28 октября произошло важное событие в истории Бессарабии и народов, которые ее населяли. Англия, Франция, Япония и Италия подписали Парижский (Бессарабский) протокол, который закреплял присоединение Бессарабии к Румынии. Этому решению предшествовала долгая история дипломатических переговоров, череда политических событий, вызванных войнами и революциями, охватившими не только территорию бывшей Российской империи, но и соседние государства.
Предысторию данного вопроса следует начать с конца XIX века, когда Румыния была вовлечена в альянс Австро-Венгрии и Германии. Целью румынского правительства было возвращение потерянной в 1812 году Бессарабии, а также расширение территории своей страны дальше на востоке. Однако вскоре Румыния переориентировалась на страны Антанты (военно-политического блока в составе Российской империи, Франции и Великобритании), однако желание вернуть Бессарабию у нее осталось.
Благодаря революции и падению Российской империи Румынии удалось присоединить и в 1918 году официально закрепить с помощью Сфатул Цэрий (краевой национальный парламент) факт пребывания Бессарабии в составе Румынии. Тем не менее, установившие свою власть в России большевики были категорически против этого. Решить вопрос военным путем им мешала борьба с другими противниками – белыми, Украинской народной республикой, поляками и другими.
В этот период правительство Румынии возглавлял Александру Авереску, который занимал явную антисоветскую, прозападную позицию. Одним из ярких эпизодов взаимоотношений между большевиками и Авереску стал его отказ в выдаче Нестора Махно, который бежал после окончательного разгрома своей армии в 1921 году.
На подписание прокола, в первую очередь, повлияли международные события. С одной стороны, румынская сторона активно отстаивала право на Бессарабию и добивалась официального признания ее вхождения в состав Румынии. С другой, заигрывания Румынии со странами Четвертного союза и сепаратный мир между ними настораживали Антанту. Именно поэтому подписание Парижского (Бессарабского) протокола произошло не в начале самой Парижской конференции в 1919 году, а позднее – 28 октября 1920 года (проект договора был создан немного раньше – в апреле 1920 года), когда стало ясно, что поляки не смогут победить большевиков, а соответственно нужно привлечь на свою сторону Румынию для создания противовеса большевикам. Повлияли на принятие этого решения попытки советского правительства урегулировать конфликт с Румынией.
Подписанный документ по замыслу руководителей Антанты должен был придать решению Сфатул Цэрий от 27 марта 1918 года о присоединении Бессарабии к Румынии международно-правовую силу. Договор подписали представители правительств Англии (Дерби), Франции (Лейг и Камбон), Италии (Бонин-Логаре), Японии (Ишии) и Румынии. От Румынского королевства протокол заверили Таке Ионеску, а также чрезвычайный и полномочный посланник в Париже князь Д. Гика. США этот документ не подписывали. Чтобы придать протоколу международный характер, его подписали представители доминионов Соединенного Королевства Великобритании: Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканского союза, а также Индии, которые вряд ли имели хоть какое-нибудь представление о сути бессарабского вопроса.
Тем не менее, возникает вопрос о правомерности присоединения Бессарабии к Румынии и юридической силе протокола. Учитывая, что он не был ратифицирован сразу всеми участниками, нельзя утверждать, что он вступил в законную силу в 1920 году. Япония не ратифицировала договор до 1931 года (то есть одиннадцать лет), Италия – до 1927 года (семь лет). Великобритании и Франции для ратификации прокола потребовалось соответственно три и четыре года. То есть длительное время присоединение Бессарабии к Румынии не было признано государствами, подписавшими договор, так как участники договора не ратифицировали его. В самом проколе указывается, что он вступает в законную силу лишь после сдачи ратификаций на хранение.
Бессарабский протокол состоит из девяти статей. Указывалось, что «договаривающиеся стороны признают суверенитет Румынии над территорией Бессарабии», что, как указывалось в вводной части прокола, оправдывалось с точки зрения географической, экономической, этнографической и исторической. Кроме того, провозглашалось, что население Бессарабии подтвердило свое желание присоединиться к Румынскому государству.
В первой статье признавался суверенитет Румынии над Бессарабией. Соответственно все жители данной территории получали румынское гражданство (статья 4). Однако официально признавалось право русских подданных, проживающих в Бессарабии, в течение двух лет после вступления договора в законную силу отказаться от румынского подданства. То же право предоставлялось уроженцам Бессарабии, которые проживали вне ее пределов.
Согласно 7 статье устье Дуная должно было перейти под юрисдикцию европейской Дунайской комиссии. Последняя статья договора предоставляла право выносить России (однако делалась следующая поправка: «как только будет существовать признанное ими русское правительство») на обсуждение в Лигу Нации все вопросы, связанные с Бессарабией.
Кроме того, Румыния обязывалась выполнять все пункты Сен-Жерменского договора, которые предусматривали твердые гарантии предоставления национальным меньшинствам политических прав и демократических свобод.
Реакция советского правительства не заставила себя ждать. Уже 1 ноября румынское правительство получило ноту от комиссара по иностранным делам РСФСР Чичерина по поводу того, что советское правительство не признает Бессарабский прокол, а сам факт присоединения Бессарабии к Румынии назывался аннексией: «Осведомившись о том, что подписан договор между великими союзными державами, с одной стороны, и Румынией – с другой, о присоединении к последней Бессарабии, Советские Республики России и Украины объявляют, что они не могут признать имеющим какую-либо силу соглашение, касающееся Бессарабии, составленное без их участия, и что они никоим образом не считают себя связанными договором, заключенным по этому предмету другими правительствами».
Советский Союз неоднократно пытался поднимать бессарабский вопрос на международной арене, однако успеха в этом направлении не добился. Кроме того, провалилась и попытка инициирования плебисцита в самой Бессарабии, который позволил бы населению высказать свою точку зрения по поводу пребывания этой территории в составе Румынии.
Таким образом, Бессарабский прокол еще больше усугубил ту ситуацию, которая сложилась вокруг Бессарабии и стал одним из наиболее болезненных вопросов в отношениях между СССР и Румынией на протяжение нескольких десятилетий. Итогом Парижского (Бессарабского) протокола стало признание и одобрение западных стран двадцатилетнего пребывания Бессарабии в составе Румынии.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.