Одна из самых болезненных и дискуссионных тем – медицинская реформа в Украине – вызывает неоднозначную реакцию граждан. Нужна ли медицинская реформа в предложенном виде, мы поинтересовались у народного депутата Украины от 142 округа, что на юге Одесской области, Антона Киссе.
-Антон Иванович, Вы наверняка изучали эту тему и как бывший депутат Одесского областного совета, и уже в статусе парламентария Украины. Ваше отношение к медицинской реформе – нужна она нашему государству?
– Я давно занимаюсь этой темой: еще будучи народным депутатом четвертого созыва я выступил с законодательной инициативой по вопросу страховой медицины. В силу ряда причин, не зависящих от меня, этот законопроект не прошел все необходимые этапы рассмотрения. Но сейчас я намерен актуализировать основные его положения и вновь запустить в работу.
Медицину необходимо реорганизовывать – это мое твердое убеждение. Я ведь не отношусь к числу политиков, которые не знают жизни в регионах и выезжают за пределы Киева только в Монако или экзотические страны на отдых. Я в своем округе бываю чаще, чем в Одессе или Киеве, говорю с людьми, знаю все о социальной сфере сельской глубинки, знаю, какие проблемы есть в сфере медицинского обслуживания первичного звена. Для себя я уже давно определился, что в таком виде, как последние двадцать лет, медицина существовать не может – это прошлый век. Финансирование по остаточному принципу, что не позволяло обновлять устаревшее оборудование, отсутствие медикаментов, дефицит врачей в сельских амбулаториях и участковых больницах – это неполный перечень тех факторов, которые негативно влияют на качество медицинской услуги.
И, казалось бы, впервые за все годы независимости сейчас впервые от слов о необходимости реформирования медицины вроде как перешли к делу. Началась реформа. По логике, народ должен радоваться, медицинские работники – способствовать реализации нормативных наработок, но что-то не получается. По последним социологическим опросам 93 процента населения Украины не поддерживают медицинскую реформу в той форме, что есть сегодня. Это очень много, это почти абсолютное большинство! Я это вижу по настроениям жителей моего округа. Мне и социология не нужна. На каждой встрече с избирателями я слышу просьбы: “Помогите отстоять нашу участковую больницу!”
– Но неужели людей устраивает то качество медицинского обслуживания, что способна им предложить их амбулатория или даже участковая больница, или районная?
– Не в этом дело. Людям никто толком не объяснил, в чем особенность создания нескольких уровней медицинского обслуживания, что они выиграют или проиграют от открытия амбулаторий семейного типа, что значит институт семейных врачей, зачем нужны госпитальные округа, в чем разница между услугой скорой помощи и экстренной медицины и т.д. Знают только, что будут закрывать амбулатории и больницы, что теперь придется добираться в областной центр, чтобы получить лечение, что будут сокращать медицинский персонал, одним словом, будет еще хуже, чем теперь. Возмущение нарастает, некоторые политические силы используют негативный общественный резонанс для своих популистских лозунгов и митингов протеста, ничего не обещая людям из ряда конструктивных действий.
На прошлой неделе я побывал в нескольких селах округа с целью разобраться в ситуации, поговорить с медиками, пациентами, выслушать мнение людей, для себя определить аргументы за и против реализации медицинской реформы на первичном уровне. Побывал в Бородинской больнице – это Тарутинский район, в Дмитровской, Новотрояновской, Червоноармейской – в Болградском районе. Причем приезжал без предупреждения, чтобы ни у кого не возникло соблазна создать удобную для инспекции картинку. Хотел посмотреть, не пустуют ли больничные палаты, что является одним из основных аргументом для закрытия больниц , действительно ли есть необходимость в сохранении этих лечебных учреждений. Впечатления и выводы неоднозначные, прямо скажу.
Даже в выходные дни вечером в палатах есть пациенты, которые проходят курс лечения, медперсонал на месте. Но материально-техническая база была устаревшей еще в конце прошлого века. Десятками лет не обновлялось оборудование, нет аппаратуры для диагностики. В одной из больниц лежит бабушка, от которой отказались родные, и здесь ее просто приютили, в другой – ребенок, которого никак не могут оформить в дом малютки, в третьей – тяжелобольной человек, которому здесь точно не в состоянии оказать эффективного лечения. И получается, что часто лечебные заведения, финансируемые за бюджетные средства, выполняют не совсем свои функции. Надо что-то менять, экономить средства, обновлять оборудование, создавать новую качественную медицинскую услугу в оснащенных новейшей техникой лечебных учреждениях ? Никто не спорит – надо. Закрытие сельских больниц, создание амбулаторий семейного типа, реформа скорой медицинской помощи будет способствовать качественному лечению, понижению процента смертности, продолжительности жизни? Теоретически – да, но во всем должен быть дифференцированный подход. Если село находится на трассе, недалеко от районного центра или города, возможно, жителям этого села и удобней будет проходить стационарное лечение в районной или городской больнице. Но вот приведу конкретный пример – с.Дмитровка Болградского района, находится в 60-ти км. от райцентра, дорог туда нет вообще, на внедорожнике нужно добираться полтора часа. И в то же время там хороший уровень жизни за счет того, что многие отцы семейств неплохо зарабатывают за пределами села, там высокая рождаемость, нет оттока жителей. Возникает вопрос: как можно оставить такое большое село без своей больницы, без стационарного отделения? И это лишь один пример, говорящий о том, что нужен индивидуальный подход в каждом конкретном случае.
– Антон Иванович, но реформа здравоохранения набирает обороты, в рамках нацпроекта “Своевременная помощь” принят закон “Об экстренной медицинской помощи”, введены в эксплуатацию и уже работают современные перинатальные центры в пилотных областях, первыми взявшимися за реализацию реформы. Получается, что на высоком уровне есть какое-то свое видение того, каким должно быть качественное медицинское обслуживание, а люди этого пока не почувствовали. На примере вашего округа есть ли у Вас какая-то стратегия развития медицинской отрасли в отдельно взятом регионе?
– Недавно на заседании Комитета экономических реформ Президент Украины Виктор Янукович подверг жесткой критике ход выполнения реформы, задал вопрос – зачем нужна реформа, если она не идет на пользу людям? Также он отметил недостаточную информированность населения, что должно проходить на всех уровнях вертикали власти. У нас очень часто как бывает: сверху спускаются директивы, снизу, не разобравшись в ситуации, не изучив глубоко вопрос уже вытягиваются в струнку и идет сплошное “одобрям-с!”. И вот уже местные депутаты принимают решение о закрытии сельских больниц, о перераспределении бюджетных средств из районных бюджетов на областной уровень. Голосуют единогласно, как это было, например, в Тарутинском районе, а как потом людям в глаза будут смотреть?
Поэтому я считаю, что наша область должна показать пример взвешенного, дифференцированного подхода к этой болезненной теме. Реформу проводить нужно, но давайте глубоко изучим ситуацию в каждом населенном пункте. Давайте проведем серьезную подготовительную работу, проведем эффективную кампанию по информированию населения о плюсах и минусах реформы. Необходимо разработать механизм стимулирования медперсонала, местных райздравов – пусть включаются в работу, выступают с предложениями, думают, какой подход выбрать в каждом конкретном случае. Где-то рационально создать амбулаторию семейного типа, где-то – оставить участковую больницу, лоббировать выделение средств на новое медицинское оборудование, на приобретение новых машин для оказания медицинской помощи, которые не будут приезжать за 60 километров по бездорожью в течение полутора часов, а будут находиться на балансе близлежащего диспетчерского пункта, чтобы была возможность доехать по вызову хотя бы за 20 минут.
Я встречался по этому вопросу с нашим губернатором Эдуардом Матвийчуком, предложил создать рабочую группу, куда должны войти специалисты областного и финансового управлений облгосадминистрации, председатели райгосадминистраций и райсоветов, представители райздравов, главные врачи, представители общественных организаций, эксперты. Мы должны в сжатые сроки провести работу по изучению ситуации на местах, дать заключение по возможностям финансирования, рационального использования бюджетных средств, их перераспределения в случае необходимости. Необходимо изучить кадровую составляющую наших медицинских учреждений, рычаги стимулирования медработников, что может уменьшить дефицит кадров, наблюдающийся сегодня в сельской глубинке.
Необходимо учесть все факторы: географию расположения населенного пункта, наличие дорог, демографическую ситуацию, степень подготовки кадров, базовые возможности уже существующих медучреждений. Есть определенная методология, по которой можно определить необходимость и степень коренных преобразований в медицинской отрасли. Думаю, 10 дней нашей рабочей группе будет достаточно для того, чтобы выйти к общественности уже с конкретными наработками.
– Антон Иванович, похоже, что это конструктивный подход, который позволит обеспечить профессиональную, а главное, эффективную дискуссию. Спасибо Вам за это интервью.
Сергей Бочаров
Источник: консалтинговое агенство “Реформы в Украине”