В современном мире акценты статусных людей сместились. Теперь это не тот, кто много тратит, а тот, кто много работает — именно это сейчас служит признаком классового превосходства.
Почти 120 лет назад, во времена первого Позолоченного века США, социолог Веблен придумал термин «демонстративное потребление». Им он описывал людей, которые тратили много денег, чтобы продемонстрировать свое богатство. Зачем покупать костюм за тысячу долларов, если можно взять такой же за сто? По словам Веблена, ответ кроется во власти. Богатые люди показывали свое превосходство, демонстрируя то, что они могут потратить крупную сумму на ненужные им вещи.
В то время заявления Веблена выглядели необычным и весьма радикальным, но сейчас они кажутся весьма очевидными. В последующие десятилетия демонстративное потребление глубоко укоренилось в принципе многих стран. Наш новый Позолоченный век еще больше отвечает словам Веблена, чем предыдущий. Современные олигархи демонстрируют свое богатство покупкой островов и супер яхт, а президенты покрывают золотом все свое имущество. Те хотят казаться богатыми, также тратят деньги на дорогие авто и ткани из которых шьётся их одежда.
Но покупка дорогих товаров — не единственная вещь, которая показывает «мощь» современной «элиты». Недавно появился новый признак высокого социального статуса. В новом Позолоченном веке для вступления в правящий класс требуется не только демонстративное потребление, а еще и демонстративное производство.
Если демонстративное потребление — это поклонение роскоши, одежде, автомобилям, алкогольным напиткам, то демонстративное производство — поклонение труду. Здесь речь идет не о том, сколько ты потратил, а о том, как усердно ты работаешь.
Нигде культ демонстративного производства не просматривается так хорошо, как среди генеральных директоров европейских и американских компаний. Следует отметить, что «элита» на постсоветском пространстве в корне отличается от европейской и американской. Современные топ-менеджеры — это усердные трудоголики. Глава Apple Тим Кук просыпается в 3:45. Генеральный директор General Electric Джеффри Иммельт на протяжении 24 лет работает по 100 часов в неделю, а руководитель Yahoo Марисса Майер рассказывала о всех 130 часах в неделю.
Стоит признать, что у этих людей нет необходимости работать. Большинство американцев работает, потому что их жизнь зависит от зарплаты. Майер, Иммельт и Кук могут выйти на пенсию завтра и провести остаток жизни в комфортных условиях — суммарно они владеют около $1,5 млрд.
Но принцип демонстративного производства не включает в себя получение каких-либо материальных благ. Это публичная демонстрация продуктивности, как символ классового могущества. В эпоху неравенства элита должна показать себе и другим, почему заслуживает получать больше. Тим Кук приблизительно на 500 000% богаче среднестатистического американца — но он просыпается в 3:45 каждое утро. Это отличительная черта демонстративного потребления: оно оправдывает существование руководящего класса, показывая его сверхчеловеческую эффективность.
Ирония заключается в том, что изнурительные рабочие дни — это не только признак элиты. Менее удачливые люди также работают много, хотя у них нет возможности рассказать об этом широкой аудитории. Недавно исследовательская организация Economic Policy Institute опубликовала отчет, где выяснила, что жители США сейчас работают намного больше, чем несколько десятилетий назад — особенно женщины, темнокожие и те, кто находится за чертой бедности. Причина проста: с 1970-х годов размер зарплаты практически не изменился, а это означает, что сегодняшние работники вынуждены работать больше, чтобы сводить концы с концами.
Сравните женщину, которая работает за минимальную зарплату и ту, которая проводит на работе столько же времени, но получает $30 млн. Первая пытается заработать на еду и крышу над головой, а вторая показывает свою силу и престиж. В обычном понимании труд последней не нужен.
Как демонстративное потребление, так и демонстративное производство показывают господство, делая из излишков шоу. Во время первого Позолоченного века излишки выглядели как женщина, обвешанная жемчугом, которая стояла рядом с женщиной в старой одежде. Сейчас они выглядят как женщина, которая работает по 130 часов в неделю, но не нуждается в деньгах, в сравнении с той, кто работает столько же, но может лишь оплатить аренду жилья.
Тем не менее, демонстративное потребление принимает много разных форм. Даже те люди, у которых нет возможности завтра уйти с работы, в определенной степени могут почувствовать себя частью элитарного общества. Так и с демонстративным производством. Большинство людей никогда не будут руководить большими компаниями, но все равно могут сделать из работы фетиш.
Один из выходов — превратить свободное время в работу над собой. Начать ходить в фитнес залы — места, где труд, направленный на самосовершенствование, служит продолжением труда, направленным на зарабатывание денег.
Все говорят, что цель работы над собой — «здоровье». Но количество времени, которое обеспеченные люди тратят на упражнения, сильно превышает необходимый показатель для того, чтобы действительно быть здоровым. Все потому, что современная система тренажерных залов и специального питания предназначена не для того, чтобы человек чувствовал себя хорошо.
Все это нужно, чтобы выразить классовое превосходство. Во времена второго Позолоченного века вы можете определить зарплату человека по его телосложению — признаки «элитарности» буквально начерчены на его теле.
Но вам не нужно быть генеральным директором или, чтобы быть частью демонстративного производства. Благодаря технологиям теперь можно во всем увидеть возможность быть продуктивным. Вы можете следить за своим сном и шагами с помощью фитнес браслета, определять привлекательность в Instagram, свое остроумие в Twitter, а популярность в Facebook.
Вы можете превратить свою личность в набор данных которые можно отслеживать, анализировать и оптимизировать. Во время работы над собой вы создаете экономическую ценность для других.
В этом и есть гениальность демонстративного производства. Оно не только поощряет культуру переработок, но и делает наше свободное время экономически продуктивным. Здесь нет выхода: либо мы работаем на компанию, либо на себя — но работаем в любом случае.