На прошедшей сессии Болградского горсовета были приняты решения по утверждению структуры исполнительных органов и аппарата городского совета, принятию которых предшествовало разъяснение о том, в каком финансовом положении оказались вновь созданные ОТГ.
По словам Болградского городского головы Сергея Димитриева, на недавнем совещании с главами ОТГ выяснилось, что у каждой из вновь созданных на территории района громад не хватает средств для содержания тех органов, которые им передаются, поэтому предстоит принимать непопулярные решения.
«Собирались с сельскими головами громад и у каждой громады не хватает средств. Раньше всем хватало, более или менее хватало, а теперь все те же средства появились у всех и нигде не хватает. Везде всего не хватает. Принимать будем решение может не популярные, но их придется принимать. Средств у нас столько, сколько есть. Больше у нас нет», – прокомментировали ситуацию глава Болградской городской громады Сергей Димитриев.
По информации начальника отдела финансового и бухгалтерского учета – главного бухгалтера горсовета Светланы Викол, с 1 января 2021 года на финансирование сельских и городских советов переходят все объекты социальной инфраструктуры, которые раньше содержались за счет районного и частично государственного бюджетов. Это огромная нагрузка на местные бюджеты, которые на данный момент не могут с ней справиться.
В частности, по Болградской ОТГ это 9 дошкольных учреждений, 8 школ, штат которых сегодня состоит из 515 штатных единиц (312 педагогических работников и 203 – техперсонал). Это составляет 36% от всего, что было в районе. Добавим, что образовательная субвенция выделяется только на зарплату педработникам, а вот затраты на зарплату техперсоналу и коммунальные услуги ложатся на местный бюджет.
Плюс к этому – 5 Домов культуры и районный ДК, работники благоустройства, пожарная бригада, РЦДЮТ (35 штатных единиц), Центр профессионального развития педработников (14,5 штатных единиц), Инклюзивно-ресурсный центр, Учебно-производственный комбинат (24 штатных единицы), спортшкола (56 штатных единиц), сеть библиотек (51 штатная единица), музыкальная школа (59 штатных единиц), Территориальный центр соцобслуживания и соцслужба (124 штатные единицы), служба по делам детей (6 единиц).
Кроме этого, на местный бюджет ложится финансирование коммунальных расходов Центра первичной медицины и ЦРБ.
Также на ОТГ теперь возложены обязанности по приему документов для назначения социальных и прочих услуг, функции по организации дошкольного и среднего образования, культуры и спорта, работе с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки. То есть, полномочия местных органов власти будут кардинально пересмотрены, что предполагает необходимость создания новых органов.
В связи с этим были приняты решения о создании в структуре горсовета четырех новых органов, имеющих статус юридического лица публичного права: финансового управления (9 штатных единиц), отдела культуры, туризма, молодежи и спорта (5 штатных единиц), отдела образования (20,5 штатных единиц) и службы по делам детей (2 штатных единицы).
Что касается аппарата горсовета, то его общая численность составит 51,5 ставки, что на 16 единиц больше, чем было в предыдущем созыве.
Однако, надо учитывать, что в состав Болградской ОТГ, кроме города Болград, войдут населенные пункты пяти сельсоветов (шесть сел). В ходе сессии было сказано о том, что сегодня общий штат Болградского горсовета и пяти сельсоветов, о которых идеи речь, составляет 77 единиц, то есть, в ходе предстоящего реформирования численность работников аппарата местного самоуправления будет сокращена на 21,5 ставки.
Отметим, что в состав аппарата войдут пять сельских старост и их помощники (по одному – два человека в селе).
В итоге, в результате проводящихся в связи с созданием ОТГ изменений, местные власти при реальном дефиците бюджета вынуждены одновременно проводить сокращение одних структур и создание новых. Что касается конкретных цифр планирующихся доходов и расходов Болградского городского бюджета следующего года, то они станут известны в ближайшее время, когда на рассмотрение депутатов вынесут проект бюджета.
Добавим, что подобная ситуация возникла во всех ОТГ Болградского района – руководители громад сегодня думают не о предстоящем развитии населенных пунктов, а о том, как громадам выжить в создавшихся условиях. Скорее всего, результатом таких раздумий, рано или поздно, будут те самые непопулярные решения (читай : «сокращение и закрытие учреждений и организаций»), о которых уже все говорят.
Закони про державний бюджет на 2025 рік та підвищення податків (№11416д) мають бути підписані Президентом Володимиром Зеленським найближчими днями і набути чинності з 1 грудня.