В настоящее время в Рени не решается вопрос проведения берегоукрепительных мероприятий на реке Дунай, которая угрожает Ренийскому порту и железной дороге на Галац (Румыния).
Как уже сообщалось, в акватории порта Рени сложилась чрезвычайная ситуация: в районе нефтебазы Дунай интенсивно разрушает береговую линию. Эта проблема существует давно, но в периоды половодья она значительно обостряется. В частности, в марте текущего года, когда река была на пике своего уровня, от кромки воды до нефтебазы оставалось всего 5 метров.
Хорошо видно, как близко Дунай подошёл к Ренийской нефтебазе
Главная опасность данной ситуации заключается в том, что в случае прорыва Дунай может затопить часть города Рени и уничтожить на своём пути все производственные объекты и инфраструктурные сооружения.
Руководители районных и городских органов власти, а также представители Госслужбы по чрезвычайным ситуациям обсудили проблему с участием специалистов порта и Ренийского филиала Администрации морских портов Украины (АМПУ). Однако решение вопроса пока не найдено: не ясно даже, кто и по какой технологии будет разрабатывать проект берегоукрепления.
Что касается железной дороги, которая «сползает» в Дунай, то здесь берегоукрепительные работы в последний раз проводились в 2012 году, да и то частично – некоторые участки обрывистого берега реки были просто засыпаны старыми бетонными железнодорожными шпалами. На эту профанацию «Укрзализныця» выделила 39 млн грн. В итоге береговая линия продолжает разрушаться, и расстояние между обрывом и рельсами ежегодно сокращается.
Район Ренийского морвокзала: вот такая «порнография» под видом берегоукрепления
О том, с какой скоростью «съедает» Дунай ренийский отрезок берега, свидетельствует следующий факт. Там, где 25 лет назад ходили советские пограничники, охранявшие рубежи СССР (в то время вдоль Дуная, даже в черте города, тянулась сплошная колючая проволока), сегодня – уже обрыв. Сейчас от проволочных заграждений осталась лишь линия фундамента, но и она местами обрушилась в реку. Нет никаких сомнений, что следующей жертвой разрушения берега будет железная дорога.
Железная дорога «повисла» над Дунаем. Увы, но поезда не могут плавать, как эта баржа на заднем плане
Ещё в 2013 году, комментируя проблему, начальник отдела гидротехнических и инженерных сооружений Ренийского порта (ныне – ОГИС филиала АМПУ) Александр Петров заявил, что сдерживание разрушения берега Дуная с применением бетонных шпал вообще не является берегоукреплением.
«Должен сказать, что бетонные железнодорожные шпалы сами по себе не могут быть берегоукрепляющим материалом. Берегоукрепление – это прежде всего защита от проникновения воды в толщу берега, то есть, вопрос гидроизоляции. В первую очередь берегоукрепляющие технологии должны обеспечивать создание антифильтрационного щита, — отметил Александр Петров. – Если же шпалы укладываются хаотично, то это ничего не даёт. Возможно, исполнители работ надеялись на то, что со временем щели между шпалами забьются илом, и, таким образом, этот «щит» станет более монолитным. На самом же деле всё как раз наоборот! Между сваленными в кучу шпалами – не щели, а целые пустоты, и когда уровень Дуная падает, в этих пустотах происходит отсос воды вместе с илом. Тем самым берег не укрепляется, а размывается».
Мы попросили Александра Александровича дать прогноз относительно того, как скоро рельсы окажутся над обрывом, если сохранится нынешняя динамика разрушения ренийского участка дунайского берега.
По словам А. Петрова, устойчивость того или иного грунта – и обрывистый берег Дуная тут не является исключением – связана с таким понятием, как угол внутреннего трения (угол внутреннего трения характеризует трение между частицами грунта и в основном зависит от величины вертикального давления на грунт. Значение угла в. т. для разных грунтов колеблется от 15 до 43 градусов. Угол в. т. и сцепление частиц грунта вместе составляют сопротивление грунта сдвигу. По этой величине определяется безопасная крутизна откоса выемок и насыпей – Прим. ред.).
«Если учесть, что высота откоса дунайского берега в районе Рени достигает 5-6 метров под углом 90 градусов, а угол внутреннего трения – приблизительно 30 градусов, то берег приобретает необходимость обрушения на 7-8 метров перпендикулярно течению реки, — сказал начальник ОГИС Ренийского филиала АМПУ. – Что можно сделать в такой ситуации? Срезать высоту прилегающей территории, и тем самым уменьшить высоту откоса и снизить нагрузку на него. Тогда он станет более устойчивым. Однако на ренийском участке берега Дуная для этого уже нет места – между железнодорожными путями и обрывом кое-где остались те же самые 7-8 метров. Значит, ради уменьшения высоты откоса нужно «поднять» его снизу. Но поскольку, как я вижу, для этого ничего не делается, то, по моим прогнозам, максимум через 5-6 лет будет достигнута «точка невозврата» — рельсы упадут в Дунай».
Так как эти слова были сказаны в 2013 году, то есть 3 года назад, до критического момента осталось не более 3 лет.
Резюмируя комментарий А. Петрова, можно добавить только одно: если худший сценарий развития событий всё же осуществится, то для Ренийского транспортного узла это будет означать техническую катастрофу.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.