Юрий Димчогло

Недавно в Одессе состоялся «Инфраструктурный форум», на котором руководство Одесской области презентовало видение развития региона. Интернет-газета «Топор» попросила советника главы Одесской областной государственной администрации по инвестициям и развитию инфраструктуры Юрия Димчогло рассказать о перспективных планах и как руководство области видит пути развития украинской Бессарабии.

Юрий Дмитриевич, на прошедшем недавно в Одессе форуме Вы выступили с докладом «Мультимодальный логистический центр: Украинское Придунавье». Это стратегическое виденье руководства области на развитие инфраструктуры региона?

На форуме мы действительно презентовали видение руководства Одесской области по развитию инфраструктуры региона, который, без преуменьшения, является морскими воротами страны. Правда сегодня я бы не назвал Одесскую область только морскими воротами. За последнее десятилетие система логистики претерпела существенных изменений. На инвестиционном форуме в Одессе озвучили следующую статистику: в 2013 году 80% грузов обрабатывались государственными компаниями, а уже в 2020 году доля государства снизилась до 26%. Это говорит о том, что государство перестало быть монополистом на рынке переработки грузов. Также грядут изменения и порты постепенно передают в концессию, а некоторые планируют приватизировать. Сегодня в концессии Николаевский и Херсонский порты. Есть план приватизации Белгород-Днестровского и Усть-Дунайского портов. Измаильский и Ренийский порты также планируют передать в концессию.

Поэтому при развитии инфраструктуры Одесской области мы предлагаем не зацикливаться на одних только портах, а подходить к этому вопросу комплексно. Необходимо продумать, как морской, автомобильный, железнодорожный транспорт смогут при комплексном использовании обеспечить быструю доставку грузов не только в масштабах страны, но и на уровне международных перевозок. Это если мы говорим только о логистической составляющей.

Помимо этого, юг Одесской области с массой рекреационных зон имеет огромный туристический потенциал. Сегодня украинская Бессарабия, в том числе по причине пандемии, стала привлекательной для внутреннего туриста – украинцы стремятся отдохнуть на побережье Черного моря в Одесской области. Но, юг Одесской области также может предложить туристам и эко-, гастро-, этно-туризм. Мы видим, что этот вид туризма становится популярным не только для украинцев, но и для иностранцев.

Стоит отметить, что открытие в прошлом году паромной переправы «Орловка – Исакча» и завершение ремонта трассы «Одесса – Рени» превратили юг Одесской области в мощный международный логистический хаб и центр развития туризма.

На грузо и пассажиропотоках открытие переправы существенно отразилось?

Проедьтесь сегодня по трассе Одесса – Рени и посмотрите на число грузовых автомобилей и автобусов на иностранных номерах. Кроме автомобилей на украинских номерах, вы встретите румын, болгар. И не только.

В чем суть предлагаемой вами стратегии?

Наша задача, руководства Одесской области и меня, как ответственного за инфраструктуру и инвестиции, обобщить всё и сделать дорожную карту развития не только портов, а всего комплекса – портов, железной дороги, автомобильных дорог, туризма, рекреации, транспортных коридоров и международных пунктов пропуска.

По портам я уже сказал, что в ближайшей перспективе часть портов отдадут в концессию, а часть приватизируют. Тенденция такова, что возможно в скором времени порты станут частными и мы должны быть готовы к этому.

Далее. Трасса Одесса – Рени уже отремонтирована и необходимо приложить усилия для её сохранения. Глава Одесской облгосадминистрации Сергей Гриневецкий дал поручение Укравтодору и Укртрансбезопасности, чтоб на трассе Одесса – Рени ввели систему автоматического контроля за скоростью и габаритно-весовыми характеристиками. Аналогичный проект уже реализуется на Хаджибеевском мосту. При капитальном ремонте мост оборудовали системой Weight-in-Motion (WIM) – динамичные весы, камеры фиксации номерных знаков. Данные автоматически передаются в диспетчерскую Укртрансбезопасности, которое буде наделено полномочиями наказывать за перегруз отправителей груза и перевозчика. [На момент записи интервью президент Украины Владимир Зеленский ещё не подписал Закон об автоматической фиксации перегруза, – ред].

Речь идет об областной программе или о государственной?

Мы предполагаем, что финансирование оборудования трассы Одесса – Рени соответствующими системами пройдет в рамках государственной программы.

А что с весовыми комплексами, которые несколько лет назад закупали для региона?

Одесская область их закупила и передала на баланс Укртрансбезопасности, но там пока возникла проблема со штатом.

Давайте поговорим немного о развитии туризма в Бессарабии.

Сегодня мы говорим о необходимости развивать, как зоны отдыха туристов, так и рекреационные зоны. Руководство Одесской области планирует развивать четыре курортные зоны: район поселка Затока в Белгород-Днестровском районе, между селами Курортное и Лебедевка, Лиманское и Тузловская ОТГ, а также село Приморское – Вилково.

Мы настаиваем, что при развитии курортных зон громады должны сделать перспективный план их развития и не допустить хаотическую застройку. Строительство баз отдыха и гостиниц должно проходить при наличии всех необходимых коммуникаций. Речь идет о системах подачи воды и водоотведения, канализационных системах, линиях передач и дорогах.

Речь идет о развитии внутреннего туризма?

Начнем с внутреннего туризма. Пока с пандемией не совсем понятно, когда мир сможет вернуться к нормальной жизни. Но, на перспективу мы надеемся, что в регион вернутся туристы из Молдовы и Беларуси. Может удастся привлечь жителей прибалтийских стран.

Помимо курортных зон мы намерены развивать Придунайские озера. Это будет областная программа, направленная на развитие эко-, этно-, гастро-туризма. Сегодня на юге Одесской области уже есть удачные примеры – программа «Вина и вкуса».  Болград и Измаил могут предложить, как внутреннему туристу, так и иностранцам такой вид отдыха, когда человек сможет приехать в сельскую местность, продегустировать блюда местной кухни, познакомиться с культурой и традициями многонационального края, где проживают украинцы, молдаване, гагаузы, болгары, албанцы. Кроме того, юг Одесской области – это зона виноградарства и виноделия.

Поэтому в процессе разработки находится областная программа, которая позволит выделять бюджетные средства на обустройство рекреационных зон при условии наличия перспективного плана развития и четкого видения громады, как она намерена развивать это направление. У нас уже есть научное обоснование, разработанное специалистами, и мы надеемся, что к концу года программа будет принята на четырехгодичный срок.

Давайте немного поговорим о развитии железнодорожного транспорта на юге области. Сегодня звучат разные предложения и даже есть определенные опасения по отдельным проектам.

Если мы говорим о развитии железнодорожного транспорта в Придунавье, то есть видение необходимости запуска скоростного экспресса по маршруту Одесса – Измаил. Сегодня с Укрзализныцей идут переговоры по вопросу финансирования закупки соответствующего железнодорожного состава. Укрзализныця поддерживает идею, но предлагает закупить поезд за счет областного бюджета и передать им в управление. Мы же предлагаем провести закупку состава по государственной программе обновления подвижного состава Укрзализныци.

Также, важный вопрос соединения порта Рени с украинской железной дорогой. Есть три варианта: восстановить ветку Бессарабяска – Березино, построить ответвление от модернизируемой ветки Измаил – Орловка – Рени или сделать ответвление от станции Дзинилор.

Ранее в СМИ некоторые политики заявляли о рисках соединения порта Рени с железной дорогой для грузопотока Измаильского порта. Как обстоят дела сегодня?

Да, сегодня существует такое мнение, что восстановленная ветка Бессарабяска – Березино «ударит» по перевалке груза в Измаиле. Возражений по другим вариантам подключения порта Рени к железной дороге нет. Скажу откровенно, что я также являюсь сторонником строительства прямой железнодорожной ветки Измаил – Рени. В таком случае мы сможем избежать зависимости от Молдавской железной дороги, но реализация этого проекта обойдется бюджету дорого.

Какая перспектива реализации Черноморского автомобильного кольца?

Сегодня в украинской части оно фактически есть. Более того, румынская сторона взялась активно строить дорогу, соединяющую Брэилу с Констанцией через Исакчу. Плюс через Дунай румыны начали строить внутренний мост, что позволит открыть путь не только на юг Европы, но в центральноевропейские страны.

В связи с этим, мы предлагаем задуматься о строительстве железнодорожной переправы Измаил – Тулча. Правда это вопрос к Укрзализныце и порту Измаил. Но, с уверенностью можно говорить, что железнодорожный грузопоток есть. Измаил от Тулчи относительно не далеко, но прямой железнодорожной ветки нет. Как стратег, я вижу, что это необходимо реализовать.

По строительству паромной переправы между Орловкой и Исакчей также дискуссия шла несколько десятилетий и государственные структуры никак не могли договориться. Сегодня инвесторам удалось реализовать проект, что существенно повлияло на увеличение грузопотока через Орловку. Недавно румынские СМИ оценили, что через переправу за 10 месяцев уже прошло 46 тысяч единиц транспорта. На следующий год мы ожидаем, что через Орловку – Исакчу пройдет более 100 тысяч единиц транспорта.

Когда поток транспорта вырастет до 500 тысяч, то надо будет думать о строительстве моста через Дунай. Хотя по оценкам некоторых специалистов, сооружение моста окупится через два десятка лет. Но, для начала необходимо сделать ТЭО.

Для примера, последний сооруженный на Дунае мост – это Калофат – Видин. Там работало четыре переправы. Только тогда, когда четыре парома были загружены полностью, появилось экономическое основание для сооружения моста на этом участке.

В представленной вами стратегии городу Измаил отводится особенное значения. Он становится своеобразным региональным хабом.

Во всей мультимодальности Измаил действительно становится туристическим и логистическим центром. Базой для этого есть отремонтированная трасса Одесса-Рени, паромная переправа Орловка-Исакча. Сегодня нам говорят, что после открытия паромной переправы для туристов все отели в Измаиле начали заполнятся. Загрузка составляет от 50 до 70%. Половина клиентов – это те, кто едет на Орловку – Исакчу.

Для комплексного развития региона в Измаиле нужен аэропорт. Небольшой пока, но он нужен. Одно дело туристу ехать целый день из Киева в Измаил на автомобиле. Но, другое дело – сесть в самолет и через 1,5 часа прилететь в Измаил. Например, в субботу приехал в Бессарабию, отдохнул, переночевал в местном отеле и в воскресенье вечером вернуться в Киев.

Идей много и надеюсь, что команде профессионалов, которая сегодня руководит Одесской областью, получится их реализовать.

Беседовал Игорь Карпеченко