Накануне Дня местного самоуправления в Украине мы побеседовали с секретарём Ренийского городского совета Сергеем Кобенко и попросили его рассказать о главных направлениях своей работы.
Немного забегая вперёд, отметим: у рядовых жителей города может сложиться впечатление, что секретарь горсовета – сугубо бюрократическая, «бумажная» должность, не очень влияющая на практическую сторону деятельности местной власти. На самом же деле такое мнение далеко от истины. Секретарь горсовета – это ключевой пост, выполняющий роль связующего звена между депутатским корпусом, аппаратом исполкома и жителями города, то есть обеспечивающий нормальное функционирование всего механизма муниципальной власти. Можно даже сказать, что наряду с мэром именно секретарь горсовета является лицом местного самоуправления. И сейчас, простите за каламбур, наши читатели имеют возможность встретиться с ним лицом к лицу.
«Наш регламент – лучший среди райцентров Украины»
«Очень важной задачей в плане организации работы депутатского корпуса стала разработка регламента горсовета, – рассказывает Сергей Анатольевич. – Я напомню, что наш регламент в итоге занял первое место по прозрачности среди районных центров Украины. Такую оценку нам дали Центр политических студий и аналитики и Всеукраинская коалиция «Прозорі ради», которые провели соответствующий анализ деятельности органов местного самоуправления в 18-ти областях нашей страны. Хочу отметить, что высокое качество регламента горсовета было достигнуто за счёт того, что к подготовке документа мы привлекли экспертов общественных организаций. В частности, значительную помощь в этой работе нам оказала руководитель «Регионального аналитического центра» (Измаил) Светлана Гудь.
Естественно, даже рядовой обыватель хорошо понимает: одно дело – принять регламент, пусть даже очень хороший, и совсем другое дело – реально его соблюдать. Что следует сказать по этому поводу? Прежде всего необходимо помнить: любой бюрократический порядок, в том числе регламент, не является самоцелью и не должен противоречить здравому смыслу. В противном случае мы получим уставщину и по уши увязнем в процедурных процессах. Как бы то ни было, жизнь ставит перед нами свои задачи, а жизнь, как известно, штука нерегламентированная. Соответственно, и к соблюдению регламента надо относиться без фанатизма. Например, в практике горсовета часто бывают случаи, когда мы получаем из вышестоящих органов власти нормативные документы, которые касаются финансирования городских нужд из вышестоящих бюджетов, и поэтому нам приходится принимать изменения в местный бюджет, как говорится, «с голоса». И тут просто невозможно строго соблюдать регламент. Как правило, подобные ситуации депутаты воспринимают с пониманием. Иногда мы вынуждены буквально в пожарном порядке, за день до сессии, вносить коррективы в проекты решений, уже согласованные на заседаниях постоянных депутатских комиссий. Но, повторюсь, такова объективная реальность. И регламент не должен препятствовать нормальной работе горсовета, а тем более жизнедеятельности города.
Тем не менее регламент – это наши правила игры, и мы обязаны их соблюдать. К слову, секретарю горсовета тяжелее всего было добиться выполнения такого требования регламента, как публикация проектов решений за 20 дней до сессии. В исключительных случаях, когда срочно надо вносить изменения в городской бюджет, проекты решений публикуются за 10 дней до сессии. Представители общественных организаций, изучающих деятельность органов местного самоуправления, говорили мне, что не каждый областной центр, и уж тем более не каждый город районного значения соблюдает данную норму регламента. Ренийскому горсовету в целом это удалось, в том числе за счёт взаимопонимания с исполнительным комитетом.
Но и эта норма регламента не является предметом фанатизма. Мы нередко делаем исключение из правила в тех случаях, когда, допустим, в горсовет поступают заявления граждан по земельным вопросам. Даже если такие заявления приходят после окончательного формирования повестки дня сессии, депутаты стараются идти навстречу людям и выносить их вопросы на ближайшее пленарное заседание.
«Когда депутатские комиссии работают эффективно, в лишних дебатах нет необходимости»
В то же время многие ренийцы не понимают, почему сессии горсовета чаще всего проходят очень быстро, а решения принимаются без дискуссии. Нас нередко даже критикуют за это. На самом же деле «секрет» прост: если сессия проходит быстро, то это свидетельствует о хорошей работе постоянных депутатских комиссий. Высокая эффективность их работы в немалой степени связана с тем, что постоянные комиссии получают полный объём информации по любому вопросу, на заседаниях комиссий присутствуют мэр, его заместители, профильные специалисты исполкома, юристы и т.д. Они всегда готовы ответить на дополнительные вопросы депутатов, что способствует созданию доверительной атмосферы при обсуждении любой темы заседания. Кстати, у нас считается нормальным, когда постоянная комиссия прорабатывает вопрос три-четыре часа. В результате, как правило, на сессию выносятся полностью подготовленные проекты решений, и голосование проходит быстро, без лишних дебатов, в которых уже просто нет необходимости.
Обычная практика такова (и она отражена в регламенте): если все пять постоянных депутатских комиссий одобряют проект решения сессии, то он ставится на голосование за основу и в целом. Но если хоть одна комиссия имеет хотя бы одно замечание по проекту решения, то мы голосуем за основу, а потом начинается обсуждение – вплоть до дискуссии. Отдельно подчеркну: у меня, как у секретаря горсовета, нет конфликтов ни с одним депутатом. Более того, мы работаем в режиме одной команды.
К сожалению, в горсовете не получила должного распространения практика депутатских запросов. Однако это связано лишь с тем, что у нас есть другая, очень положительная особенность: 90 процентов всех текущих проблем жизнедеятельности города решаются по мобильному телефону между депутатами, городским головой, сотрудниками аппарата исполкома и руководителями коммунальных предприятий. Реакция на телефонные обращения депутатов происходит очень быстро. Тем более что мэр и его подчинённые не скрывают от общественности номера своих мобильных телефонов.
«Розумне мiсто Ренi» – это шаг в будущее
Второе направление моей работы не входит напрямую в должностные обязанности секретаря горсовета, но для меня оно является чрезвычайно важным. Этим я занимаюсь по поручению городского головы, который изначально понимал первостепенное значение данного направления. Речь идёт об информационной политике Ренийского горсовета.
До нынешней каденции я был депутатом горсовета двух созывов и хорошо помню, как строилась информационная работа раньше: какие публикации выходили о деятельности городской власти, как и о чём делались соответствующие видеоролики, на каком уровне находился официальный сайт горсовета и т.д. И порой складывалось впечатление, что вся городская власть – это один мэр, который и работает за всех, и информирует население тоже за всех.
Игорь Плехов ещё до выборов обещал сделать работу горсовета максимально открытой и публичной. Сегодня это обещание стало реальностью. Во всяком случае, в направлении информирования граждан мы делаем очень много, по сравнению с предыдущими каденциями ситуация изменилась радикально.
В своё время я работал начальником отдела коммуникации с общественностью Ренийской райгосадминистрации, поэтому приобретённый там опыт очень помогает мне сейчас. С чего мы начали новую информационную политику? В первую очередь надо отметить такое новшество, как появление местного интернет-телевидения на Ютубе, где регулярно выходят «Новости Рени». Причём Антонина Бондарева, взявшая на себя решение этой задачи, в данном случае работает и как журналист, и как депутат горсовета. Кстати, уже на старте этого проекта была достигнута чёткая договорённость, что «Новости Рени» не будут карманным ресурсом мэра, а смогут выполнять функцию полноценного средства массовой информации, имеющего возможность освещать все стороны жизни города и района. Думаю, что в целом это удаётся, и растущая популярность нашего интернет-телевидения говорит здесь сама за себя.
Другое серьёзное и очень прогрессивное новшество – это создание муниципального электронного сервиса «Розумне мiсто Ренi», который является формой электронного управления. В чём суть сервиса? Любой гражданин в любой момент может зайти туда и ознакомиться с основными аспектами работы местной власти и жизнедеятельности города. Можно открыть, например, рубрику «Публичные финансы» и увидеть любые расходы горисполкома и коммунальных предприятий – от затрат на покупку скрепок до серьёзных приобретений. В рубрике «Электронные закупки» содержится вся информация в рамках системы электронных аукционов «Прозорро». Кстати, к сервису «Публичные финансы» подключены Ренийский райсовет и райгосадминистрация, то есть жители района имеют возможность онлайн наблюдать за всеми платежами, которые осуществляют органы местного самоуправления и государственной власти.
Нашей гордостью, не побоюсь этого слова, является электронный сервис «Разумное ОСМД» («Розумне ОСББ»). Я специально ездил в Киев, чтобы город Рени бесплатно подключили к этому сервису (вообще он платный). Что он даёт? Любое ОСМД может создать там свой электронный кабинет, куда получат доступ все члены объединения и где будет видно, кто, сколько и за что платит. То есть, вся финансово-хозяйственная деятельность данного конкретного ОСМД становится совершенно открытой.
К сожалению, ренийские объединения жильцов пока не спешат регистрироваться на этом сервисе. Думаю, председатели ОСМД пока не готовы морально к такой прозрачности. И всё же рано или поздно публичная электронная отчётность «жилищно-коммунального самоуправления» станет неизбежной, так что за подобными сервисами – будущее.
Я рекомендую всем жителям города изучить возможности «Розумного мiста Ренi» – там много полезного и интересного. Через этот сервис можно даже оплачивать коммунальные услуги. Действует и такая важная функция, как «Заявки ЖКХ». То есть человеку не нужно куда-то идти и подавать письменное заявление с просьбой решить ту или иную проблему – заявку можно отправить в электронном виде. И, поверьте, эта заявка рассматривается в таком же режиме, как и обычные обращения граждан. К слову, в электронном режиме можно отправить и петиции, для которых предусмотрена отдельная рубрика. Горсовет принял даже положение об электронных петициях граждан. Проблема пока – лишь в активности самих граждан.
Хочу, чтобы люди поняли: сервис «Розумне мiсто Ренi» – это не модная «игрушка». По этому поводу издано распоряжение городского головы, назначены ответственные. Да, сервис создан сравнительно недавно, он находится на стадии становления и развития. Но он реально работает. И со временем станет гораздо более востребованным в жизни горожан.
Республіка Молдова обирає президента країни. Різні соціологічні дослідження демонструють високі шанси діючого голови держави Майї Санду зберегти за собою президентське крісло, однак без другого туру голосування цього разу не обійдеться. Одночасно з президентськими виборами населення Молдови визначатиметься з геополітичним вектором на референдумі про приєднання до Європейського Союзу. На перший погляд Молдова пройде через черговий етап, який ще більше закріпить європейський вибір молдовського народу, однак Кремль не відмовляється від спроб повернути країну до своєї зони геополітичного впливу. Експерти Лабораторії досліджень та інформаційного аналізу розбирали можливі варіанти розвитку подій.
В Україні зібрано понад 66,7 млн тонн нового врожаю зернових та олійних культур на площі 18,6 млн га. За інформацією аграріїв, намолочено 47,9 млн тонн зернових та 18,8 млн тонн олійних.