Когда возник современный порт Рени мы знаем довольно точно. А вот когда появилось первое поселение на территории города и как интерпретировать его название — Рени — это дискуссионный вопрос. Есть предположение, что рень — слово, обозначающее пристань в славян, с другой стороны слово близко к латинскому слову «арена», что означает песок. Так или иначе на месте Рени были самые разные поселения, входившие в сферу влияния Римской империи, Османской империи, славянских племен и самых различных государственных образований периода средневековья. С 1612 года — в составе Османского государства, с 1812 года — в составе Российской империи, за исключением небольшого периода в составе Молдавского княжества (1856-1862) и Румынии (1862-1877). В 1918-1940 гг. — снова в составе Румынии. Некоторое время Рени был включен в состав Измаильской области, после ее упразднения — в составе Одесской области.
До революции и Первой мировой войны
В настоящее время Рени — это крупный украинский транспортный узел. В его состав входят морской торговый порт и железнодорожная станция Рени, а в XIX веке официальное название Рени — «заштатный город Бессарабской губернии».
Начало порту было положено в декабре 1816 года. Первый причал — природный берег Дуная. Поначалу грузооборот был крайне малым и сводился в основном к таким товарам как пряности, вино и табак.
Увеличение товарооборота связано с прокладкой железнодорожной линии Бендеры –Галац и основанием торгового пароходства на Дунае.
В 1883 году было образовано акционерное общество «Торговый дом князь Юрий Гарин и Ко». Это общество положило начало регулярному плаванию судов по Дунаю и, по сути, создание общества стало рождением Ренийского морского торгового порта.
Государственные власти признали важность создания пароходства в форме торгового дома и «признали целесообразным прийти Пароходству на помощь и назначить ему субсидию в размере 58 270 рублей в год в виде помильной платы за рейсы».
В значительной мере дунайские перевозки спонсировались государством: в 1891 году Черноморо-Дунайское пароходство выпустило акций на 1 млн. 40 тысяч рублей. Весь выпуск был выкуплен властями, более того следующий выпуск 1899 года также был полностью покрыт средствами казны. Также власти спонсировали покупку новых судов и увеличение помильной субсидии, которая к 1898 году достигла 313 180 рублей в год.
С 1900 года после углубления Килийского гирла Дуная в порт стали заходить морские суда. Это открыло огромные перспективы для города, в котором порт всегда являлся самым главным предприятием. В 1903 году было создано Государственное Русско-Дунайское пароходство, давшее порту в Рени большой экономический импульс.
В сооружении военных пристаней в Рени, для погрузки снарядов принимал участие известный одесский архитектор Александр Бернардацци, автор многочисленных проектов, например, Новой биржи (филармонии) или гостиницы «Бристоль».
Интересно, что в феврале 1906 года было реализовано некое подобие безвизовой зоны. Тогда вышло Высочайшее утвержденное положение Комитета министров «О предоставлении начальнику торгового порта Рени выдавать всем подведомственным ему чинам Министерства торговли и промышленности билеты на кратковременные выезды за границу, в Румынию, по делам службы». Срок действия такого билета ограничивался 48 часами.
В начале XX века порт Рени был тесно связан с портами Дуная, Черного моря, притом не только с Одессой, но даже с Батуми. Путеводитель РОПиТа (1911) упоминает многочисленные торговые, торгово-пассажирские линии, включающие Рени: четыре раза в неделю, совершался почтово-пассажирский рейс из Одессы в Галац с заходом в Вилково, Килию, Измаил и Рени; дважды в неделю по этой линии ходил буксирно-грузовой рейс; Добруджская линия обслуживалась шесть раз в неделю с заходом в порты Измаил, Рени, Тульча, Исакча и Галац; дважды в неделю ходили суда Рени-Кладовской линии (до сербского города-порта Кладово); а один раз в месяц можно было отправиться из Галаца в Батуми, с заходом в порт Рени.
Перед Первой мировой войной порт Рени стал развиваться как центр вывоза зерновых. Портовые пункты были оборудованы на берегах реки Прут (Кагул, Леова и другие). Это были каменные хранилища для зерна, а транспортировка по Пруту осуществлялась в баржах. Из Рени зерно уже в более крупных морских баржах шло в Одессу на Новый мол. Водоизмещение 20 барж, которые курсировали между Рени и Одессой достигало 12 500 тонн.
Непосредственно перед началом Первой мировой войной через ренийский порт вывезли рекордный объем зерна: 150 тысяч тонн.
О благоустроенности города в те годы можно было и не говорить, но на 1910-е гг. в городе было более ста торговых заведений и представительств с оборотом до 200 000 рублей.
«Сам город мало благоустроен и отстоит от порта в 3 верстах, а от станции железной дороги в 1 ½ версты. Улицы города, за исключением нескольких центральных, немощёные, водопровода нет. Общественной жизни почти нет. Летом тропическая жара, пыль, весной и осенью непролазная грязь», — читаем в путеводителе по Дунаю (1912).
Между войнами
27 марта 1918 года город Рени был включен в состав Румынии, после недолго нахождения в составе Молдавской демократической республики (существовала с декабря 1917 года).
В межвоенный период Рени был важным портом Румынии. В основном он оперировал зерном и продуктами животного и сельскохозяйственного происхождения из внутренних уездов Бессарабии: свиньи, птица, мед, воск, вино, овощи.
После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 году порт был передан Черноморскому пароходству. но вскоре Бессарабия была снова занята румынскими войсками. Освободили Рени в ходе наступательной операции Третьего Украинского фронта 25 августа 1944 года.
Советский период
Ускоренная индустриализация этого региона началась после включения в состав СССР. Советские источники подчеркивают, что стремительное развитие порта началось после установления советской власти над Бессарабией.
Уже 5 ноября 1944 г. был запущен первый кран. В 1958 году объем перевалки грузов по сравнению с 1945 годом вырос почти в шесть раз. Уровень механизации грузовых операций возрос с 25 до 99,4%, более чем в четыре раза возросла производительность труда.
«Ренийский порт сегодня — один из лучших на Дунае… В порту всегда много судов под флагами Австрии, Болгарии, Чехословакии и других стран. Семилетний план предусматривает значительное расширение порта, внедрение современной техники, механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Выгодное географическое расположение и наличие железнодорожного узла создают благоприятные условия для развития порта и города Рени», — писал Игорь Чопп в 1964 году в книге, посвященные туристическим маршрутам Одесской области.
Через 22 года в другой книге, посвященной Одесской области можно прочитать: «Рени — это современный портовый город. Здесь расположен прекрасно оборудованный торговый порт».
Но это общие фразы, давайте взглянем на статистику. Дунайское пароходство в 1980-е годы представляло собой крупное предприятие, в состав которого входили порты Измаил, Рени, Килия (в 1987 г. изменился его статус — он стал портопунктом Усть — Дунайского порта), Усть- Дунайск, Килийский судостроительно-судоремонтный завод, Измаильский судоремонтный завод.
Только транспортный флот пароходства насчитывал более тысячи единиц дедвейтом около 1 млн. тонн. В те годы порт Рени входил в число шести самых крупных в Советском Союзе, а его грузооборот достигал 10-15 млн. тонн/год.
На современном этапе
В независимой Украине ренийский порт сдал свои позиции. Несмотря на его выгодное географическое расположение вблизи границ Украины, Молдовы и Румынии, близости торговых путей и международных коридоров, полностью реализовать потенциал не удается. Этому есть как объективные, так и субъективные причины: с одной стороны, серьезным препятствием является наличие железной дороги, которая принадлежит Республике Молдова, а соответственно тарифы неподконтрольны украинской стороне, с другой стороны серьезная просадка в грузообороте была связана в 1990-е гг. с войной на территории бывшей Югославии. Некоторое выравнивание грузооборота было отмечено в середине 2000-х гг. В 2007-2008 гг. порт Рени обрабатывал ок. 2,5 млн. тонн грузов в год. Существенное падение оборота грузов было связано в 2010-е гг. с общемировым кризисом.
В 2019 году порт Рени обработал 1 млн. 275 тысяч тонн грузов, среди них зерновые составили 765 тыс. тонн. В прошлом году грузопоток упал до уровня 786 тысяч тонн, что стало худшим показателем с 2015 года. Ещё хуже было только в 2012 году с 755 тысячами тонн грузооборота.
В 2011 году потенциал порта Рени оценивали в 1,5 млн. тонн только зерновых. Правда, обработка зерновых очень сильно зависит не только от урожая в соседней Молдове, но и от тарифов на железнодорожные перевозки и загруженностью конкурента — молдавского порта Джурджулешты.
В этом году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) получил 100% контроль над оператором молдавского порта. Именно ЕБРР в 1995 году поддержал проект строительства порта, выделив 27,5 млн. USD. Официальный пресс-релиз сообщает, что «7 мая 2021 года, чтобы обеспечить безопасность работы порта и защитить свои финансовые интересы, ЕБРР стал единственным законным владельцем оператора Джурджулешты».
Несмотря на негативную мировую конъектуру, операторы порта Рени пытаются привлечь старые, но уже подзабытые номенклатуры грузов: в этом году после более чем 15 летнего отсутствия в порту обработали груз металл из Запорожья.
В этом году на начало ноября порт уже обработал более 1 млн. тонн грузов приняв 339 судов. Ожидаемый грузооборот в этом году должен приблизиться к 1,3 млн. тонн.
Порт Рени неоднократно появлялся в повестке дня, однако многочисленные декларации реального эффекта не имели. Де-юре на территории порта действует свободная экономическая зона. Но ее функционирование скорее формальное, чем реальное. В 2018 году поднимался вопрос продления свободной экономической зоны до 2040 года.
Проблемы порта Рени: негарантированные глубины украинской части Дуная, конкуренция портов Румынии и молдавского порта Джурджулешты, негативная конъюнктура рынка, отсутствие маркетингового позиционирования порта Рени, отсутствие значительной государственной поддержки портам дунайского региона на протяжении долгого времени.
В настоящее время на официальном сайте Администрации морских портов Украины (АМПУ) можно найти семь вариантов инвестиционных проектов, связанных с портом Рени и один проект на стадии реализации (строительство комплекса по перевалке и переработки органической продукции, правда актуальная информация по проекту датируется 2018 годом).
В 2020 году АМПУ реализовала инфраструктурные проекты в четырех портах. В порту Рени был завершен ремонт железнодорожных путей на причалах №1-5.
Что касается главного портового регулятора Украины, то АМПУ рассматривает четыре варианта финансирования инвестиций с использованием собственных средств, передачи портов в концессию, с компенсацией инвестиций и привлечением кредитов.
Что ждет порт Рени в будущем?
В прошлом году на то время действующий министр инфраструктуры Владислав Криклий, комментируя планы по приватизации портов Украины отметил, что «мы планируем запуск концессионных проектов в Мариупольском и Ренийском морских портах и сейчас ищем финансирование пре-ТЭО для этих проектов».
В мае уже этого года появилась информация, что «по проекту концессии в Ренийском порту Проектный офис Мининфраструктуры на данном этапе находится в ожидании частной инициативы».
Так или иначе, но Государственное предприятие «Ренийский морской торговый порт» находится в списке объектов государственной собственности, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства.
В январе текущего года порт Рени получил долгожданного директора. Им стал юрист Максим Игнатенко. Ему предстоит непростая работа: выплатить огромные долги по заработной плате трудовому коллективу предприятия и вывести порт из убыточного в прибыльный.
Идея концессии не нова. Ее обсуждали на региональном уровне ещё в 2010-2012 гг. Будет ли новый этап поиска владельца предприятия более удачным покажет время.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.