доллары

Как уже сообщал «Топор» со ссылкой на интернет-издание «Рени – Одесса», в городе Рени, в здании бывшего кафе «Экспресс», планируется открыть цех по сборке комплектующих для электромобилей. В реализации данного проекта участвует итальянский инвестор.

«Аналогичный цех действует в Румынии, и уже шесть наших женщин проходят там обучение. К лету мы планируем набрать 60-70 работниц. Могут трудоустраиваться и мужчины. В течение 2021 года ставится задача создать в Рени до 150 новых рабочих мест», – рассказал соучредитель ООО «Мови групп Картал» Иван Мерлич.

Эта новость примечательна тем обстоятельством, что в ней прослеживаются любопытные параллели и аналогии 15-летней давности. Напомним, что ещё в 2005 году румынская фирма «Козамин» (г. Галац) начала строительство швейной фабрики в Рени. В качестве производственного помещения инвестор выбрал заброшенное к тому моменту двухэтажное кафе «Экспресс». В его реконструкцию и оснащение оборудованием были вложены значительные средства.

Это был редкий пример прямых иностранных инвестиций в депрессивном регионе Украины. Румыны планировали вложить в своё ренийское производство около 2 миллионов долларов, а в перспективе намеревались открыть вторую и третью фабрики. На первом этапе фирма «Козамин» была готова создать 300 рабочих мест; тем самым маленький город Рени в существенной степени мог бы решить проблему безработицы.

Однако инвестор не смог набрать 300 квалифицированных швей — на фабрику устроились лишь 100 работниц. Да и те вскоре разочаровались из-за низкой зарплаты и жёстких условий труда. Руководство фирмы в свою очередь было недовольно слабой трудовой дисциплиной ренийских женщин, их откровенным нежеланием работать в европейском режиме. И это несмотря на то, что в тот период, по статистике, 60-70% безработных в Рени составляли женщины.

В феврале 2008 года тогдашний городской голова Рени Евгений Маципудра так прокомментировал нехватку рабочих рук на швейной фабрике: «Наши женщины на работе привыкли по десять раз в день пить кофе, курить, болтать, звонить по телефону и так далее. На румынской фабрике подобные вольности не допускаются: каждая швея должна отработать от «а» до «я». Вот и бегут ренийские женщины с этой «каторги», хотя могли бы неплохо зарабатывать».

В том же 2008 году разразился мировой экономический кризис, и в 2009 году фирма «Козамин» закрыла производство в Рени.

Интересно, что через несколько лет эта тема вновь оказалась в повестке дня. В марте 2013 года тогдашний председатель Ренийской райгосадминистрации Василий Арнаут встретился с генеральным консулом Румынии в Одессе. В ходе переговоров обсуждались перспективы осуществления совместных экономических проектов, в том числе возможность возобновления работы румынской швейной фабрики в Рени.

Как отметила тогдашняя начальница отдела экономики Ренийской РГА Татьяна Насырова, этот проект сулит взаимную выгоду. В частности, Ренийский район остро нуждается в создании новых рабочих мест, а для румынских партнёров создание предприятия в Украине привлекательно прежде всего с точки зрения использования более дешёвой (по сравнению с Евросоюзом) рабочей силы. Татьяна Насырова напомнила, что в 2011 году румынский инвестор возвращался в Рени и планировал восстановить швейное производство, но фабрика так и не открылась.

К слову, не открылась она и после встречи Василия Арнаута с консулом Румынии. В результате покинутое производственное помещение пустовало вплоть до текущего года, словно немое напоминание: «кто с инвестициями к нам придёт, тот от них и погибнет»…

И вот в этом же здании через 15 лет обосновался очередной иностранный инвестор. И снова проект связан с Румынией. И опять на работу принимают ренийских женщин в качестве дешёвой рабочей силы. И вновь производство открывается в период мирового экономического кризиса.

Согласитесь, совпадений слишком много. Знают ли нынешние инвесторы о печальном опыте своих предшественников? Станет ли этот опыт основанием для соответствующих выводов? Время покажет…

А пока, если взглянуть на ситуацию более широко и попытаться оценить инвестиционную историю Рени за период независимости Украины, то мы обнаружим, что реальных историй успеха было очень мало. Пожалуй, из них можно выделить только две – открытие в 2013 году солнечной электростанции «Лиманская» и реализацию на протяжении последних 20 лет ряда инвестиционных проектов в специальной экономической зоне (СЭЗ) «Рени» на территории Ренийского порта. На сегодняшний день солнечная электростанция стабильно работает и приносит ощутимый доход городскому бюджету, а вот результаты деятельности субъектов СЭЗ остаются неоднозначными и противоречивыми.

Как свидетельствует статистика Администрации морских портов Украины, по состоянию на 2018 год в СЭЗ «Рени» было реализовано 8 инвестиционных проектов, создано 260 рабочих мест и привлечено 15 миллионов долларов инвестиций. Конечно, это лучше, чем ничего, но всё же не густо, – особенно если вспомнить те огромные надежды, которые были у ренийцев в 2000 году, на стартовом этапе появления «свободной зоны». Сегодня грузооборот субъектов СЭЗ вместе взятых – менее 1 миллиона тонн в год. Для сравнения: порт Измаил, где вообще нет частных портовых операторов, ещё недавно перерабатывал 5 миллионов тонн грузов ежегодно.

Нельзя не отметить также, как изменилось общественное мнение относительно СЭЗ за последние лет пять. Ещё не так давно многие ренийцы воспринимали частные компании, действующие на территории порта, как дополнительный грузопоток, который в любом случае обеспечивает порту долю выгоды и помогает ему «держаться на плаву». Однако теперь, когда ГП «РМТП» находится на грани банкротства, всё чаще звучит противоположное мнение: субъекты СЭЗ паразитируют за счёт государственного порта, фактически вытесняя его с транспортного рынка и способствуя окончательной деградации предприятия.

Что же касается заявленных в разное время, но так и не реализованных экономических и инфраструктурных проектов, то их было в несколько раз больше. Впрочем, большинство из них либо носило явно фантастический характер, либо просто не пережило столкновения с суровым инвестиционным климатом нашей страны.

ЦИТАТА
«Насколько я знаю, в Украину идут не так много иностранных инвесторов. К тому же, даже из числа тех, кто сюда пришёл, большинство закрыло свой бизнес и уехало обратно. Инвесторы просто не выдерживают местной специфики…

В настоящее время в Румынии работать ещё выгодно, но мы долго думали, анализировали и пришли к выводу, что на будущее надо готовить себя к худшему. Поэтому и решили открыть фабрику в Украине. Здесь, впрочем, хватает других трудностей. Украинские законы очень несовершенны, они явно нуждаются в упрощении, иначе инвестиционный климат тут никогда не будет благоприятным. Особенно удивляет бесконечная бюрократия: каждый шаг должен сопровождаться огромным количеством всевозможных разрешений и согласований. Сложилось впечатление, что в привлечении зарубежных инвестиций заинтересована только местная власть в Рени: на более высоком уровне, во многих других городах иностранцам почти невозможно открыть новый бизнес. Вот вам один из примеров: в Белгороде-Днестровском немецкие инвесторы, которые также планировали начать швейное производство, не смогли продержаться даже месяца».

(Дорин Иордакеску, исполнительный директор ДП «Козамин УкрРени», из интервью автору этих строк, 2005 год)

Андрей ПОТЫЛИКО