые работают с наибольшей нагрузкой, – сказал Юрий Кононенко. – Финансировать работы будет АМПУ, деньги на это есть. У нас осталась лишь одна проблема – получить соответствующее разрешение от Министерства экологии. Такое разрешение мы ждём с октября минувшего года. Но на все наши письма нет ни одного ответа. То есть у нас есть деньги, есть желание, есть механизмы для реализации данного проекта. Но всё дело тормозит отсутствие согласования со стороны всего одного ведомства».
Юрий Владимирович также ответил на вопрос газеты о том, как продвигается проект строительства в порту Рени терминала для сжиженного природного газа (напомним, что в марте 2019 года руководство АМПУ представило инвестиционный проект, направленный на создание до 2025 года Ренийского СПГ-терминала для бункеровки дунайского торгового флота, который переходит на газовое топливо в соответствии с европейскими экологическими требованиями – Ред.).
«Это амбициозный проект, – отметил начальник Ренийского филиала АМПУ. – В конце прошлого года с нами вели переговоры две корейские судостроительные компании. Они намерены обеспечивать бункеровку газом для своих же судов, которые будут ходить по Дунаю. В настоящее время переговорный процесс продолжается. Кроме того, несколько компаний проявили заинтересованность в том, чтобы взять в аренду терминал для судов типа ро-ро и там построить свои мощности. Этот вопрос также находится на стадии переговоров».
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В 90-е годы прошлого века паромный комплекс Ренийского порта (комплекс ро-ро) был одним из самых успешных транспортных проектов на Дунае. В конце 1993 года завершилась подготовка к работе паромной линии Рени (Украина) – Русе (Болгария), которая значительно сокращала протяжённость маршрута движения большегрузного автотранспорта. В частности, благодаря транспортировке по Дунаю грузовики со знаком TIR могли миновать территорию Румынии и Молдовы, что значительно ускоряло, упрощало и удешевляло доставку грузов. Перевозку автопоездов по Дунаю взяли на себя Болгарское речное пароходство, а также болгарская фирма «Самат», владевшая четырьмя речными автомобильными паромами типа «Хан Аспарух».
В 1994 году паромный комплекс в порту Рени пропустил 12 тысяч автомашин, в 1995 году – 17 тысяч. Рекордным стал ноябрь 1995 года – 2031 грузовик за месяц. Построив в 1996 году накопитель для 120 большегрузных автопоездов, ренийские портовики, пограничники и таможенники получили возможность до прихода парома готовить к погрузке на судно партию автомашин, которые накапливались на этой площадке. После швартовки парома и его разгрузки эта партия быстро грузилась на судно, и паром, не теряя времени, отправлялся в Болгарию. Выгруженные же в накопитель автопоезда постепенно проходили цикл таможенно-пограничного контроля.
Этот транзит был очень выгоден как портам Рени и Русе, так и автомобильным фирмам-перевозчикам и получателям импортных товаров в России, Беларуси и Украине. В период бума перевозок к ним подключилось Украинское Дунайское пароходство, и почти два года УДП также интенсивно работало на линии двумя паромными составами.
Однако в 1996 году в транзитной политике Украины произошли резкие изменения: для подакцизных товаров были закрыты 15 из 18 украинских морских портов. Вдобавок был ужесточён таможенный контроль и процедура оформления документов: например, началась практика таможенного сопровождения транзитных грузов по территории Украины, что очень увеличивало стоимость транзита, поскольку перевозчики должны были оплачивать эту «услугу» (фактически поборы) украинской таможни.
В ноябре 1996 года порт Рени вновь открыли для подакцизных товаров, но было уже поздно. Ошибками украинской власти воспользовались конкуренты. В 1996 году начала работать болгарско-российская паромная линия Варна – Новороссийск. Затем появилась линия Бургас – Поти – Новороссийск, а потом – линии из Греции в Россию: Салоники – Новороссийск и Салоники – Таганрог. Основная часть грузопотока, который до середины 1996 года шёл через Рени, ушла на перечисленные паромные линии. В итоге линия Рени – Русе потеряла своё значение и со временем стала неэффективной.
Сегодня паромный комплекс Ренийского порта остаётся практически невостребованным.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.