Не так давно на Idea fest в Одессе выступил известный социолог, исследователь города Виктор Вахштайн, профессор, декан факультета социальных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук. Он уже не первый раз в Одессе, и на этот раз он прочитал лекцию на тему «Будущее сообществ».
В первую очередь, он разграничил понятия наука (социология в его случае) и активизм, урбанизм. По его мнению урбанистика это всего лишь особый жанр говорить о городе. Ряд слов, которые используют активисты, но не ученые. Активизм – это хорошо для борьбы с застройками. Социология – не «для чего», это наука.
Что делает город городом? По мнению Виктора Вахштайна именно сообщества являются тем, что делает город городом. Вопрос в том, что считать сообществом? И тем более менялись подходы в социологической науке к тому, что считать сообществами.
«Никто не знает, что такое сообщество. Это когда люди что-то делают вместе? Но в 60-х стало понятно, что добрососедства нет и они отошли с маленькими городами. В Москве менее 10% населения знают своих соседей по лестничной площадки. Люди снимают жилье, средний срок аренды 2-3 года», – говорит социолог.
Веселая урбанистика – это не наука
Не один раз спикер подчеркивал, что веселые урбанисты с розовыми велосипедами и цветами в кадках – это не наука. Это способ проведения досуга и он формировался централизованно с привлечением значительных средств. По сути, «хипстерский урбанизм» – это попытка развить сценарность использования городом и заставить жителей мегаполиса не выезжать из него на выходные. В качестве примера он приводит Москву, в которой каждую пятницу можно наблюдать «исход» тех, кто там работает, но не хочет проводить досуг/выходные. Они выбирают все, что угодно: соседние города, поездку за границу, только чтобы не оставаться в огромном и неуютном городе.
Город – это проклятие
«Первым градостроителем был Каин, он построил первый город для своего сына Еноха. Каин был проклят. Проклятие – это очень социологическая категория – разрыв. Каин имел два разрыва. Первый разрыв – изгнание из рая. Каин – сын переселенцев, перемещенных лиц (displaced). У нормальных животных есть инстинкты и когти, а у людей – города заменяют природные инстинкты. Второй разрыв – социальный. Каин убил, его уже ничто не защищает. Поскольку нет естественной солидарности между людьми, чтобы защитить своего сына, для него нужно создать город».
Город, по мнению Вахштайна, является результатом разрыва и проклятие. Первый разрыв смысловой, другой – социальный. И в истории социологии это находит свое подтверждение в методике и поиске объекта изучения – общностей людей.
О сообществах судьбы
Методологической основой рассказа Вахштайна стал экскурс в историю понятия «сообщества судьбы». Вначале он напомнил собравшимся о знаменитом романе Альбера Камю «Чума». Он описывает ситуацию, когда во время эпидемии в городе возникают волонтёрские организации, новые формы социальных связей, которые условно можно назвать сообществами судьбы. Именно в этот момент город становится городом.
Вахштайн уверен, что не пространство создают связи между людьми, а наоборот.
«Социологи думают о сообществе как о форме сетевых связей между людьми: ваша записная книжка и люди, с которыми вы связаны. Есть сильные и есть слабые связи».
Далее социолог говорит, что исследование в Москве показало, что чем больше людей знают респонденты, тем больше у них чувство безопасности. Но когда знают слишком много, ощущение безопасности падает, это гетто. Идеальная сообщество сильных связей – это гетто.
Город – это сообщество связей и сообщество судьбы. Поехать или вернуться? Города – это то, что отвечает вам на вопрос, почему вы поехали, почему вы не поехали. А если не отвечает, то это не город.