Роль журналистов в освещении предвыборной гонки, проведения самого волеизъявления граждан и подсчете голосов сложно переоценить, поэтому в постараемся определить какими правами обладает представитель СМИ на избирательном участке, какие ограничения и обязанности на него налагает закон, а также насколько частыми являются нарушения прав журналистов на выборах в Украине и какое наказание предусмотрено за это.

Законы регулирующие статус журналиста во время выборов

Статус представителя СМИ во время голосования выборах определяется на основании Закона Украины «Об информации», Закона Украины «О печатных средствах информации (прессу) Украины» и законом о местных выборах.

Согласно части четвертой Ст. 13 Закона, представителям СМИ гарантируется беспрепятственный доступ на все публичные мероприятия, связанные с выборами, в том числе на заседания избирательной комиссии и на избирательных участках вдень голосования. Ст. 34 Закона детализирует порядок доступа представителей СМИ на участках в день голосования и на заседаниях избирательной комиссии. Так, журналист, аккредитованный от телеканала, печатного или электронного издания имеет право быть на заседании избирательной комиссии без приглашения, в том числе при подсчете голосов и установлении результатов голосования, на избирательном участке в день выборов, в помещении, где проводится голосование.

Избирательные комиссии, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, должностные и официальные лица этих органов обязаны в рамках своих полномочий предоставлять работникам СМИ информацию о подготовке и проведении выборов народных депутатов Украины.

Права журналистов на избирательном участке

В соответствии с избирательным законодательством Украины, (а также принимая во внимание положение Закона Украины «О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине») наблюдатели в полномочиях представителя СМИ имеют следующие права:

  1. Беспрепятственного доступа и присутствия на избирательных участках и на заседаниях избирательных комиссий в день выборов без соглашения и без приглашения избирательной комиссии.
  2. Правом на получение от избирательных комиссий, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных и официальных лиц этих органов необходимой информации по вопросам проведения и подготовки выборов.
  3. Правом открытого осуществления записей, в том числе с использованием каких-либо технических устройств.

Журналист, находясь на избирательном участке, имеет право не только фиксировать, но и предотвращать нарушения, которые могут осуществляться на избирательном участке. В частности, он имеет право:

  1. Сообщать членам комиссии о нарушениях во время проведения заседания комиссии и в день голосования на избирательном участке, а также во время голосования по месту пребывания избирателя.
  2. Предупреждать членов избирательной комиссии и других лиц, которые находятся на её заседании или находятся на избирательном участке в день голосования, а также во время голосования вне её территории об ответственности за нарушения избирательного законодательства.
  3. Фиксировать нарушения избирательного законодательства.

Ограничения деятельности журналистов

Однако журналист не может оспорить действия субъекта избирательного процесса (деятельность избирательной комиссии, кандидатов, партий, которые их выдвинули, официально зарегистрированных наблюдателей, избирателей). Журналисты и СМИ не являются самостоятельными субъектами избирательного процесса, поэтому они не могут оспорить действия полноценного субъекта избирательного процесса.

Аккредитация журналиста согласно Закону «Про информацию» происходит при наличии редакционного удостоверения или удостоверения журналиста выданного Национальным союзом журналистов Украины. При этом на документе как минимум должны быть фото журналиста, печать и подпись руководителя. Это в некоторой степени ограничивает возможность работы на участках журналистам-фрилансерам.

Среди ограничений, которые накладывает закон на журналиста во время выборов стоит отметить ряд особенностей. На избирательном участке не должно быть более двух представителей одного средства массовой информации. Кроме того в случае нарушения журналистом правил поведения на избирательном участке, в случае, если представитель СМИ мешает работе комиссии он может быть удален с избирательного участка.

Согласно законодательству Украины журналист обязан, сбалансировано подавать материал о выборах, предоставляя комментарии всех субъектов избирательного процесса.

Основные принципы освещения информации перед выборами: достоверность (наличие достаточного подтверждения информации приведенной в сюжете, материале источниками и ссылки на них); незаангажированность (отношение журналиста к политической силе/кандидату не должно быть заметно в материале), полнота представления фактов (в материалах должны быть представлены все важные аспекты), точность информации (каждый аспект должен быть подан адекватно реальности), объективность.

В частности, при оглашении результатов социологических исследований, опросов общественного мнения, журналист обязан соблюдать следующий алгоритм:

  1. Указать организацию, которая провела опрос/исследование.
  2. Время его проведения.
  3. Количество опрошенных в результате опроса/исследования.
  4. Метод проведения опроса/исследования.
  5. Точная формулировка вопроса.
  6. Статистическую оценку возможной ошибки выборки.

Нарушения прав журналистов во время выборов и процессуальные последствия

Препятствие осуществлению профессиональной деятельности журналиста на выборах оценивается с точки зрения нарушения целого ряда законодательных актов. В частности, согласно Ст. 34 Конституции Украины каждый гражданин Украины имеет право на свободный сбор, сохранение, использование и распространение информации устно, письменно или в любой другой форме. Мы уже указывали выше согласно каким положениям Закона «Про информацию» журналист может осуществлять письменные, аудио- и видеозаписи. Препятствие в произведении этих действий трактуется как нарушение закона.

Фотографы и оператора должны также помнить, что согласно Ст. 307 Гражданского кодекса Украины в случае проведения съемки на улице или в помещении во время публичных мероприятий (выборы входят в это число), то разрешение от того кого снимают не требуется.

В крайнем случае, препятствие работе журналиста может стать поводом для уголовного дела по Статье 171 Криминального кодекса Украины. Санкция этой статьи предусматривает наказание за препятствие законной профессиональной деятельности журналиста в виде штрафа в размере до 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, арестом на срок до шести месяцев либо ограничение свободы на срок до трех лет. Преследование журналиста должностным лицом (например, главой избирательной комиссии) ведет к значительно более серьёзным последствиям, вплоть до пятилетнего ограничения свободы для нарушителя закона.

Несмотря на то, что члены избирательных комиссий, все участники и субъекты избирательного процесса, должны быть осведомлены о правах журналистов, во время последних выборов представителями КИУ были зафиксированы случаи препятствия деятельности журналистов.

В ходе избирательного процесса на внеочередных выборах специалистами Комитета избирателей Украины совместно с привлеченными экспертами в Одесской, Николаевской и Херсонской областях было зарегистрировано 32 случая препятствия деятельности журналистов. Такие нарушения серьёзно снизили прозрачность и публичность избирательного процесса и существенно ограничили возможность журналистов по реализации своих профессиональных прав, а также полноценного освещения избирательной кампании, – идется в итоговом отчете Комитета избирателей Украины.

Світ

  • В українському МЗС розчаровані відмовою Червоного Хреста виключити зі складу російську організацію
    В українському МЗС розчаровані відмовою Червоного Хреста виключити зі складу російську організацію

    Міністерство закордонних справ України розчароване рішенням Правління Міжнародної федерації товариств Червоного Хреста і Червоного Півмісяця (МФТЧХ) щодо Російського Червоного Хреста (РЧХ).

    Про це йдеться у коментарі, опублікованому на сайті МЗС, передає Цензор.НЕТ.

    “Змушені констатувати, що у тексті рішення відсутня належна оцінка протиправної присутності та діяльності Російського Червоного Хреста на тимчасово окупованій Російською Федерацією частині території України в межах Донецької, Луганської, Херсонської, Запорізької областей, а також в Автономній Республіці Крим.

    Як неодноразово наголошувала українська сторона, присутність та діяльність РЧХ на тимчасово окупованій Російською Федерацією частині території нашої держави є грубим порушенням Конституції, законів України та міжнародного права.

    Згадані дії РЧХ є також серйозним порушенням Статутів Міжнародного руху Червоного Хреста і Червоного Півмісяця та Конституції МФТЧ, зокрема принципу єдності, згідно з яким в кожній країні може бути лише одне товариство Червоного Хреста або Червоного Півмісяця, а також зобов’язання національних товариств поважати територіальну цілісність та незалежність.

    Рішення Правління МФТЧХ йде всупереч положенням резолюцій Генеральної Асамблеї ООН 68/262 від 27 березня 2014 року “Територіальна цілісність України” та ES-11/4 від 12 жовтня 2022 року “Територіальна цілісність України: захист принципів Статуту ООН”, в яких міститься заклик до всіх держав, міжнародних організацій та спеціалізованих установ системи ООН не визнавати спроби анексії Росією частин території України та утримуватися від будь-яких дій та кроків, які можуть тлумачитися як визнання зміни статусу цих територій.

    Привертає особливу увагу той факт, що в рішенні Правління відсутня реакція на діяльність так званих “Донецького Червоного Хреста” та “Луганського Червоного Хреста”, які виконують допоміжні функції для окупаційної влади Російської Федерації на тимчасово окупованій нею частині території України, та ролі РЧХ в створенні та підтримці згаданих незаконних маріонеткових утворень.

    Українська сторона неодноразово надавала документальні свідчення причетності держави-агресора до підтримки та фінансування протиправної діяльності РЧХ зі створення її структурних підрозділів на тимчасово окупованій території України, а також факти незаконного захоплення рухомого та нерухомого майна Товариства Червоного Хреста України (ТЧХУ).

    Наголошуємо, що Товариство Червоного Хреста України є єдиним визнаним товариством Червоного Хреста, яке здійснює гуманітарну діяльність на всій території України в межах її міжнародно визнаних кордонів та уповноважене створювати місцеві осередки Червоного Хреста. Донецька та Луганська регіональні філії ТЧХУ є її невід’ємними складовими та продовжують функціонування, хоча й були змушені тимчасово залишити тимчасово окуповану територію України, рятуючись від переслідувань окупаційної адміністрації РФ.

    Україна з незмінною повагою ставиться до Федерації товариств Червоного Хреста і Червоного Півмісяця як незалежної гуманітарної організації неурядового та неполітичного характеру. У цьому зв’язку наголошуємо, що Стаття 4 Статутів Міжнародного руху Червоного Хреста і Червоного Півмісяця чітко встановлює, що національні товариства мають поважати фундаментальні принципи Міжнародного руху та керуватися принципами міжнародного гуманітарного права. Жодні імперативи не можуть слугувати виправданням грубих порушень фундаментальних принципів та міжнародного гуманітарного права, яке чітко регулює правовий режим окупованих територій, зокрема відповідні обов’язки держави-окупанта та національних товариств.

    Наголошуємо, що своїми грубими порушеннями міжнародного права та Статутів Міжнародного руху Червоного Хреста і Червоного Півмісяця РЧХ наносить серйозну та довготривалу репутаційну шкоду всій Федерації. Для діяльності Червоного Хреста немає нічого важливішого за довіру. Удар по довірі до всієї Федерації — найгірший наслідок протиправних дій РЧХ.

    Українська сторона очікує на продовження моніторингу і надання об’єктивних і неупереджених оцінок з боку МФТЧХ триваючої протиправної діяльності РЧХ на тимчасово окупованій території України”, – йдеться у заяві МЗС України.

    Джерело: https://censor.net/ua/n3512305