Запуск паромной переправы “Орловка-Иссакча” через Дунай даёт Украине значительные преимущества, но в то же время серьезно ударит по транзиту грузов через Республику Молдова и может создать трудности молдавским транспортным компаниям.
Такое мнение высказал директор молдавского транспортного предприятия Евгений Губчак в беседе с корреспондентом издания “ЛП”. По словам перевозчика, появление переправы “Орловка-Иссакча”, соединяющей румынский и украинский берега Дуная, сократит путь из Украины в Румынию на 200 км. Выигрыш по времени составит 10-12 часов, сообщает point.md.
“Одесский регион будет соединен с уездом Тулча, здесь прекрасные дороги до Бухареста, Констанцы. Для украинского автомобильного транспорта открывается прямой путь в Румынию, Болгарию, Турцию, Грецию и другие страны Европы, без необходимости пользоваться транзитом по территории Молдовы”, – уточняет Евгений Губчак.
Для Молдовы запуск паромной переправы не сулит ничего хорошего. В совокупности с отремонтированной трассой “Одесса-Рени” это позволит перевести транзитный грузопоток, идущий сегодня через переход Рени-Джурджулешты, на Орловку-Иссакча. Это примерно 200-250 грузовых автомобилей, из которых около 20-30% – украинские. Автобусов мало, 10-15 ежедневно, но пока ещё они едут через Молдову. Очевидно, что с появлением паромной переправы этот транзитный поток будет для Молдовы потерян.
Надо сказать, что ранее Молдова уже потеряла транзит украинских автомашин, пересекавших нашу страну через северный регион: несколько лет они обходят нашу страну, проезжая через Черновцы на Румынию, и далее — на Венгрию и Польшу. Также потерян за последние годы и транзит через Молдову с юга на север: украинские грузовики и автобусы, следуя из Одессы и Николаева на Черновцы, обходят Молдову с восточной стороны, не заезжая на нашу территорию.
Кроме того, паромная переправа также серьезно усилит переговорные позиции Украины по вопросу выдачи дозволов/разрешений для молдавских транспортников. До настоящего времени, когда украинский автотранспорт вынужденно пересекает юг Молдовы, украинские коллеги шли в переговорах на определенные уступки. Прежде всего – в вопросах выдачи дозволов/разрешений для молдавских транспортников. А это для нас очень важно. Ежегодно украинская сторона выделяет Молдове около 49 тыс. дозволов/разрешений для пересечения своей территории и еще 10-15 тысяч дополнительно они дают в конце года. С большим трудом удалось достичь договоренности на право пребывания молдавских водителей в Украине до 90 дней. Но если только появится прямой путь из Одесской области в Румынию, то вести переговоры с украинскими коллегами будет намного сложнее, потому что для них больше никакой заинтересованности не будет. Для Украины вообще отпадёт потребность в молдавских дозволах/разрешениях. Если машины с юга Украины смогут выходить на Европу без молдавского транзита, они будут пересекать меньше границ, и с их точки зрения это очень большой плюс.
Эксперты отмечают, что молдавская сторона не всегда прислушивалась к мнению украинских коллег. На пограничном переходе Рени-Джурджулешть много машин, поэтому украинские перевозчики неоднократно обращались с просьбами: разрешите проезжать без очереди, выделите нам отдельную полосу, ведь мы теряем много времени! А молдавская сторона всегда исходила из того, что очередь автомашин должна быть общая, украинским перевозчикам – никаких привилегий. Если бы этот вопрос удалось решить раньше, то, возможно, украинская сторона не озаботилась бы строительством своей паромной переправы через Дунай.
Напомним, предварительно открытие паромной переправы “Орловка-Иссакча” состоится в конце весны – начале лета 2019 года.
На українські рахунки надійшов шостий транш від Міжнародного валютного фонду (МВФ) у розмірі $1,1 млрд за програмою розширеного фінансування Extended Fund Facility.