Жители Одесской области находятся на грани социального взрыва из-за огромных необоснованных сумм в платежках за газ и сложностях с пересчетом несправедливо насчитанных кубометров. Об этом шла речь на рабочей встрече заместителя главы Одесской ОГА Сергея Подгайного с руководством ОА «Одеcсагаз» и ООО «Одессагаз-Поставка», а также главами районных государственных администраций области, на которой участники встречи попытались разобраться в вопросе и наладить коммуникацию оператора и поставщиков газа с добросовестными потребителями.
Как заявил глава Измаильской районной государственной администрации Родион Абашев, несколько месяцев подряд многие жители региона, особенно в сельской местности, получают платежки за газ с огромными суммами, которые не соответствуют реальным объемам потребленного газа. Причиной тому проблемы со своевременной передачей показаний счетчика оператору «Одессагаз», в частности через почтовый ящик. В результате людям начисляют огромные суммы по непонятным критериям, которые в последствии сложно обжаловать, а дела доходят до судов и до привлечения коллекторов.
«Людей не принимают и жалобы не рассматривают. Абоненты получают иски в суд и коллекторы работают по полной программе. Хочется понять, почему нормы типового договора не выполняются, почему дела доходят до суда. – заявил глава Измаильской РГА Родион Абашев и подчеркнул, что в некоторых городах люди не могут получить разъяснение на свои жалобы. – Мы уже обратились в НКРЭКП и получили ответ, что регулятор запланировал проверку деятельности ООО «Одессагаз-Поставка» на предмет соблюдения условий лицензии».
Комментируя ситуацию, глава правления АО «Одессагаз» Игорь Митюченко уточнил, что в Украине в результате энергетической реформы и анбаднлинга появились отдельно поставщики газа и операторы. В Одесской области функции оператора газотранспортной системы выполняет «Одессагаз», который обеспечивает транспортировку газа от магистральных газопроводов непосредственно потребителям, получает фиксированную оплату за транспортировку газа и принимает показания счетчиков в период с 1 по 5 число каждого месяца, которые передает на информационную платформу.
«Для тех потребителей, которые передают показания счетчика, оператор не имеет права их изменять и должен размещать их на информационной платформе. Для тех, кто не передает показания, оператор обязан указывать плановые расчетные начисления, которые определяются установленным алгоритмом. Передача показаний потребителями является не их право, а обязанность», – заявил Игорь Митюченко и уточнил, что те потребители, которые не планируют проживать в квартире или доме, должны уведомить оператора за 3 дня для города и 5 дней для сельской местности во избежания начислений за газ.
В свою очередь, в регионе работает несколько десятков поставщиков, самыми крупными из которых являются ООО «Одессагаз-Поставка» и НАК «Нафтогаз Украины». Именно поставщики закупают газ для населения и при подготовке платёжек используют данные информационной платформы, по которым насчитывают суммы населению за потребленный газ. В «Одессагаз-Поставка» уверяют, что стараются обрабатывать все обращения потребителей и давать на них ответы. Но ситуация такова, что поставщик должен закупить весь объём газа, используя данные информационной платформы, который был передан на нее оператором ГТС. Если потребитель не согласен со счетом поставщика и хочет его обжаловать, то потребитель оплачивает счет в неоспариваемой части и любым удобным для себя способом (телефон, личный кабинет, абонентский участок) обращается за разъяснениями к Поставщику.
“Мы принимаем обращения по всем каналам коммуникации. При возможности предоставляем ответ сразу же. При необходимости – направляем запрос Оператору ГТС об уточнении объемов потребленного газа, чтоб помочь Потребителям решить проблему. При этом хочу обратить Ваше внимание, что для любого Поставщика данные с информационной платформы об объемах потребления природного газа являются основополагающими для дальнейших расчетов с Потребителем” – заявил директор ООО “ОдесаГаз-Постачання” Станислав Висторопский.
Отметим, сегодня в Одесской области находится порядка 630 тысяч потребителей газа, из которых 520 тысяч имеют счетчики, а все остальные оплачивают за потребленный газ по нормативам. По словам Игоря Матюченко, с начала года оператор получил порядка 20 тысяч обращений потребителей, на которые предоставлены ответы. И только 6 тысяч из них повторно направлены оператору.
В «Одессагаз» и «Одессагаз-Поставка» уверяют, что проблем с начислением не возникает у большинства добросовестных потребителей, которые регулярно и своевременно передают показания счетчиков или через колцентр, или через СМС, или через телеграмм-бот. Руководство компаний просит потребителей в случае возникновения технических проблем с передачей данных или ошибок, оплачивать сумму за фактически потребленный газ и обращаться к ним с соответствующим заявлением. Станислав Висторопский также пообещал разобраться по случаям неприема жалоб и заявил, что руководство компании дало распоряжение абонентским отделам принимать все заявления и реагировать на них.
Заместитель главы Одесской областной государственной администрации Сергей Подгайный заявил, что недочеты в организации работы «Одессагаз-Постачання» в части коммуникации с потребителями приводят к социальной напряжённости в регионе. Он дал неделю срока руководству компаний «Одессагаз» и «Одессагаз-Поставка» на взаимодействие с руководством райгосадминистраций и улучшение коммуникации с потребителями для нахождения взаимовыгодного компромиссного решения.