Зерно, выращенное в Ренийском районе в нынешнем году, активно уходит за границу, причём экспортёры в буквальном смысле скупают его на корню, непосредственно с полей.
Урожай направляется на причалы порта Рени, где накапливаются большие партии груза для дальнейшей отправки за рубеж. Посредником в этом процессе выступает ООО «РТС Украина», которое уже много лет приобретает зерно оптом.
«Наша компания покупает зерно у производителей на юге Одесской области – в Ренийском, Болградском, Измаильском и Килийском районах, – рассказывает менеджер ООО «РТС Украина» Юрий Плукчи. – Мы традиционно осуществляем перевалку зерновых грузов с помощью ООО «Рени-Лайн». Это наши постоянные партнёры по приёмке, хранению и отгрузке зерна, у них налажен весь производственный цикл».
«С первых дней жатвы мы принимаем около 500-600 тонн зерна в сутки, – говорит директор ООО «Рени-Лайн» Пётр Бушняк. – Работаем без выходных, не остановились даже на Троицу. Сначала пошёл ячмень, за ним – горох, теперь завозим и пшеницу. Сейчас (по состоянию на начало июля – Ред.) мы перерабатываем украинское зерно, а затем, думаю, начнём принимать и транзитный груз из Молдовы. Наше предприятие предназначено для перевалки зерновых грузов с автомобилей и железнодорожных вагонов на водный транспорт. Мы можем в сутки принимать 70-80 большегрузных машин и до 30 вагонов. Когда подходит судно, погрузка происходит со скоростью до 200 тонн в час».
«Урожаи в этом году неплохие, особенно в тех хозяйствах, которые применяли средства защиты растений и новые технологии для возделывания ранних зерновых, – продолжает Ю. Плукчи. – Объём зерна такой большой, что многие производители даже не успевают вывозить его своим транспортом. Кроме того, далеко не у всех есть хорошие складские помещения для хранения урожая. Мы предложили свой транспорт. Наши машины грузятся прямо в поле и сразу везут зерно в порт. Для аграрных предприятий это удобно, поскольку им не надо нести лишние затраты на перевозку зерна, его доработку и засыпку на склады».
Руководитель «Рени-Лайн» П. Бушняк отметил, что предприятие в качестве субъекта специальной экономической зоны «Рени» существует с 2002 года, и за это время в развитие производства вложено около 4,5 млн долларов инвестиций. В итоге был построен современный элеватор с ёмкостями хранения на 20 тысяч тонн, а годовой объём перевалки зерновых грузов может достигать 300 тысяч тонн. Несмотря на столь внушительные для маленького города цифры, П. Бушняк опровергает распространённое мнение о том, что субъекты СЭЗ фактически отнимают грузы у Ренийского порта как государственного предприятия и тем самым являются виновниками его экономического упадка.
«Во-первых, «Рени-Лайн» находится на общем налогообложении и оплачивает сегодня все налоги и сборы, – комментирует П. Бушняк. – Во-вторых, мы несём дополнительные затраты в порту. Начинаются они с оформления пропусков на автомобили с зерном – платим по 4 гривны за каждую тонну. Кроме того, около 15 тысяч гривен в год мы тратим только на то, чтобы наших работников пропускали на территорию порта. Также мы платим Ренийскому филиалу Администрации морских портов Украины за доступ к причалу – по 8 гривен за тонну. За пользование железнодорожными путями – 5,7 грн за тонну. Каждый судозаход на погрузку – 6-8 тысяч долларов, в зависимости от водоизмещения судна. Электроэнергия, которую мы берём в АМПУ, обходится на 50 копеек за киловатт дороже, чем в городе. Каждый кубометр воды – 52 гривны, канализации – 42 гривны. Это что касается АМПУ. Отдельные договорные отношения – с госпредприятием «Ренийский морской торговый порт». Мы используем сегодня его склад №5 и арендуем здание под офис, что обходится в общей сложности в 53 тысячи гривен в месяц (70% этой суммы идёт в Фонд госимущества, 30% – собственно порту). А ещё мы платим порту 300-400 долларов за каждую швартовку и отшвартовку судов. И, естественно, возмещаем налог на землю – 31 тысячу гривен ежемесячно. Вот почему я считаю, что в настоящее время порту выгодно иметь таких партнёров, как субъекты СЭЗ.
Другой вопрос – готов ли порт самостоятельно перегружать зерно и достойно конкурировать с частниками. В принципе, порт способен работать с зерновыми грузами. Но каким образом? Проблема в том, что у порта нет возможности накопления больших судовых партий. Эффективно перерабатывать зерно могут только специализированные предприятия».
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.