Страхи сопровождают человечество, малой частью которого является молдавское общество, на протяжении всей его истории. В древности люди боялись прогневать богов и стать жертвами природной стихии. В средние века люди боялись чумы, колдунов и порчи. В начале ХХ века люди страшились неопределенности политической обстановки и постоянной угрозы войны. В шестидесятых годах ХХ века боязнь войны трансформировалась у них в «ядерную фобию». В конце ХХ века главными фобиями человечества стали глобальная экологическая катастрофа и СПИД. Сегодня к ним добавился страх террористических актов.

Фото: rucountry.ru

Любой человек, как известно, рождается совершенно бесстрашным. Дети не боятся высоты, не боятся дотронуться до огня, споткнуться, упасть, не боятся змей, пауков. Страхи приобретаются людьми позже, когда они взрослеют, когда другие люди начинают им говорить, что опасно. Когда их страхи становятся слишком сильными, их называют фобиями. Они появляются, когда перед человеком в определенный момент жизни возникает ситуация, которая, как ему кажется, угрожает его жизни. Реальной опасности может и не быть, но сам человек будет воспринимать это как безусловную опасность.

В Республике Молдова два десятилетия её государственной независимости, ознаменовавшиеся тяжёлыми политическими, экономическими и социальными потрясениями, ужасом вооруженного братоубийственного конфликта на Днестре, наложили свой отпечаток на лицо всего нынешнего поколения, погрузив его в атмосферу страха и недоверия. Способные в своих худших проявлениях круто менять и рушить человеческие судьбы, эти социальные фобии внушают сегодня большинству молдавских граждан чувство безысходности и безнадежности, мешают рассуждать здраво, парализуют волю, провоцируют неадекватное, бесконтрольное поведение или панику в критических ситуациях.

Одной из ведущих фобий, крайне негативно влияющей на общественно-политическую ситуацию в Республике Молдова, является русофобия.

Её поражены, как многие политические лидеры правых партий, так и их электоральные симпатизанты, по мнению которых, все бывшие и настоящие беды и проблемы Молдовы исходили и продолжают исходить только от России, от русского народа, «русских оккупантов».

Системная русофобия является своего рода «психоисторическим оружием», цель которого состоит в том, чтобы доказать (в том числе и самим русским), что развитие России не в полной мере соответствует западному типу, трактуемому как «абсолютная норма», и таким образом поставить русских в проигрышное состояние психологической защиты. По мнению многих объективных исследователей, русофобия была именно той «осью», вокруг которой на протяжении последних столетий вращались все отношения между Россией и Западным миром, причем никакого отношения ни к коммунизму, ни к Советской власти она не имела.

К сожалению, прочно закрепившаяся в сознании некоторых молдавских граждан под воздействием весьма изощрённой и фактически тотальной антироссийской пропаганды русофобия носит очень устойчивый характер, поэтому никакие (документально подтвержденные!) доводы о том, что после присоединения Бессарабии к России жизнь в нашем крае значительно улучшилась, что в составе СССР Молдавия была процветающей республикой с высоким уровнем жизни, современной наукой, промышленностью и высомеханизированным сельским хозяйством, на эту часть нашего общества не действуют.

Не действуют потому, что они очень страшатся, признав эти бесспорные факты, посмотреть в глаза правде и разрушить тот хрупкий и иллюзорный миф, которые создали в своём сознании под влиянием русофобской пропаганды для оправдания собственных (или своих родных и близких, друзей и знакомых) жизненных невзгод и неудач в годы Советской власти в Молдавии, причиной которых им так удобно называть сегодня «русскую оккупацию» или «сталинские репрессии», а также «засилье русских» в органах власти, но только не свои собственные слабости, промахи, ошибки и даже преступления.

Дело в том, что, как свидетельствуют хранящиеся в архивах документы, многие молдавские граждане, подвергшиеся репрессиям в годы Советской власти, стали жертвами доносов своих же одноплеменников, в том числе родственников, друзей, соседей. Именно поэтому, когда в первые годы независимости Республики Молдова кое-кто из депутатов Парламента потребовал «открыть все архивы», наиболее трезвомыслящие молдавские политики воспротивились этому, честно признав, что если это случится, то большая часть молдавской элиты окажется безнадежно скомпрометированной.

Очень удобно прикрываться русофобской идеологией и тем молдавским политикам «постсоветского периода», которые в годы Советской власти сами принимали непосредственное участие в преследовании политических оппонентов, в том или иной мере оказались причастными к репрессиям. Ведь им достаточно сослаться на то, что во всём виноваты «Россия» и «русские оккупанты», чтобы снять с себя личную вину за содеянное (что, мол, с нас взять, если мы были людьми подневольными, если всеми делами в Молдавии тогда управляли из Москвы!?) и переложить её на «чужаков». При этом как те, кто прикрывается этими фальшивыми русофобскими «оправданиями», так и те, кто хорошо знают, что всё это неправда, вымысел, вынужденно делают вид, что «всё именно так оно и было», оказываясь связанными одной порочной цепью, в том числе и на парламентских выборах.

Рука об руку с русофобией, подпирая и подправляя её, идёт сегодня в молдавском постсоветском обществе и антикоммунизм.

Наиболее яростными нападками на КПМ-КПСС и её дела (по большей части, нужные и полезные, как свидетельствуют документы и жившие тогда люди) в Молдавии во времена Советской власти отличаются многие из бывших видных молдавских коммунистических функционеров, в том числе и самого высокого ранга. Их ритуальные плевки в своё собственное политическое прошлое не могут не вызывать искреннего удивления и, честно говоря, изрядной доли презрения.

Ведь именно КПМ-КПСС все эти люди – бывшие простые сельские парни – были обязаны тем, что достигли столь больших высот в своей жизни, стали руководителями Советской Молдавии, а после образования суверенной и независимой Республики Молдова также оказались на первых ролях. Кто, спрашивается, насильно «загонял» этих людей в Партию? Кто принуждал их славить Партию и Советскую власть? Кто заставлял их совершать те или иные поступки, которые они теперь осуждают и в которых винят Россию, русских, «сталинский большевизм» и «существовавшие тогда порядки»!?

Ещё более странно читать и слушать сегодня русофобские и антикоммунистические мерзости некоторых молдавских писателей, поэтов, композиторов, в годы Советской власти приобретших широкую известность в СССР и далеко за его пределами, обласканных властью, воспевавших на все лады «великий подвиг советского народа», признававшихся в страстной любви к «великому Ленину», призывавших молодое поколение молдавского народа «брать пример с большевиков», быть «достойными звания строителя коммунизма».

Зачем, спрашивается, они всё это делали в то время, когда сотни тысяч других молдавских граждан, напротив, вели себя совсем иначе!? Зачем они вступали тогда в КПМ-КПСС и пели оды её вождям, когда сотни тысяч их сограждан оставались беспартийными!? Почему они охотно принимали все советские награды, звания и премии, а сегодня вдруг «жалостливо стонут» о якобы пережитых ими тогда «душевных муках», которые, на поверку, оказываются лишь муками зависти к тем своим коллегам, которые получили более высокие награды, звания или гонорары!? А главное, причём здесь Россия и русские, в том числе русскоязычные граждане Республики Молдова, на которых вся эта «публика» изливает сегодня мутные потоки своих совершенно необоснованных обвинений и гнусных оскорблений!?

Не меньшую опасность, надо объективно признать, представляет сегодня в молдавском постсоветском обществе и румынофобия.

Некоторые местные политики и их электоральные сторонники, называющие себя «молдавскими патриотами», всех румын – скопом, только за то, что они румыны! – огульно обвиняют во всевозможных преступлениях – против Молдовы, против России, против других стран и народов, не трудясь приводить при этом сколько-нибудь весомые доказательства, не делая никакой разницы между румынским народом и румынскими политиками.

Правда, следует честно признать, оставаясь на позициях объективности, что всплеску румынофобии у весьма значительной части молдавского общества очень активно способствуют как унионистские заявления высших представителей официального Бухареста (прежде всего, румынского президента Траяна Бэсеску), так как и всё более наглые (не пресекаемые властями!) призывы местных унионистов к ликвидации Молдавского государства и объединению его с соседней Румынией.

Всё это, безусловно, не может не пугать ту часть молдавских граждан, которые искренне считают себя государственниками и поэтому заинтересованы в сохранении и укреплении независимой государственности Республики Молдова. Всё это в значительной степени объясняет и то, почему любая материальная помощь или политическая поддержка Молдове со стороны Румынии рассматривается ими с большим подозрением, чаще всего не как шаг «доброй воли», а как «акт агрессии» против нашей страны. По этой же причине многие молдавские граждане упорно не желают видеть в Румынии доброго соседа и искреннего друга.

Так что, вполне понятно, что ослабить, а затем и постепенно изжить румынофобию в Молдове можно будет только тогда, когда усилия в этом направлении со стороны Кишинёва будут поддержаны адекватными действиями со стороны Бухареста.

Во всяком случае, до тех пор, пока сами молдавские граждане не убедятся в том, что румынские политические и государственные круги видят в Республике Молдова суверенное и независимое государство молдавского народа, а не «второе румынское государство» как некое «переходное» формирование на пути его полного слияния с «первым румынским государством», рассчитывать на ослабление румынофобии в нашей стране не приходится, а всякий, кто выступит с её осуждением, рискует подвергнуться жёстким обвинениям в «антипатриотизме» со стороны молдавских патриотических кругов.

Обязанная своему возникновение и последующему закреплению в общественном создании в Молдавии советской государственной политической пропаганде, продолжает жить и в постсоветском молдавском обществе застарелая фобия по отношению к США, НАТО и ЕС, политика которых по отношению к нашей стране некоторыми молдавскими гражданами по-прежнему считается сугубо «империалистической», «неоколониальной», «агрессивной», направленной на «увод» Республики Молдова из СНГ, «отрыв» её от России, Таможенного и Евразийского союза, «втягивание» её в Европейский Союз.

Личные политические убеждения и пристрастия в этом вопросе имеют довлеющее значение по сравнению с теми фактами, которыми оперируют сегодня молдавские граждане, подверженные этой фобии, не желающие признавать, что США и ЕС уже оказали и продолжают оказывать Молдавии весьма значительную материальную и финансовую помощь, а также политическую поддержку, позволяющие нашей стране худо-бедно удерживаться на краю пропасти системного кризиса.

Сегодня, к сожалению, ощущается острый дефицит тех умных и объективных политиков, которые вместо огульной антиамериканской и антизападной фобий будут культивировать в молдавском постсоветском обществе знания о достижениях США и ЕС в экономике, социальной сфере, науке и культуре, приводя примеры успешного решения там тех или иных задач развития, достойные применения в нашей стране, не скрывая при этом, конечно, и неприятную правду о том, что для нас совершенно неприемлемо и ни при каких обстоятельствах не может и не должно культивироваться в Молдове.

Я затронул здесь лишь несколько, на мой взгляд, наиболее массовых и поэтому наиболее опасных по своим последствиям фобий в молдавском постсоветском обществе. А ведь в Молдове есть ещё и гагаузофобия, и молдавофобия, и приднестровофобия, и ряд других, не менее зловредных фобий, преднамеренно культивируемых и используемых в своих корыстных целях некоторыми политическими силами, забывших, вероятно, что «кровь людская – не водица», в своих неблаговидных целях.

Вот и подумалось, не пора ли всем нам – и политикам во власти и в оппозиции, и всем молдавским гражданам вообще серьёзно задуматься, наконец, о том, как все эти страхи и фобии сказываются сегодня и могут сказаться завтра на развитии нашей страны, на судьбах новых поколений?

Мы должны сообща начать искать ответ на вопрос, как можно избавиться молдавскому обществу от этих навязчивых фобий? Где та грань, которая отделяет человека со здоровым инстинктом самосохранения от «человека в футляре», страдающего от опасных политических и социальных фобий? Можно ли жить счастливо в таком страшном мире?

Уверен, что для того, чтобы нейтрализовать любой общественный страх, не дать ему превратиться в фобию, необходима активная деятельность, не оставляющая времени и сил на постоянное «прокручивание» ситуации, вызывающей страх. Польза открытой политической дискуссии по этой проблеме заключается в том, что она помогает вывести страх на поверхность, не дать ему надолго задержаться в подсознании людей.

Преодоленный страх лишается разрушительной силы и оборачивается во благо. Человек (или целое поколение), с достоинством выйдя из ужасной ситуации, становится более сильным и уверенным. И наоборот, подавленный, застывший страх, который не вызвал активной деятельности и не был преодолен, вытягивает силы, будит в человеке животные инстинкты и заботу лишь о собственном спасении.

Всюду, за редчайшим исключением, в Молдове сегодня разбитые дороги, свалки посреди лесов и полей, обшарпанные здания в городах и шикарные дома-дворцы «элиты» в предместьях. И всюду – грязь, грязь, грязь. Всюду уныние, безразличие, бездеятельность. Всё это происходит потому, что молдавское постсоветское общество, расколотое на группы «исповедников фобий», пребывает сегодня в абсолютно импотентном состоянии, отрешенно наблюдая за тем, как на его глазах рушится страна, как деградирует народ.

Конечно, по большому счёту, история мало зависит от воли каждого из нас. Наш личный страх не остановит не устраивающее нас развитие событий в нашей стране, не изменит нашу жизнь к лучшему, но каждый из нас может и должен сделать выбор для себя – смело жить, делая всё, что зависит от него, или же всю жизнь провести в оцепенении и страхе, будучи рабом навязанных фобий, подчиняясь воле тех политических манипуляторов, которые вновь и вновь будут обещать «защитить нас» от них, но вместо этого будут их лишь вновь и вновь культивировать и насаждать. Выбор за нами, за каждым из нас, ибо «никто не даст нам избавленья» от наших фобий, кроме нас самих.

Только тогда, когда, идя на выборы, мы станем голосовать, отбросив все свои страхи-фобии, за тех, кто даст надежду на жизнь-труд, жизнь-созидание, причем при самом активном нашем участии, только тогда наша страна – Республика Молдова – получит реальный шанс состояться и выжить как суверенное и независимое государство молдавского народа, смело идущего навстречу своему будущему.

 Виталий Андриевский

 

 

 

Источник: APN.MD

Політика