История болгарского военного флота началась еще во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. С тех пор болгарский флот никогда не хватал звезд с неба. Как то незаметно получилось так, что его современный боевой потенциал будет даже немного больше, чем у ВМС Украины – при том, что население и экономические возможности Болгарии намного меньше, чем в нашей стране.
Начало – с русской помощью
Болгария получила свои первые военные корабли сразу после русско-турецкой войны и обретения независимости. По представлению командующего русскими войсками в Болгарии князя Дондукова-Корсакова, Княжеству Болгария передали несколько русских пароходов и катеров. В июле 1879 г. князь Александр подписал указ о создании Военного министерства, в структуре которого было и морское управление.
31 июля 1879 г. (по старому стилю) в городе Русе (тогда Рущук) на пароходах «Горни Студень», «Породим», «Опыт», «Взрыв» и катерах «Мотала», «Ракета», «Олафчик», «Фардинг», «Бавария» торжественно подняли болграские флаги. Для портового управления в Варне Россия передала шхуну «Келасуры», катера «Варна» и «Птичка». Так начала свою историю болгарская Дунайская флотилия. Все ее корабли были небольшими торговыми пароходами, мобилизованными Россией для войны с Турцией. Катера ранее принадлежали Балтийскому флоту России и на время войны были перевезены на Дунай по железной дороги. Катер «Птичка» изначально принадлежал мощнейшему русскому броненосцу «Петр Великий».
Человеческим ядром молодой болгарской флотилии на Дунае стали русские добровольцы – 7 офицеров и 58 унтер-офицеров и матросов. Их служба в Болгарии была одобрена лично императором Александром II.
Первым командиром флотилии стал капитан-лейтенант русского флота Александр Конкеевич. Организовав флот и систему службы, он также открыл в Русе Машинную школу – первый технический ВУЗ в Болгарии. В 1883 году Конкеевич также заказал во Франции княжескую яхту «Александр I». В том же 1883 году Конкеевича в звании капитана 2-го ранга уволили со службы под предлогом злоупотреблений, а на самом деле – за ряд критических статей в газетах о ходе русско-турецкой войны.
После недолгого (всего месяц) периода, когда флотилией командовал русский лейтенант М.Я. Бал, следующим «главкомом», совмещавшим должности командира флотилии и княжеской яхты, стал печально известный в истории русского флота по Цусимскому разгрому Зиновий Петрович Рожественский. Но тогда это был молодой офицер, полный энтузиазма и хлебнувший боевого опыта – на вооруженном пароходе «Веста». При Рожественском болгарской флотилии передали из русского флота две миноноски «Черепаха» и «Бычок», велись переговоры и о передаче более крупных боевых кораблей для службы на Черном море. Кроме того, Зиновий Рожественский создал военно-морские регламенты и уставы, основал военно-морской музей и библиотеку.
Сербо-болгарский конфликт – начало самостоятельности флота Болгарии
После того, как 6 сентября 1885 года Болгария и автономная турецкая провинция Восточная Румелия объединились. Этот акт вызвал резкий протест Австро-Венгрии и осложнения в отношениях Болгарии и России, которые с тех пор все время оставались достаточно холодными. Россия отозвала всех своих военнослужащих, в результате чего в армии Болгарии и на флоте не оказалось ни одного офицера по званию выше капитана.
Итогом кризиса стала кратковременная война Болгарии с Сербией (боевые действия продолжались с 14 по 28 ноября 1885 г.), поводом к которой стал пограничный спор о землях вдоль реки Тимок. В двух сражениях болгарская армия перенесла операции на территорию Сербии. Но при этом сербы трижды пытались штурмовать город Видин, защищаемый слабым болгарским гарнизоном.
На Дунае болгарский катер «Мотала» захватил два сербских торговых судна. Флотилия помогла отстоять Видин, доставив в осажденный город боеприпасы и продовольствие.
После угроз Австро-Венгрии о ее вмешательстве, если болгарская армия не отступит, в дело вмешалась и Россия. Несмотря на охлаждение отношений с Болгарией, Россия не была заинтересована в ее ослаблении – и пригрозила серьезными последствиями уже Двуединой монархии. Конечным итогом войны, в которой с двух сторон погибло меньше полутора тысяч человек, стало международное признание объединения Болгарии и Восточной Румелии. А в более глобальном плане сербо-болгарский конфликт развалил Союз трех императоров, чем положил начало длительному противостоянию России против Австро-Венгрии и Германии, завершившемуся Первой мировой войной.
Строительство флота – политика и коррупция
В дальнейшем болгарская флотилия понемногу пополнялась небольшими пароходами и катерами. В 1897 году началось создание морских сил Болгарии на Черном море – в Варне организовали Морскую часть и флотский арсенал. В 1899 году флотилию на Дунае и Морскую часть объединили в Военно-морской флот со штабом в Варне.
Первым крупным болгарским кораблем стала построенная во Франции в 1897-98 гг. торпедная канонерская лодка «Надежда», водоизмещением в 717 тонн, вооруженная двумя 100-мм орудиями, двумя 380-мм торпедными аппаратами и четырьмя малокалиберными пушками. Относительно масштабов болгарского флота эта канонерка числилась в ранге крейсера.
В 1906 году для болгарского флота закупили французскую яхту «Де Ромас» 1883 года постройки, переименованную в «Камчия». Небольшое судно водоизмещением 105 тонн в 1911 году переоборудовали в минный заградитель, который мог поставить 12 мин.
Следующим серьезным пополнением флота стали шесть миноносцев стандартного «38-метрового» типа, также построенных во Франции в 1907-1908 гг., но собранных в Варне При водоизмещении 97 тонн они могли развивать скорость до 26 узлов и были вооружены двумя 47-мм пушками и тремя 450-мм торпедными аппаратами. Миноносцы получили названия «Дерзкий», «Смелый», «Храбрый», «Строгий», «Летящий», «Шумный». Впрочем, несмотря на достигнутую штатную скорость, на практике оказалось, что миноносцы в реальных условиях давали скорость всего в 22 узла, чего было недостаточно для торпедной атаки крупных кораблей.
В 1912 году Болгария стала чуть ли не единственной страной в мире, создавшей боевой катамаран. Из двух старых катеров «Ракета» и «Амалия» соорудили двухкорпусный минный транспорт. Кроме того, в 1907 году для защиты Варны во Франции построили три 17-тонных понтона, на каждом из которых имелся торпедный аппарат. Основой береговой артиллерии являлась батарея из двух 240-мм орудий у Варны.
Уклон болгарского флота в сторону Франции объясняется просто. Флотом командовал француз Поль Пишон, лоббировавший интересы своей страны. Все финансирование велось за счет кредитов из Франции, поэтому ряд выгодных предложений о покупке подержанных боевых кораблей в Англии и Германии или даже бесплатной передачи старых русских кораблей не осуществились. Военно-морские силы не пользовались поддержкой общественного мнения. Так, в декабре 1908 года за предложение вообще ликвидировать военный флот проголосовал 51 депутат Национального Собрания.
В самой Болгарии существовало несколько течений. Условные «русофобы» считали, что болгарскому флоту не нужны устаревшие русские корабли. Они же надеялись, что в случае конфликта с Турцией в дело вмешается русский флот, а при войне с Россией болгарский флот в любом виде окажется немедленно уничтоженным. «Французская» партия под руководством Пишона препятствовала всем попытками пополнения флота подержанными кораблями, так как иначе болгары не стали бы заказывать корабли на французских верфях. Кроме того, при постройке кораблей во Франции вскрылось множество коррупционных скандалов, а планы сотрудничества с Россией натыкалась на неиллюзорную возможность создания русской военно-морской базы в Варне или Бургасе, на что болгарская сторона пойти не могла.
Единственным человеком в болгарском флоте, имевшим реальный боевой опыт, был Димитр Добрев. В 1904 г. он отправился в Кронштадт на обучение в артиллерийских классах. Но во время русско-японской войны Добрев по собственной инициативе смог стать артиллерийским офицером на крейсере «Дмитрий Донской», прошел на нем весь путь 2-й Тихоокеанской эскадры, Цусимское сражение (под началом бывшего командующего болгарским флотом) и гибель корабля в последнем бою с японскими крейсерами у острова Дажелет.