Еще каких-то 25-30 лет назад Килия носила славу крупнейшего портового центра на реке Дунай, и в реестре стратегически важных транспортных узлов Советского Союза занимала не последнее место. Как говорят специалисты, здесь Дунай делится на шесть рукавов в направлении Европы, четыре рукава ведут к Черному морю.
Вот такое крайне выгодное географическое положение! И в то же время по направлению к Килие практически нет дорог, приблизительно 30 процентов пути от Одессы – это полное бездорожье, что еще больше усугубляет уже официальную депрессивность региона. Как жаль, что когда в перестроечные и постперестроечные годы достаточно перспективный район стремительно приходил в упадок, не нашлось своего Петра Первого, который бы оценил геополитическую привлекательность этого населенного пункта с древней историей. Зато ситуацию очень тщательно изучили правительственные и дипломатические круги соседней Молдовы, которые сумели с помощью средств Евросоюза построить порт Джурджулешты, создавший мощную конкуренцию не только Килийскому порту, но и остальным украинским портам на нижнем Дунае. В то время официальный Киев сделал поистине царский подарок молдавской и румынской сторонам, без боя отдав этот участок дунайского берега.
Стоит ли удивляться, что за последние годы грузооборот Килийского порта снизился в 14-15 раз? А ведь старожилы вспоминают те времена, когда на рейде одновременно стояло множество судов, переработка была настолько интенсивной, что под силу было обработать полтора миллиона тонн грузов.
На Килийском судоремонтно-судостроительном заводе был построен специальный лихтерный цех. А потом началась так называемая перестройка, независимость, наметилась странная тенденция – сокращать количество судопереработки, судоперегрузки, мощности портов, пароходств и подобных заводов с каждым годом только сокращались, суда и портовое оборудование чаще всего из-за чьей-то меркантильности резались на металлолом…
Сегодня мощный некогда Килийский судостроительно-судоремонтный завод переживает, пожалуй, один из самых сложных периодов в своей истории. Хотя официальная информация вроде как должна настроить на оптимистический лад.
Вот что сообщает первый заместитель председателя Килийской райгосадминистрации М.В.Дамаскин: «Завод является одним из крупнейших предприятий Нижнего Дуная, представляет собой современное высокомеханизированное предприятие по строительству и ремонту судов разного профиля технического и вспомогательного флота Дунайского и Черноморского бассейнов, обеспечен профессиональными кадрами, что позволяет заводу самостоятельно выполнять замкнутый цикл любой сложности. Объемы производства товарной продукции за 2012 год составили 24 млн.403 тыс.грн. В течение 2012 года заводом отремонтировано 65 единиц флота, в том числе 31 объект для флота «Украинского Дунайского Пароходства».
Получается, что завод все же работает, даже несмотря на потерю мощностей, количества заказов, отток квалифицированных кадров и ряд других объективных причин, о которых мы уже упоминали.
Но в то же время предприятие имеет значительную кредиторскую задолженность, которая по сверке двухмесячной давности составила более шести миллионов грн., в том числе по выплате заработной платы и в целевые фонды – более трех миллионов грн. Профсоюзный комитет завода даже поднял рабочих на акцию протеста, отчаявшись иным способом отстоять свои законные права на оплату труда. И людей не может успокоить тот факт, что заводу за выполненные работы другие предприятия-заказчики должны 14 млн. грн. И самую значительную сумму – почти 13 с половиной миллионов задолжало частное акционерное предприятие «Украинское Дунайское пароходство». Кстати, парадокс ситуации еще и в том, что завод с некоторых пор является структурным подразделением УДП. Так что пока неясно, когда «мама» рассчитается со своей «дочкой» за выполненные работы. Ведь само пароходство находится в тяжелом финансовом положении, у него самого есть значительная и дебиторская, и кредиторская задолженность, и даже часть долга пока вернуть проблематично.
«Многие наши высококвалифицированные кадры, опытные рабочие востребованы в России, прибалтийских странах, люди нашли себе работу, уехали. Это, можно сказать, лучшие из лучших. Есть среди нас такие, кто тоже уже в поисках работы за пределами Украины, кто-то не хочет уезжать, еще держится из последних сил. Но ведь надо кормить семьи, учить детей, надо как-то выживать, а как можно жить без денег, без зарплаты, тем более, что мы готовы работать, готовы показывать профессиональный результат», — такие слова звучали от участников инициативной группы, которая выезжала в областной центр, чтобы донести свою правду до высоких чиновников.
Еще люди считают, что опытный и активный менеджмент, имеющий заинтересованность в сохранении завода, мог бы попытаться его реанимировать. Для этого нужны живые заказы с гарантированной оплатой, а таковыми сегодня являются, в основном, государственные заказы. Но можно ли рассчитывать на государственный заказ, если по сути все 18 портов Украины поэтапно переходят в частные владения на условиях соглашения, предусматривающего передачу особых прав на руководство госимуществом за плату. Так что искать способы выживания и развития должны сами концессионеры. И у некоторых очень известных фамилий фактических новых владельцев портов есть очень серьезные связи…
Возможно, постепенно отладится и механизм единой цепи – Измаильский порт — Дунайское пароходство — Килийский судостроительный-судоремонтный завод. И тогда прогноз выживания предприятия станет более благоприятным. Тем более, что вопрос взял на контроль народный депутат Украины Антон Киссе, ознакомивший с этой проблемой Премьер-министра Н.Я. Азарова.
Сейчас вопрос находится на рассмотрении в Министерстве инфраструктуры. Ясно одно: права людей должны быть соблюдены. Только тогда государство может считать, что выполняет свои функции.
Арина Цветко
Росія прагне дестабілізації Придністровського регіону Молдови та хоче використовувати безпорядки для шантажу Молдови та України. Прем’єр-міністр Молдови Дорін Речан пов’язує газовий шантаж із такою стратегією. Читати далі