В сентябре 1789 года окрестности нынешней Одессы стали местом противостояния войск Османской империи и передового отряда российской армии, который успешно занял крепость Ени-Дунья, захватив немалые трофеи. После этого в течении нескольких лет судьба будущего города была под вопросом. Но после заключения Ясского мира (1791) важность строительства нового порта и обустройство города стало насущной потребностью. В конечном счете, в мае 1794 года были получены рескрипты для строительства порта и устроении города в Хаджибее.
Предыстория
В далеком XV в. на месте нынешней Одессы фиксируют «королевский порт» Качибей. Он не долго оставался в подчинении литовско-польского государства. Уже с конца XV в. территория Северного Причерноморья оказывается под контролем Османской империи. В 1540 году Хаджибей принадлежал крымским татарам.
В путеводителе РОПиТа на 1911 год можно найти интересную историческую справку по истории Одессы. Там же есть информация о том, что «в 1578 году Хаджибей, окончательно потерянный королем Сигизмундом, превратился в кучу развалин, но с утверждением на юге господства турок вновь приобрел некоторое значение».
В 1764 году была выстроена крепость Ени-Дунья. Именно ее штурмовали сентябрьским утром 1789 года. Что она из себя представляла? Она была расположена на «заросшем мелким кустарником, берегу и отделена глубокой балкой от прилегающей местности». Крепость имела форму неправильного четырехугольника и была окружена земляным валом. Гарнизон крепости составлял ок. 300 человек при восьми орудиях. Рядом располагался небольшой населенный пункт, которые имел пристань, маяк, амбары для провизии. Рядом проводились погрузки на суда различных товаров, в большей степени пшеницы и кожи.
Население татарского поселения страдало от постоянных набегов. Опасность представляли, как казаки, которые ходили за добычей, так и ногайцы. А добыча могла были довольно существенной. В 1769 году казаки у Хаджибея захватили 20 тысяч лошадей, более тысячи голов рогатого скота, четыре тысячи овец и 180 верблюдов.
В 1774 году (после окончания очередной русско-турецкой войны) запорожские казаки выпаривали соль возле Хаджибея, возвращаясь после очередного похода.
Штурм
Многие авторы XIX века описывая военный эпизод со штурмом османской крепости не причисляют его к сколько-нибудь выдающимся военным операциям. Однако, для истории Одессы этот «эпизод» более, чем важен. Остановимся на подробном описании, как готовился штурм и как происходил захват крепости Ени-Дунья.
После захвата Очакова генерал Гудович выделил для захвата крепости у Хаджибея корпус генерал-майора Иосифа де Рибаса.
Первоначальная рекогносцировка прошла ещё в августе. Тогда передовые части насчитали более 70 судов в гавани Хаджибея: «39 дубов, 2 больших корабля и 33 лансин».
Войска передвигались скрытно и 11 сентября подошли к Хаджибею на два ночных перехода. Отряд под командованием Иосифа де Рибаса занял территорию между морем и Куяльницким лиманом у нынешней Шкодовой горы. Отряд состоял из трех конных и трех пеших полков казаков при шести орудиях. Отряд под командованием Гудовича остановился возле Усатовых хуторов. В ночь с 13 на 14 сентября был принят план де Рибаса: полковник Хвостов с батальоном пехоты и двумя полками казаков штурмует крепость, в то время как пехотный батальон майора Воейкова с полком казаков занимает форштадт и само поселение у крепости, с тем, чтобы «препятствовать туркам вредить осаждающим с моря». Войска под командованием Гудовича с пересыпи должны были поддерживать артиллерийским огнем обстреливая крепость и турецкий флот.
Штурм был молниеносным. За четверть часа была занята левая часть крепости, а вскоре войска полностью захватили Ени-Дунью. Непосредственно штурм крепости осуществлялся только частями Хвостова. Воейков занял форштадт и выставил свои резервы. Но огонь турецких кораблей беспокоил Гудовича, поэтому по его приказу майор Меркель перешел по правую сторону от крепости и переместил огонь на вражеские корабли. После недолгой артиллерийской дуэли турецкие корабли ушли в море.
В результате штурма турецкие войска потеряли более 200 человек убитыми, в плен попали двухбунчужный паша Ахмет (звание эквивалентное командиру дивизии), бин-паша, пять агов (звание офицера среднего звена), пять байракторов (знаменоносцев), капитан судна и 66 нижних чинов. Потери атакующих были невелики: убит один офицер и один унтер-офицер, пять нижних чинов, ранен 31 солдат. Трофеи, которые достались отряду де Рибаса: 2 флага, 7 знамен, 12 пушек, 22 бочки пороху и 800 ядер.
Интересно, что в некоторых источниках утверждают, что де Рибас специально начал штурм чуть раньше, чтобы все лавры победителя достались ему, а не генералу Гудовичу. Профессор Александр Маркевич буквально писал, что «де Рибас один хотел приобрести славу взятия Хаджибея».
Так что сейчас Одесса известна в том числе улицей Дерибасовской, а Гудовичу оставили небольшую улочку на окраине города (в 1987 году переименовали улицу Оренбургскую в Кривой балке). В честь иных участников штурма Хаджибея названы улицы на пересыпи: атамана Головатова, атамана Чепиги и Черноморского казачества. Переименования в честь казацких атаманов были сделаны в середине 1990-х гг.
«… справедливую похвалу отдаю войску верных Черноморских казаков под водительством полковника Чепиги, капитану Белому, великое пособие имел от армии подполковника и кавалера Головатого», — можно прочитать в рапорте де Рибаса после штурма крепости.
После штурма
Что же произошло с самим поселением? Как сообщают источники, то «завоевание … не произвело на первых порах существенных перемен в Хаджибейской жизни. Едва лишь кончился штурм, как уже завоеватели вступили в мирные и дружественные отношения к жителям. О грабежах, пожарах и резне не было и речи. Уже на пятый день после штурма де Рибас и его офицеры отправились в единственную греческую кофейню Аспориди, пили там кофе и «расплатились щедро с хозяином»», — такую картину нам рисует автор «Путеводителя РОПиТ» на 1911 год.
В последующие несколько лет Хаджибей ждали громадные преобразования. Поначалу в завоеванной крепости планировали поселить моряков, служивших во флоте на Средиземном море. Потом решили включить крепость в третью оборонительную или Днестровскую линию, специально возведя на месте старой крепости более мощную новую. Устроителями были назначены вице-адмирал Иосиф де-Рибас и инженер полковник Франц де-Волан. В конечном счете, решили, что лучшего места для порта, как будущая Одесса просто нет. Вице-адмирал Мордвинов настаивал, что главным портом должен стать Очаков или Кинбурн, но территория у Хаджибея была привлекательней с точки зрения глубоководности; к тому же гавань практически никогда не замерзала.
«Постройка порта в Очакове или Кинбурне, требуя огромных затрат и колоссальных искусственных сооружений, все-таки не могла принести ожидаемой пользы. И там, и там приходилось бы бороться с мелководьем и устраивать выходные каналы для судов: и там, и там море замерзало на довольно продолжительное время», — читаем в книге, посвященной тем событиям.