В конце марта текущего года городской голова Ренийской громады Игорь Плехов сделал сенсационное заявление: мэр сообщил, что намерен заставить дунайский порт Джурджулешты (Молдова) платить в местный бюджет за аренду земли.
Свою позицию Игорь Плехов обосновал тем, что украинская территория для строительства порта была передана соседнему государству незаконно. Раньше этот участок был частью Ренийского района, а сейчас, по мнению городского головы, порт Джурджулешты с правовой точки зрения занимает землю Ренийской громады. Во всяком случае, по словам мэра, до сих пор не найдено никаких документальных подтверждений, что местные органы власти Украины своими решениями легализовали передачу территории Молдове.
«Я хочу направить обращения по этому поводу Президенту Украины, в СБУ и НАБУ. Пусть разбираются, насколько законно украинская территория в районе Джурджулешт была передана Молдове. В любом случае очевидно, что это было сделано с грубейшим нарушением Конституции Украины, которая предусматривает, что всякое изменение территории Украины может состояться только по итогам всенародного референдума. Как известно, референдума не было. Соответственно, по Конституции, земля под портом Джурджулешты – это территория Украины. Таким образом, межправительственные, пограничные и прочие соглашения на сей счёт должны быть признаны незаконными», – сказал руководитель Ренийской общины пять месяцев назад.
Высказывания Игоря Плехова вызвали громкий общественный резонанс, в том числе в украинской прессе. Однако затем шумиха утихла, а вопросы остались. И в том числе главный вопрос: что дальше?
Во время недавней пресс-конференции, которую провёл городской голова для местных СМИ, журналисты поинтересовались, к каким результатам привело столь смелое заявление по джурджулештскому вопросу. Неужели мэр маленькой украинской громады всерьёз надеялся быть услышанным в высоких столичных кабинетах?
«Мы написали соответствующие письма в различные государственные органы. И мне очень «красиво» ответили, что тема нашего запроса – государственная тайна, и у местных властей нет к ней допуска. Я могу предоставить копии полученных ответов. Они пришли из Министерства иностранных дел, Госпогранслужбы и кадастрового ведомства. Тем не менее моё заявление «раскачало» этот вопрос в Киеве. Например, отреагировала генеральный прокурор Украины Ирина Венедиктова, после чего меня вызывали на беседу в прокуратуру Одесской области. Теперь, когда я дождался ответов от перечисленных служб, буду писать в СБУ о факте государственной измены. Потому что ситуация с передачей украинской земли для порта Джурджулешты – это именно государственная измена. Хотя неофициально меня уже предупреждали из той же СБУ, что я до… как бы это литературно сказать… доиграюсь.
И всё же я не собираюсь молчать. Скоро ожидается визит в Ренийскую громаду Президента Украины Владимира Зеленского, который планирует побывать на паромной переправе Орловка – Исакча. Я подготовлю для него документы по джурджулештскому вопросу. Как глава громады, я имею право знать, где проходит законная граница нашей общины и нашего государства. Пусть мне докажут, что участок ренийской земли передали другой стране по закону. А пока никто ничего не доказал – все прячутся за государственной тайной», – рассказал Игорь Плехов.
Ренийский мэр добавил, что, способствовав появлению и усилению молдавского порта Джурджулешты, украинская власть добила Ренийский порт, оказавшийся в критическом финансово-экономическом положении.
«Если бы в то время Украина передала порт Рени в концессию или в аренду Молдове, то молдаване не стали бы строить свой порт. Такая идея даже не возникла бы. У меня есть знакомый, который занимается перевалкой металлолома через порт Джурджулешты. И там всё равно не справляются с существующим грузопотоком. То есть даже сейчас, при наличии собственных морских торговых ворот, Молдова могла бы использовать мощности Ренийского порта», – отметил городской голова.
В очередной раз напомним, что 4 августа 1998 года премьер-министр Молдовы Ион Чубук и премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко подписали соглашение о передаче в собственность Украины участка автодороги Одесса – Рени и земли около молдавского села Паланка. В обмен Молдова получила 400-метровый украинский отрезок берега Дуная в районе молдавского села Джурджулешты с правом строить здесь порт. Это соглашение было зафиксировано в рамках Дополнительного протокола к Договору между Украиной и Молдовой о государственной границе от 18 августа 1999 года.
Однако затем соседняя республика отказалась выполнять в полной мере свои обязательства относительно Паланки. Молдавская сторона «оправдалась» тем, что законодательство Молдовы не позволяет передавать национальные земли другим государствам.
Этот конфликт между Молдовой и Украиной официально завершился лишь в ноябре 2012 года. Молдова передала Украине участок автотрассы у села Паланка, но сохранила за собой землю под дорогой. Теперь данный отрезок дороги считается не более чем собственностью Украины на территории Молдовы. Таким образом, соседнее государство дважды одержало дипломатическую победу над нашей страной: Молдова удержала и территорию порта Джурджулешты, и землю в районе Паланки.