II Международный этнографический кинофестиваля «ОКО», провести который планируют в сентябре этого года в селе Криничное Болградского района, оказался под угрозой срыва, сообщает корреспондент «Топора».

Все дело в том, что фестиваль, скорее всего, не сможет получить финансовой поддержки от Украинского культурного фонда, на которую рассчитывали организаторы «ОКО».

Как сообщила на своей фэйсбук-странице основатель и генеральный директор фестиваля Татьяна Станева, стали известны результаты рейтинга проектов, которые претендуют на грант от УКФ в рамках первого лота «Знакові події в Україні» программы «Знакові події».

Международный этнографический кинофестиваля «ОКО» в ходе экспертного оценивания набрал 415 баллов из возможный 500. В общем рейтинге проект занял 62 место из 134 претендентов. Однако, этого, скорее всего, недостаточно для того, чтобы получить так необходимый фестивалю для жизни грант.

«Ми пройшли технічку, й навіть набрали крутий бал від експертів – 415 з 500, але за рейтингом ми опинились на 62 місці. Хоч і в першій сотні, але не прохідний… Якщо з карантинними мірками є надія провести (фестиваль – ред.) у вересні в комбінованому форматі, то фінансування зазнало колапсу. Основна наша надія була на Український культурний фонд», – написала Татьяна Станева.

Отметим, что в этом году на получение гранта в рамках проекта «Знакові події в Україні» было подано 170 заявок, из которых 134 прошли технический отбор. Затем проекты прошли оценку экспертов и теперь те из них, которые заняли высшие строчки в рейтинге, могут претендовать на получение гранта от УКФ.

Общий бюджет данного лота составляет 60 миллионов гривен и, судя по тому, какие суммы запрашивают от УКФ претенденты на получение грантов (от 1,5 до 3 миллионов гривен), профинансировать смогут первые 25-26 проектов. Как видим, к сожалению, «ОКО», который планировал получить от Украинского культурного фонда около трех миллионов гривен, в этот перечень не попадает.

Напомним, что в прошлом году состоялся Первый Международный этнографический кинофестиваль «ОКО», получивший от государства скромную финансовую поддержку. Для участия в кинофоруме были поданы более 1,5 тысяч кинофильмов со всего мира, из которых в конкурсную программу организаторы отобрали 45 фильмов из 26 стран. Украину в конкурсе представляли 7 полнометражных и 5 короткометражных фильмов. Шесть видеолент украинского производства были показаны вне рамок конкурса.

К сожалению, карантин помешал повести фестиваль так, как это планировалось. Его были вынуждены полностью перевести в online формат.

Примечательно, что юг Одесской области не изобилует масштабными культурными событиями, нацеленными на то, чтобы нести сюда украинскую культуру, а взамен рассказывать жителям других уголков Украины и мира о культуре народов, населяющих украинскую Бессарабию.

При всем многообразии фестивалей, проходящих в этом регионе, большинство из них достаточно локальны и в основном имеют гастрономическую направленность.

Наверное, только Международный этнографический кинофестиваля «ОКО» и рок-фестиваль «Дунайська Січ», проходящий в Измаиле с 2014 года, можно назвать масштабными событиями, которые, словно незримый мост, связывают Бессарабию с остальной Украиной в культурном плане. К сожалению, судя по решению экспертов УКФ, которые вместе с «ОКО» не поддержали и проект «Дунайська Січ», тоже претендовавший на грант, но занявший только 70 место в рейтинге, государство не готово этот мост укреплять.

Татьяна Станева так прокомментировала сложившуюся ситуацию: «За 30 років незалежності цей край не встиг відчути Україну своїм домом. За увесь цей час не було проведено належної національної політики там. І в 2014 році саме Бессарабія була без 5 хвилин Бессарабською народною республікою.

Загроза втратити дім та малу батьківщину активізувала всі мої мотори та ресурси. Культура – ось найкрутіша, найзрозуміліша мова спілкування та підґрунтя для будування відносин. Ось найсильніша та єдина мирна зброя захисту та завоювання умів та сердець. Тому я присвятила своє життя тому, щоб розповісти Україні про мій та її специфічний, але дуже колоритний край, а краю принести присутність української культури та ментальності, зшити центр з дуже віддаленим прикордонним регіоном.

Я створюю фільми, популяризую їх, займаюсь кулінарною дипломатією. Як комплексна міра та результат усіх моїх надбань та досвіду, створила щорічний OKO – International Ethnographic Film Festival. Наразі, це єдина подія такого великого масштабу там. І перший та єдиний етнографічний кінофестиваль в Україні…»

«Я не знаю, як таке коментувати, й чи варто, – пишет Татьяна, имея в виду сложившуюся ситуацию. – Я знаю тільки одне, я сама не зможу робити роботу замість Міністерства культури та інформаційної політики України і виконувати їх задачі. Я не маю ані внутрішніх, ані зовнішніх ресурсів, ані сил, ані мотивації, ані бажання більше боротись та стукати в глухі двері.

Якщо це не потрібно державі, то я сама не спасу кінофестиваль, регіон, культуру, чи тім паче країну…»

Что касается того, как сложится судьба кинофестиваля в этом году, то пока рано давать прогнозы. Остается не терять оптимизма и надеться, что организаторы, несмотря ни на что, смогут найти возможность профинансировать это грандиозное событие, которое в прошлом году заявило о себе на весь мир, рассказав о народной культуре всей Украины и украинской Бессарабии.

Політика