Народный депутат Украины Антон Киссе обратился с депутатским запросом к Премьер-министру Украины Арсению Яценюку с просьбой разъяснить принципы административно-территориального деления южных районов Одесской области в процессе децентрализации власти и поручить профильному министерству совместно с Одесской облгосадминистрацией с привлечением народных депутатов Украины, избранных от южных районов Одесской области, провести непосредственно в районах с компактным проживанием национальных меньшинств публичные обсуждения в виде круглого стола по вопросам административно-территориальной реформы.

Киссе

Общественно-политические процессы, которые в последнее время происходят в Украине, обусловливают необходимость реформирования органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, считает Антон Киссе.

Проблема эффективного функционирования органов публичного управления в Украине не может быть решена без коренного реформирования конституционно-правового статуса и основ деятельности органов местного самоуправления и органов государственной исполнительной власти в областях и районах. Необходимость расширения полномочий органов местного самоуправления базового уровня (села, поселка, города) и наделение их соответствующими финансовыми и материальными ресурсами является крайне важным и экономически целесообразным.

Концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти одобрена распоряжением Кабинета Министров Украины от 1 апреля 2014 года  № 333. Она определяет направления, механизмы и сроки формирования эффективного местного самоуправления и территориальной организации власти для создания и поддержания полноценной жизненной среды для граждан, предоставление высококачественных и доступных публичных услуг, становление институтов прямого народовластия, удовлетворение интересов граждан во всех сферах жизнедеятельности на соответствующей территории, согласование интересов государства и территориальных общин.

Принят Закон Украины «О добровольном объединении территориальных общин» и с целью реализации его первого этапа Кабинетом Министров Украины 8 апреля 2015  утверждена Методика формирования способных территориальных общин.

Указанной методикой предусмотрено проведение консультаций с уполномоченными представителями органов местного самоуправления и общественных объединений (ассоциаций), с целью учета интересов территориальных общин.

Во время проведения таких обсуждений и консультаций  руководство районов, не обладая информацией и не давая фундаментальных ответов на конкретные вопросы общественности, в частности, изменений административно-территориальных единиц в процессе децентрализации власти, вводит в заблуждение жителей региона, ссылаясь на отсутствие в полной мере необходимой информации от Кабинета Министров Украины.

Такие действия создают определенное напряжение среди территориальных общин юга Одесской области, которое привело к социальному взрыву среди населения региона.

Особенно болезненно соответствующие изменения воспринимают национальные меньшинства (болгары, молдаване, гагаузы и другие), которые компактно проживают на территории юга Одесской области.

Поскольку юг Одесской области (Украинская Бессарабия) — это исторически сложившаяся территория страны от Днестра до Дуная, во времена советской власти формировавшаяся и развивавшаяся как единый социально-экономический комплекс в пределах Измаильской области. В состав этого административного образования входили 9 районов (Арцизский, Белгород-Днестровский, Болградский, Измаильский, Килийский, Ренийский, Саратский, Тарутинский, Татарбунарский) и город Измаил.

Представители территориальных общин юга Одесской области обращаются к народным депутатам Украины, избранным от указанного региона с целью предоставления разъяснений по указанным вопросам, однако народные депутаты Украины не владеют в полной мере информацией о проведении Правительством соответствующих мер.

Украинская Бессарабия должна выразить свою позицию относительно видения ее административно-территориального деления.

Антон Киссе полагает, что комплексный и конструктивный подход к этой работе позволит выработать определенные предложения, которые лягут в основу процесса административно-территориального деления страны.