Усиление борьбы за власть в Турции, которой вполне успешно 10 лет управляет премьер Реджеп Эрдоган и его партия Справедливости и развития, позволяет предположить, что одних экономических успехов недостаточно для обеспечения стабильного развития успешного государства.
Сложно не согласиться с тем, что Турция при Эрдогане значительно усилилась и как региональный политический игрок, и как новый экономический лидер на пересечении торговых потоков и интересов Европы, Азии, Ближнего Востока и Африки. Турция закончила 2013 год на 17 месте в мире по размеру ВВП (822 миллиарда долларов). К 2018 году она уже может войти в топ-15 экономик мира.
Казалось, что партия власти во главе с Эрдоганом, реально подняв уровень жизни многих турок, открыв для них социальные лифты, дав новые образовательные возможности и, главное, – работу, сможет относительно спокойно ослабить всех своих конкурентов (военных и оппозицию) и далее формировать новые политические контуры страны. Но активное вовлечение турецкой власти во внешние игры в Северной Африке («арабскую весну»), а также в Сирии, Иране, Израиле привело, в первую очередь, США, к недовольству самостоятельной игрой Эрдогана. Процесс превращения нынешнего турецкого премьера в нового Ататюрка стал слишком опасным прецедентом, позволяющим вырасти новому исламскому региональному харизматическому вождю, от которых Соединенные Штаты никак пока не могут зачистить Средиземноморье и Ближний Восток. В итоге, Эрдоган остался без ощутимой поддержки внешних партнеров. А разыграть внутреннюю партию против Реджепа помогают и его завышенные геополитические амбиции.
Первым сигналом турецкому премьеру стали протесты в парке Гези на площади Таксим в Стамбуле. Вторым сигналом для Эрдогана стала «антикоррупционная кампания» в стране с неофициальным названием «Большая взятка», проведенная в декабре 2013 года. Самое любопытное, что всю операцию провела турецкая полиция без предварительного уведомления правительства и премьера. Результат – задержание десятков чиновников по подозрению в коррупции (махинации с тендерами, превышение служебных полномочий, взяточничество и другое). При этом, среди задержанных оказались сыновья министров экономики, внутренних дел, а также окружающей среды и градостроения. В конечном счете, антикоррупционная операция привела к отставке 10 министров кабинета Эрдогана, что дало тому основания обвинять своих оппонентов в подрыве политической стабильности страны.
В ответ турецкий премьер провел массовую зачистку во внутренних органах, уволив более 350 сотрудников полиции, включая главу стамбульского управления. Жесткая позиция турецкого суда, не позволившая Эрдогану оперативно вмешаться в антикоррупционную операцию для ее контроля, еще раз показывает наличие пусть хрупкого, но реального баланса сил в Турции.
Характеризуя нынешнюю турецкую ситуацию, большинство экспертов отмечают, что за коррупционным ударом по Эрдогану стоит его бывший соратник исламист-миллиардер Фетуллах Гюлен, живущий в США. Причина – недопущение формирование Эрдоганом «контрольного пакета» власти в Турции в очередной переходной период 2014 года. Внешние силы, использующие Гюлена и его соратников, скорее всего, делают ставку на ослабление Эрдогана и усиление президента Абдуллы Гюля. Учитывая проведения нынешней весной муниципальных выборов, а летом – президентских, Эрдогану могут предложить президентский пост в качестве компенсации за возврат Гюля на премьерскую должность (он уже занимал ее в 2002-2003 годах). Но возможны и более радикальные сценарии, предусматривающие победу на президентских выборах представителей оппозиционной Республиканской народной партии с постепенной отправкой Эрдогана на политическую пенсию. При этом, обсуждая подобный вариант, турецкое правительство практически в открытую обвиняет США в игре против Эрдогана, организации коррупционного скандала и в поддержке Республиканской народной партии. Сторонники действующего премьера почти прямо утверждают, что американцы силами оппозиции пытаются отстранить Реджепа от власти, поскольку он слишком самостоятельный игрок. Не зря посол США в Турции Френсис Рикардоне разными СМИ прямо обвиняется в непосредственном участии в коррупционном скандале.
Серьезность накала внутренней ситуации может продемонстрировать тот факт, что с подачи Эрдогана озвучена возможность пересмотра дела о заговоре военных – «Эргенекона», в результате которого нынешний премьер смог серьезно ослабить турецкую армию. Обвинительные приговоры были вынесены более 300 турецким офицерам. Намерения Эрдогана взять в союзники армию, возможно, частично восстановившую позиции после реабилитации участников «Эргенекона», вполне могут дать турецкому премьеру необходимый ресурс для удержания власти. Но с обязательным условием – на основе компромисса, то есть, без «контрольного пакета». В любом случае, для разрешения политического кризиса, все стороны турецкой политики, включая Эрдогана, вынуждены будут идти на компромисс.
Турецкий опыт позволяет сделать несколько важных выводов для Украины. Первый: одного экономического роста недостаточно для политической стабильности и развития страны. Второй: укрепляя вертикаль власти и формируя лояльность большей части населения и элит, турецкий премьер и его партия власти нанесли значительный ущерб системе баланса интересов ключевых игроков в государстве. Разрушив баланс, Эрдоган сейчас пожинает плоды своей ошибки, сам становясь жертвой дисбаланса, и вынужден воссоздавать новый вариант политического равновесия. Как в своих, так и в национальных интересах. Это касается и Украины. Без соблюдения баланса интересов в стране, без реального компромисса – политический кризис не будет преодолен, а ситуация все далее будет заходить в тупик для всех сторон.
Третье: в Украине, как и в Турции, разные внешние силы могут серьезно влиять на дестабилизацию внутренней ситуации. Следовательно, внутренним политическим игрокам необходимо, в первую очередь, научиться договариваться между собой и слышать свой Народ, а не апеллировать к различным мировым игрокам. Ключ к стабилизации внутренней ситуации лежит именно в этой плоскости.
Несмотря на значительные различия, для Украины и Турции нынешний год может принести серьезные изменения политического и экономического ландшафта. Остается надеется на преобладание здравого смысла и позитивные решения для преодоления кризиса в обеих странах.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.