Первая большая вертолётная поездка одесского губернатора в районы вверенной ему области, состоявшаяся 10 июля, достаточно подробно освещена в местных СМИ.
Тем не менее, есть один существенный нюанс, из-за которого «» вынужден вновь обратиться к данной теме.
Дело в том, что доверенное лицо Игоря Палицы – Зоя Казанжи (с её непонятным статусом) дала весьма «своеобразную» трактовку совещанию административно-хозяйственного и общественного актива в Болграде, которая, с одной стороны, удивила тех, кто присутствовал на этом мероприятии, а с другой стороны – откровенно дезориентировала тех, кто там не был.
Впрочем, обратимся к подлиннику.
Запись З.К. на её странице в «Facebook»: «Собрались чиновники, депутаты и активисты из Ренийского и Болградского районов. Выступили нардепы Гриневецкий, Крук и Киссе. Основной лейтмотив – не нужна нам децентрализация. Почему-то верю — им не нужна» (?!).
Вот так. Коротко и просто — на манер афоризмов Остапа Бендера. И сбитые с толку доверчивые люди отреагировали на подобное заявление сердитыми комментариями в адрес «плохих» политиков и чиновников.
А что же было на этом совещании сказано на самом деле?
Суть выступления Игоря Палицы была такова:
…Я не работал во власти, но у меня есть команда и есть желание работать… Нужно сохранить мир и целостность в регионе, у нас для этого все есть… Я не знаю, как долго буду губернатором, это решать Президенту, но пока я занимаю эту должность, хочу показать результат… Несмотря на то, что многое в регионе выглядит пессимистично, в будущее я смотрю с оптимизмом… Будем ремонтировать дороги, это основа инфраструктурных инвестиций… Вместе с депутатами от Одесской области будем лоббировать интересы региона…
Нардеп Сергей Гриневецкий, 134-й мажоритарный округ (губернатор Одесчины в 1998-2005 гг.) заявил:
…Я давно занимаюсь вопросами конституционного права, член комиссии по конституционной реформе… Все годы независимости Украина занимается вопросами конституции, то разрабатывает, то принимает, то меняет. Можно перефразировать так: самого обеда у нас пока нет, есть обеденный перерыв. На мой взгляд, лучший вариант Конституции – это документ 1996 года, и Венецианская комиссия его признала тогда одним из лучших в Европе.
Много вопросов вызывают те изменения, которые предложил Президент. По его проекту усиливается президентская власть. Это касается президентской и парламентской квот по назначению и освобождению от должностей руководителей силовых и правительственных структур. Много вопросов по институту представителей президента на местах: не прописаны функции, возникают правовые противоречия (функция надзора за соблюдением законодательства пересекается с прокурорскими функциями).
Децентрализация необходима, но это не только расширение прав и полномочий органов местного самоуправления. Хотелось бы узнать мнение представителей громад, руководителей самоуправления – с какими рисками они могут столкнуться, в каком формате взаимоотношения регионов и Киева будут оптимальными…
Точка зрения нардепа Антона Киссе, 142-й мажоритарный округ, президента Ассоциации болгар Украины:
…Если ознакомиться с теми изменениями, которые предлагает Президент, то лучше оставить прежнюю редакцию Конституции.
В этом вопросе нельзя торопиться; нужно провести большую экспертную работу; основные положения по децентрализации, правам регионов, расширению полномочий органов местного самоуправления выносить на широкие общественные обсуждения.
Поэтому мы просим включиться в этот процесс всех заинтересованных представителей органов местного самоуправления, подготовить предложения, а наши эксперты по конституционному праву саккумулируют эти наработки, чтобы наша группа депутатов от Одесской области внесла эти предложения на рассмотрение конституционной комиссии. Только в этом случае могут быть учтены мнение и интересы нашего региона.
Изменения в Конституцию должны идти снизу, а не навязываться сверху. Тогда Конституция будет дееспособной и не будет необходимости каждый год ее менять.
Что касается административно-территориальной реформы, то мы будем отстаивать территориальную целостность административно-территориальных единиц юга Одесской области. Как можно делить и резать по живому районы, где компактно проживают молдаване, гагаузы, болгары и другие национальности? У нас уникальный край, где чтут свою историю, сохранили язык и культуру предков – власть должна учитывать эти факторы. Край перспективный, но нуждается в мощном импульсе. Таким импульсом может стать реализация государственной программы «Развитие Украинского Придунавья». Мы будем добиваться, чтобы новое правительство актуализировало программу…
Юрий Крук (143-й округ) в своем выступлении ограничился общими фразами, а ещё один нардеп, присутствовавший в зале — Виталий Барвиненко (141-й округ) вообще промолчал.
Ни в одном выступлении (и это отметили все журналисты) не прозвучало намека на то, что депутаты выступают против децентралиции власти, расширения прав и полномочий регионов и органов местного самоуправления. Поэтому упомянутая оценка Казанжи – это явная дезинформация вкупе с непониманием самой проблемы.
З.К. «зачем-то» пишет неправду. Основной лейтмотив выступлений нардепов Гриневецкого и Киссе да и ее непосредственного шефа Игоря Палицы был принципиально другой. Они говорили именно о важности расширения полномочий органов местного самоуправления, о сохранении в регионе мира и согласия.
Казанжи явно забывает, а может быть, просто не осознает того, что личные взгляды, политические симпатии и антипатии общественницы не должны превалировать над беспристрастной позицией государственного чиновника (стать которым она сегодня так стремится). Люди, прочитавшие такую «вольную» интерпретацию собрания в Болграде, могут в свою очередь и прийти к выводу, что приближенная к губернатору особа поддерживает уничтожение и разделение Ренийского и Болградского районов, что такая децентрализация лично ей по душе, что это официальная позиция Одесской облгосадминистрации. А вслед за этим неминуемо возникнет социальное напряжение. Неужели это нужно тому же Игорю Палице?
Напомним дилетантам, голословно критикующим известных одесских политиков, что проблемы административно-территориальной реформы (в частности, межрайонной субрегионализации) являлись своего рода коньком Сергея Гриневецкого в бытность его губернатором.
И это отнюдь не восхваление прежнего областного руководителя, а бесспорный факт. Гриневецкий в 2001-2002 годах первым в Украине поднял данный вопрос в рамках пилотного проекта. Знает ли Зоя Казанжи, сколько диссертаций было потом написано самыми разными людьми на этой основе? А разве создание так называемого болгарского мажоритарного округа по выборам в Верховную Раду в 2002 году не было показателем внимания к нуждам и чаяниям национальных громад Бессарабии?
В случае с Зоей Казанжи не может не тревожить и другое. Допустить политический ляп в качестве частного лица это одно. И иное – говорить подобные вещи, выдавая себя за ответственное должностное лицо.
Третий месяц З.К. – дилетантка и авантюристка с сомнительным общественным прошлым (дело в данном случае не в работе в киваловском СМИ и киваловском ЦИК, а в общей политической мимикрии, граничащей с проституированием) представляется то вице-губернатором, то советником губернатора Палицы.
Юридически же (с точки зрения госслужбы) она никто.
Разъяснения Зои Казанжи, что её документы на вице-губернаторство, якобы, находятся на утверждении в Киеве (вместе с представлением на Михаила Кучука) – ложь. И это «РО» узнал из самых компетентных источников. Кстати, по поводу Кучука — чистая правда.
З.Казанжи, к тому же, ссылается и на то, что якобы поздно отправила документы в столичные инстанции. Однако, она просто не могла их подать. Во-первых, не прошла соответствующую проверку (почему — тема отдельного разговора).
Во-вторых, должностные лица из Минрегионбуда разъяснили нашему корреспонденту, что кандидатуру З.К. на должность вице-губернатора по внутриполитическим вопросам не могут рассматривать при всем желании — такого ваканта просто нет, особенно в условиях сокращения госаппарата.
По поводу должности советника губернатора укажем, что это тоже только слова: Казанжи официально не утверждена в этом статусе как штатный работник, не оформлена должным образом и как советник на общественных началах.
Тем не менее, наглость – второе счастье: третий месяц она бесплатно пользуется комфортабельным кабинетом бывшего вице-губернатора Александра Малина и правительственной связью (без допуска). Плюс к тому — возможность поговорить на личные и общественные темы по обычному телефону из того же кабинета.
А вот и нечто новое. Ходят слухи, что Казанжи была пристроена в ближайшее окружение Палицы по личному требованию (пардон, по настоятельной просьбе) Игоря Коломойского – т. е. её нашли отнюдь не на «Facebook» как ранее скромно утверждала пани Зоя.
И последний штрих к портрету нашей героини — её участие в создании в Южной Пальмире Кризисного медиа-центра, который будет на заграничный грант в 25 тыс. долларов предоставлять бесплатные информационные площадки.
Название Центра “впечатляет”. По логике его надо было бы назвать антикризисным. Но вряд ли это описка из-за непонимания. Кризис его организаторам очень даже нужен – в его стихии они чувствуют себе как рыба в воде. Не случайно, что координатором Центра определена…
Алена Балаба (!), известная сжигательница георгиевских ленточек на Вечном огне (поступок этот, кстати, осудили все нормальные люди – в том числе, и в евродемократическом лагере). Можно только представить, кому такие координатор и квази-вице-губернатор (то бишь квази-советник) будут давать информационные площадки! Без комментариев лишь одна цитата от Казанжи: «В Одессе журналисты — это официанты».
Ну, и какова мораль? Как отмечалось, Игорь Петрович Палица заявил в Болграде, что у него уже есть команда. Остается только посочувствовать: в качестве своей ближайшей помощницы он упорно держит бывшую журналистку, которая не понимает, что такое информационное сопровождение мероприятий государственной власти; пишет, что хочет и как хочет, выдает свои субъективные суждения за истину в последней инстанции, оказывая тем самым медвежью услугу губернатору — перевирая его деятельность в социальных сетях.