почтовый ящик

Неэффективная деятельность госпредприятия «Укрпочта» (с 2017 года – публичное акционерное общество) давно стала притчей во языцех. Жалобы населения на плохую работу почты, особенно в провинции, превратились в «норму жизни», однако предприятие продолжает демонстрировать «чудеса» деградации и наплевательское отношение к клиентам. Причём эта особенность «Укрпочты» уже доходит до откровенного абсурда. И даже хуже – до издевательства над партнёрами.

Надо отметить, что редакции периодических печатных изданий уже много лет страдают от злоупотребления монопольным положением со стороны «Укрпочты». В частности, ПАО регулярно повышает тарифы на доставку газет подписчикам, хотя качество доставки падает с каждым годом. В этой ситуации журналисты не спешили критиковать обнаглевшего монополиста только лишь потому, что редакции не хотели лишний раз ссориться с «Укрпочтой». Но теперь наступил момент, когда лопается даже самое прочное терпение.

В начале июня т.г. издательский дом «Курьер» (г. Измаил) получил официальное письмо №87/3-24-2 за подписью начальника СПГР Одесской дирекции ПАО «Укрпочта» Яны Демич. В письме сказано следующее: «Уважаемые партнёры, в связи со сменой технологического процесса приёма и обработки входных периодических изданий, ОД ПАО «Укрпочта» сообщает о том, что, начиная с 15 июня 2020 года, вся входная корреспонденция, от редакций в том числе, должна сортироваться на ГЖЕ города Одесса. Кроме того, согласно договору… между ОД ПАО «Укрпочта» и ООО «Издательский дом «Курьер», издатель должен сдавать тиражи в… Цех обработки почты, который находится… в городе Одесса».


Подобные письма получили почти все редакции газет Одесской области. Это означает, что, например, тираж газеты «Ренийский вестник», который печатается в типографии в Болграде, отныне будет направляться для сортировки не в Измаил, как раньше, а в Одессу (252 км), а потом в Рени (300 км). То есть, прежде чем попасть к читателю, каждая газета должна будет преодолеть маршрут протяжённостью 552 километра, а с учётом доставки в сёла Ренийского района – ещё больше!

Таким образом, если во всём мире поставщики товаров и услуг пытаются оптимизировать схемы логистики, то «Укрпочта» действует наоборот. Утверждённая логистическая модель – это вопиющее издевательство над здравым смыслом.

Разумеется, мы решили узнать, чем вызвано такое решение национальной почтовой службы, и к каким последствиям оно приведёт. Однако разговор, мягко говоря, не сложился. В том смысле, что мы так и не получили ответов по сути.

Автор вышеупомянутого официального письма Яна Демич дала очень лаконичный комментарий: «Вся почта давно должна была сортироваться в Одессе. И большинство районных газет уже сортируются в Одессе, кроме Измаильского центра. Измаил затянул процесс, но пришло и его время. Больше я ничего сказать не могу – это не моё решение. Позвоните нашему начальнику отдела почтовых услуг Ивану Теницкому, и он ответит на все ваши вопросы».

Беседа с начальником отдела почтовых услуг Одесской дирекции «Укрпочты» Иваном Теницким заслуживает того, чтобы воспроизвести её полностью.

И. Теницкий: «У нас, внутри дирекции, произошла смена технологического процесса. Это должно было произойти давно, но долгое время откладывалось».

Журналист: «А чем обусловлено такое странное решение? Вы же должны понимать, что оно, как минимум, является нерациональным. В чём причины? Где здесь экономическая и логистическая логика?»

И. Теницкий: «Это не моя личная прихоть. Руководство Одесского филиала «Укрпочты» поставило перед нами эту задачу – и мы её выполняем. А технологические особенности работы наших отделений согласованы с киевским начальством».

Журналист: «Я понимаю, что приказы начальства не обсуждаются. Но ведь такой принцип сортировки периодических изданий, которые печатаются далеко от Одессы, – просто абсурд! Неужели вы этого не понимаете? Как вообще можно принимать настолько абсурдные решения?»

И. Теницкий (равнодушно): «Практически все газеты Одесской области уже перешли на этот режим работы в сотрудничестве с «Укрпочтой».

Журналист: «Но ведь вы просто поставили редакции газет перед фактом, пользуясь положением монополиста. Тем не менее я спрашиваю вас не об этом. Повторяю свой вопрос: чем вызвана столь радикальная «реформа» схемы сортировки газет? Какой в этом смысл? Почему на протяжении десятилетий сортировка проходила по одному принципу, а сейчас вдруг всё изменилось, да ещё и в сторону абсурда? Хотелось бы знать причины и мотивацию данного решения».

И. Теницкий: «У нас изменился технологический процесс. Есть люди, которые привязаны к нему, и есть люди, которые занимаются операционной деятельностью и так далее. А моё дело маленькое – сообщить об этом всем редакциям, только и всего. Частично я с вами солидарен, но решение уже принято. Такие сейчас правила игры. Уже в августе начинают работать наши операционные отделения, и это будет лишь способствовать процессу и ускорять его».

Как видим, выражаясь общепринятым сленгом, сотрудники Одесской дирекции «Укрпочты» просто «отморозились». Фактически нам никто ничего толком не объяснил, а все наши вопросы оказались в роли гороха, брошенного в стену…

«Редакция газеты «Ренийский вестник» пока не получала подобных писем от «Укрпочты», но, насколько мне известно, болградская районная газета «Дружба» получила. Естественно, наши болградские коллеги возмущены, – комментирует редактор «Ренийского вестника» Антонина Бондарева. – Такую логистику вообще нельзя назвать логистикой. Мы печатаем свою газету в Болграде, после чего она отправляется в Измаил, где сортируется, а затем – в два рейса – завозится в Ренийский район. Есть сёла, куда «Ренийский вестник» доставляют не в пятницу (день выхода газеты), а только в субботу. Но с этими правилами «Укрпочты» – монополиста в сфере доставки газет – мы ничего поделать не можем. Они сами разрабатывают маршруты – для них оптимальные. Как я уже сказала, в результате газета попадает к подписчикам с опозданием. А если, допустим, отдельно взятый почтальон решит в субботу сделать себе выходной (ему надо прополоть огород, например), то читатель получит газету через неделю после выхода из типографии! И такие случаи были, в частности, в селе Новосельское. Настоятель местной церкви архимандрит Пётр (Марку), не получив в течение недели газету, даже решил, что редакция вообще закрылась на карантин! То есть журналисты, рискуя здоровьем, продолжают работать в период карантина, а некоторые сотрудники «Укрпочты» сводят на нет все эти труды.

В наш век Интернета, когда журналист сообщает новость через электронные СМИ в течение пяти минут, а через социальные сети – моментально, черепашьи темпы «Укрпочты» – это для печатных изданий просто смертный приговор. Доставка газеты на сортировку в Одессу и назад займёт дополнительное время. А зимой, если будут снежные заносы, распространение газеты вообще станет невозможным. Своими действиями «Укрпочта» вольно или невольно толкает региональные редакции к тому, чтобы мы печатались в одесских типографиях – так хотя бы отпадает половина пути доставки. Однако для нас это неприемлемо. Во-первых, в Одессе цены на печать выше, а, во-вторых, нам не хочется подводить своих партнёров-печатников. «Ренийский вестник» – единственное издание, которое печатает Болградская типография. Если мы уйдём в Одессу, то что, кроме производства бланков, останется местной типографии? Не повторит ли Болградская типография печальную судьбу Ренийской?

Конечно, «Укрпочта» затрат своих партнёров не считает. Считает свои. Тем самым рубит сук, на котором сидит. Предвидя такие перспективы, журналисты стараются более активно развивать электронные СМИ. И у нас есть читатели, которые выписывают «Ренийский вестник» в электронном варианте. Почта слишком долго идёт…».
Итак, можно резюмировать, что мы имеем дело с настоящим отечественным феноменом. Во всём мире (даже, наверное, в Папуа – Новой Гвинее) нормальные компании работают для клиентов, ради клиентов и в интересах клиентов. И только «Укрпочта» действует «шиворот навыворот и задом наперёд» – национальная почтовая служба работает не так, как удобно клиентам, а так, как удобно собственному руководству.

* * *

Остаётся добавить, что «Укрпочта» уже много лет является серьёзной головной болью для государства. Катастрофическая неэффективность этого госпредприятия не раз становилась поводом для его реформирования и оздоровления. К примеру, ещё несколько лет назад украинская власть начала корпоратизацию госпредприятий, в том числе «Укрпочты». Как заявляли в правительстве Украины, этот процесс должен был уменьшить коррупционные риски на госпредприятиях и сделать их более конкурентоспособными. В отличие от формы ГП, ПАО представляет собой совершенно другую систему принятия решений в компании, а, главное, компания должна стать намного прозрачней: будет публиковаться отчётность, информация по тендерам, все данные станут открытыми, предприятие получит наблюдательный совет, сможет поменять менеджмент и т.д.

Возникает вопрос: и что в итоге? Неужели нелепая инициатива Одесской дирекции «Укрпочты» – это и есть «совершенно другая система принятия решений в компании»?

Напомним также, что в 2019 году Государственная аудиторская служба опубликовала результаты аудита «Укрпочты». Как выяснилось, с 2015-го по 2018 год компания, несмотря на заявленные реформы (интересно, какие реформы? – Прим. авт.), демонстрировала постоянный рост убытков. Если в 2015 году убытки составили 11,5 млн грн, то в 2018 году – 504,5 млн грн!

Аудиторская служба выявила целый ряд нарушений в работе руководства предприятия. Например, в 2017 году «Укрпочта» закупила 5 тысяч компьютеров на сумму 86,6 млн грн. Но 653 из них (на сумму 8,4 млн грн) так и не были введены в эксплуатацию, то есть компания фактически зря потратила эти деньги. Также из-за невыгодного для себя договора «Укрпочта» потеряла 20,9 млн грн на покупке 368 единиц автотранспорта. Кроме того, аудит выявил, что на балансе компании находятся 1175 помещений общей площадью 109 тыс. кв. м, которые не используются. Ещё на балансе предприятия числятся 470 земельных участков, которые до сих пор не оформлены, из-за чего лишь в 2018 году «Укрпочта» заплатила 46 млн грн «лишних» налогов. В 2017-2018 годах компания заключила 3 договора на проведение маркетинговых исследований «Тайный покупатель», хотя в штате предприятия существуют управление маркетинга и управление качеством услуг. Это нанесло ущерб компании в размере 3,8 млн грн.

Справедливости ради отметим, что по итогам 2019 года «Укрпочта» получила 607 млн грн чистой прибыли. В частности, доход от периодических изданий увеличился на 6,5%. Но долго ли продлится подобная динамика при таком «сотрудничестве» с партнёрами?

Андрей ПОТЫЛИКО

Політика