Как уже сообщалось, в марте т.г. городской голова Рени Сергей Колевич сделал сенсационное заявление: по его словам, значительную долю грузооборота в Ренийском порту по итогам 2013 года составили фиктивные грузы, существовавшие только на бумаге. Таким способом грузовладельцы добивались незаконного возмещения НДС из бюджета. Мэр, в частности, сказал, что фиктивными грузами были нефтепродукты, объём перевалки которых через порт Рени достиг в прошлом году 1,5 млн тонн.
К сожалению, С. Колевич не сообщил, из какого источника он получил эту информацию. Со своей стороны мы проанализировали основные показатели работы порта за минувший год и пришли к выводу, что имеются косвенные признаки, подтверждающие достоверность слов городского головы. В первую очередь подозрение вызывает неожиданный рост грузооборота в Ренийском порту: если в 2012 году предприятие переработало чуть более 1 млн тонн грузов, то в 2013-ом – 2 млн 794 тыс. тонн, тогда как в это же время все морские порты Украины сократили объём грузоперевалки на 2%. Причём осенью и зимой прошлого года 2/3 всего грузооборота в порту Рени составляли именно нефтепродукты, включая сжиженный газ и газоконденсат.
Разумеется, мы пока не вправе кого-либо обвинять – доказать или опровергнуть факты фиктивных экспортных операций, осуществлявшихся через Ренийский порт, могут только следственные органы. Однако, как выяснилось, заявление С. Колевича является откровением только на местном уровне – в масштабах Украины подобные схемы давно известны. Чаще всего их связывают с именем молодого украинского олигарха Сергея Курченко – одного из тех бизнесменов, кто обслуживал финансовые интересы семьи Януковича (в конце февраля С. Курченко сбежал из Украины).
Молодой олигарх получил известность благодаря группе компаний «ГазУкраина-2009». «Но не так давно об этой группе предпочитали говорить тихо и скупо, – пишет «Экономическая правда». – Мотивы такой зловещей тишины стали понятны после нескольких журналистских расследований и ёмкого депутатского запроса «свободовца» Юрия Сиротюка. Согласно публикациям, более полусотни фирм этой условной группы фактически монополизировали рынок сжиженного газа в Украине. Кроме того, в запросе Сиротюка утверждалось, что «ГазУкраина-2009» занимается контрабандным ввозом бензина в Украину. При этом якобы используются схемы «оборванного транзита» и «фиктивного экспорта».
В отношении фирм, которые связывают с «ГазУкраина-2009», даже заводились уголовные дела. Согласно материалам этих дел, поставленное госкомпаниям импортное оборудование не въезжало на территорию Украины и даже не производилось на заводе-изготовителе, указанном в документации. Однако такие уголовные дела благополучно уходили в небытие. Точно так же, как и многочисленные акты налоговой службы, которая не раз подозревала фирмы группы в фиктивности. В фиктивности подозревали даже центральное ООО «ГазУкраина-2009».
Как утверждает «Украинская правда», откровенно сомнительная схема предусматривает следующее. На таможенную территорию Украины въезжает цистерна бензина, которая, по документам, едет в третью страну. Но в Украине цистерна «теряется», неизвестный бензин появляется на какой-нибудь заправке и успешно реализуется. Вот только государственный бюджет не получает налоги и акциз. А если к этому добавить ещё и фиктивный экспорт, то появляется право на возмещение НДС из того же бюджета, что вдвойне приятно (предполагается, что с весны 2012 года и до недавнего времени потери бюджета от подобных махинаций достигли 1,4 млрд грн).
«Проворачивать такие дела в масштабах страны можно только при полной благосклонности фискальных и правоохранительных органов, – пишет «Украинская правда». – В современной Украине такие вещи возможны только в случае прямой заинтересованности высших должностных лиц государства. Разумеется, финансовой заинтересованности…»
Незаконные схемы С. Курченко довольно подробно изложило издание «Kyiv Post». В руки журналистов попали документы, согласно которым компании Курченко, зарегистрированные в оффшорах, подозреваются в торговле нефтепродуктами с использованием схем для уклонения от уплаты налогов. Вследствие этих схем Украина потеряла 1 млрд долларов прибыли.
По словам главы МВД Арсена Авакова, возбуждено 11 уголовных производств по деятельности компании Курченко «ВЕТЭК». Бывшие сотрудники этой компании предоставили документы, показывающие движение денег между «ВЕТЭК» и оффшорными компаниями в Белизе, Панаме, на Кипре и в других направлениях. Это может пролить свет на систему функционирования бизнес-империи Курченко.
Некоторые из названных документов касаются деятельности расположенной в Белизе оффшорной компании Zevidon Trading Limited (Белиз – маленькая страна в Центральной Америке – Прим. авт.). В феврале 2013 года эта компания заплатила 2,99 млн долларов ООО «Зовнитрансгаз». Согласно таможенной декларации, украинская компания продала оффшорной фирме в Билизе 3 тысячи тонн дизельного топлива российского происхождения. Как указывают документы, танкер с этим грузом должен был отправиться из порта Измаил в Белиз.
Обе эти фирмы фигурируют в прошлогоднем запросе народного депутата от «Свободы» Юрия Сиротюка в Генеральную прокуратуру и СБУ как фирмы, подозреваемые в использовании фиктивных схем экспорта. По информации Ю. Сиротюка, на экспорт якобы работали 3 компании из группы «ГазУкраина-2009». Все они, по документам, транспортируют бензин (который неизвестно откуда берётся) автоцистернами к танкерам, доставляющим топливо компании Zevidon Trading Ltd в Белиз.
Объёмы таких схем ещё предстоит установить. Но вот что любопытно. По данным Госкомитета статистики, только в феврале-марте 2013 года объём экспорта топлива из Украины в Белиз составил почти 800 млн долларов. Однако после публикации нескольких расследований Госкомстат по указанию министра доходов и сборов закрыл статистику по Белизу. А в конце 2013 года тот же Госкомстат обнародовал данные, согласно которым объём торговли нефтепродуктами с Белизом за весь год составил лишь 170 млн долларов. Кроме того, как явствует из документов, компании Курченко постоянно вели бизнес с 14-тью оффшорными компаниями.
Как видим, размах махинаций фиктивного экспорта поражает воображение, и нет ничего удивительного в том, что порты Рени и Измаил могли оказаться в этих схемах «перевалочными базами». Но сейчас важно даже не это.
Курченко и другие «сподвижники» Януковича сбежали, их бизнес-империи разваливаются, многочисленные злоупотребления становятся достоянием гласности. Означает ли это, что подобные финансовые аферы и коррупционные «фокусы» прекратятся? Вернее, сможет ли новая власть их пресечь и тем самым доказать, что Майдан стоял не напрасно? От ответа на этот вопрос сегодня зависит очень многое. Зависит не только результат «проверки на вшивость» нынешних и будущих правителей Украины, но и дальнейшая судьба нашей страны. Судьба экономическая, политическая, историческая. Ни больше ни меньше. Ведь если коррупция и казнокрадство будут процветать в прежних масштабах, никакого будущего у нас нет.
Група депутатів Європейського парламенту закликала великий бізнес та відомі бренди відмовитися від розміщення реклами у прокремлівських засобах масової інформації, які поширюють дезінформацію та пропаганду. Читати далі
Пріоритетом державної політики забезпечення Збройних сил має бути максимальне завантаження українського бізнесу військовим замовленням. Це дозволить розвивати економіку та знизити залежність від наших партнерів. Про це в інтерв’ю заявив підприємець, експерт по енергетиці Олександр Кацуба. Читати далі
Номер для виступу українських виконавців alyona alyona & Jerry Heil на Євробаченні-2024 поставила відома у світі українська режисерка Таню Муіньо. Читати далі