В городе Рени, перед зданием райсовета и райгосадминистрации, прошла акция протеста родителей школьников, которые выступают против дальнейшего внедрения дистанционного обучения в учреждениях среднего образования.
Отметим, что накануне акции протеста в социальной сети Facebook было опубликовано совместное обращение председателей родительских комитетов школ Ренийского района в адрес и.о. министра образования и науки Украины Сергея Шкарлета, и.о. начальника департамента образования Одесской облгосадминистрации Натальи Стельмах, главы Ренийской райгосадминистрации Вадима Юдова, председателя Ренийского райсовета Олега Зуева, начальника отдела образования Ренийской РГА Владимира Дьяченко и директоров школ Ренийского района.
Как говорится в обращении, районные органы власти, выполняя рекомендации МОН, объявили осенние школьные каникулы с 15 по 30 октября т.г. с дальнейшим переходом на дистанционное обучение из-за роста заболеваемости COVID-19. При этом авторы документа подчёркивают, что в данном случае речь идёт о рекомендациях, а не о приказе. Тем более что, согласно Закону «Об образовании», родители учеников имеют право выбирать форму обучения.
«Ренийский район по численности больных COVID-19 не превышает критических показателей (55 заболевших на 20 тысяч населения), а цвет нашей эпидзоны позволяет размещение людей до 20 человек в одном помещении с дистанцией до 1,5 метра… Причина нашего обращения – это не только безвыходное положение работающих родителей, не только отсутствие смартфонов и компьютеров у детей из многодетных и малообеспеченных семей, не только ненадёжность электросетей и нестабильная работа Интернета. Самое главное в этой ситуации заключается в том, что дистанционное образование – это деградация детей, которые, не имея прямого контакта с учителем и друзьями-учениками, получают лишь психические и физические проблемы! Мы (не только родители, но и наши уважаемые педагоги) хотим, чтобы дети учились полноценно. Требуем воспользоваться нормальной эпидемической ситуацией в районе и сохранить очное обучение в школах района… с учётом санитарных норм (ибо мы понимаем все риски пандемии). Просим через директоров школ сообщить нам о результатах рассмотрения наших требований», – сказано в тексте обращения.
«У меня двое детей, которые учатся в младших классах Ренийской гимназии. В прошлом учебном году, когда был длительный карантин, дистанционное обучение показало свою полную неэффективность: мои дети плохо усвоили учебный материал и ничего не поняли. В текущем учебном году они до сих пор не наверстали то, что было потеряно во время карантина. Я говорю это как мать, которая следит за учебной успеваемостью своих детей. И вот нас снова собираются перевести на «дистанционку», – рассказывает активистка акции протеста Анна Шуляк. – Однако органы власти и школы обязаны обеспечить учителей и учащихся всеми техническими средствами, необходимыми для организации дистанционного образования. А поскольку власть не может всё это обеспечить, то она обязана обеспечить посещение занятий группами детей не более 10 человек. Если ребёнок сидит дома, я его контролировать не могу – я работаю. Одно дело, когда учитель перед классом 45 минут объясняет ученикам математику или украинский язык, и совсем другое – когда что-то пытаются объяснить родители. Родители – не педагоги!
Конституция Украины гарантирует всем бесплатное нормальное школьное образование. В противном случае мы просто вырастим дебилов, простите за выражение. Нам, нашим детям и внукам придётся жить в сплошном «95 квартале». И всем будем очень весело. Мы будем счастливые и тупые».
Протестующие пытались вызвать для диалога главу Ренийской РГА Вадима Юдова, но он попросту не отвечал на телефонные звонки родителей. Заместитель председателя райсовета Юрий Циомик наблюдал за митингом через окно, но так и не решился выйти к людям…
Лишь через час после начала акции протеста с родителями школьников встретились руководитель аппарата Ренийской РГА Галина Соколова и директор Ренийского районного центра по обслуживанию учреждений образования Людмила Потрибная.
«Они начали нам показывать нормативные документы вышестоящих структур, стали нас переубеждать и доказывать, что ещё никто не знает, каким будет режим школьного обучения после 30 октября. Но на самом деле уже есть официальные заявления Шкарлета о том, что МОН рекомендует перевести школы на дистанционное обучение. В то же время Министерство образования отмечает, что окончательное решение остаётся за местными органами власти, – говорит активистка протеста Мария Бойко. – Несмотря на это, Галина Соколова и Людмила Потрибная оправдывались тем, что это – распоряжение «сверху», и они, мол, ничего поделать не могут. В ответ мы привели пример Килии, где приняли решение учить детей в обычном режиме. Значит, власть на местах всё же способна быть самостоятельной в сфере школьного образования? Под давлением наших аргументов представители Ренийской райгосадминистрации были вынуждены признать, что окончательные решения относительно дистанционного обучения – это право директоров школ. Мы спросили: а кто требует от директоров переходить на «дистанционку»? Требуют местные власти. А кто требует от них? Вышестоящие структуры. Получается, что формально местные отделы образования и школы обладают в этом вопросе автономией, а фактически – ничего подобного! Зачем тогда перекладывать с больной головы на здоровую? Это лицемерие в чистом виде!»
Мы специально изучили основные нормативные акты, регулирующие практику организации школьного образовательного процесса в условиях угрозы распространения коронавируса. И пришли к выводу, что киевские и областные чиновники весьма хитро и неоднозначно формулируют свои рекомендации (требования) по этому поводу.
Вот, например, несколько цитат из приказа департамента образования и науки Одесской облгосадминистрации от 15 октября 2020 года №179/ОД: «Руководителям местных органов управления образованием… принять меры относительно внесения изменений в структуру/продолжительность учебного года, необходимые для проведения осенних каникул или применения дистанционной формы обучения с 15 по 30 октября 2020 года. В случае принятия решения об организации дистанционной формы обучения, учесть технические возможности учреждений, учеников и педагогов, обеспечив соответствующую организацию образовательного процесса в условиях карантинных ограничений с соблюдением требований интернет-безопасности… Ответственность за выполнение этого приказа возложить на руководителей органов управления образованием и руководителей учреждений образования области». При этом сам областной департамент оставляет за собой лишь контроль над выполнением приказа.
Каково, а? Тут сразу возникает масса вопросов, на которые никто не даёт ответов. Что значит учесть и обеспечить «технические возможности учреждений, учеников и педагогов» при организации дистанционного обучения? Кто конкретно и каким образом будет это обеспечивать? По каким критериям и показателям надо определять уровень таких возможностей? Что делать, если эти возможности признаны недостаточными? Неужели кто-то из местных чиновников срочно выделит бюджетные деньги на приобретение компьютеров или смартфонов для детей из малообеспеченных семей? А если современное компьютерное оборудование необходимо учителю? Ему тоже сделают подарок за счёт казны? Очень сомнительно. Но тогда что означает термин «обеспечить»? Совершенно непонятно.
А как вам условие соблюдения интернет-безопасности? Сегодня это – глобальная проблема, которая до сих пор не решена до конца даже в развитых странах. Кто и как сможет её решить на уровне провинциальных школ и отдельных семей? Загадка.
Подлинное умиление вызывает и то обстоятельство, что областной департамент образования возлагает всю ответственность за выполнение своего приказа на местных подчинённых и директоров школ. А какую ответственность несёт сам департамент? Выходит, что никакую. Но тогда кому и зачем он вообще нужен?
Давайте говорить честно: подобные коллизии возникают по одной единственной причине: в нашей стране – от сельсовета до правительства – никто не желает нести реальную ответственность за возможные трагические последствия распространения коронавируса в учреждениях образования. В итоге эту ответственность все перекладывают друг на друга: Министерство образования – на свои местные подразделения, местные подразделения – на директоров школ, директора школ – на учителей, учителя – на родителей. А родители требуют ответственности от всех сразу – по всей вертикали власти…
Кстати, в этой ситуации директоров и педагогов можно понять: они обоснованно не хотят пользоваться своей автономией, воспринимая любые рекомендации «сверху», как прямые «вказивки». Почему? Всё очень просто: МОН не раз грозило учителям штрафами и тюрьмой, если кто-то из учеников заболеет COVID-19 в школе и умрёт. И действительно, Уголовный кодекс Украины предусматривает наказание вплоть до 3 лет лишения свободы в случае несоблюдения карантинных требований и ограничений, которые привели к тяжким последствиям.
В свою очередь педагоги жалуются на то, что многие дети систематически игнорируют нормы карантина: отказываются носить маски и соблюдать дистанцию, мешают техничкам проводить дезинфекцию парт и кабинетов, не реагируют на замечания учителей. Между тем родители нередко самоустраняются от необходимости контролировать поведение детей в школах, руководствуясь принципом: во время занятий за ребёнка отвечает педагог.
Взаимная боязнь ответственности усугубляется тем, что в нашей стране «в случае чего» виновных не устанавливают, а назначают. Это настолько древняя и устойчивая «правоохранительная» традиция, что тут нет смысла что-либо комментировать. Проще говоря, у нас всегда ищут и находят не ответственных, а крайних.
А быть крайним, ясное дело, не хочет никто…
На українські рахунки надійшов шостий транш від Міжнародного валютного фонду (МВФ) у розмірі $1,1 млрд за програмою розширеного фінансування Extended Fund Facility.