8 июня в муниципальном музее им. Блещунова в Одессе прошло открытие выставки графики и живописи одесской художницы Же Селезневой «Shadowtalk».

Проект посвящен миру теней и Тени в контексте философии Юнга: сегмента личности, отвечающего за скрытое, подсознательное, не проявленное.

«О чем рассказала бы тень, умей она говорить? Ежедневно миллионы теней вслед за своими людьми выходят из дома, повторяют каждый их шаг и действие в своей горизонтально-плоскостной манере, искривляются, переплетаются, и лишь к ночи растворяются в темноте, когда уставший человек ложится в кровать и сам уподобляется тени, становится плоским и как бы несуществующим», — говорит автор работ.

На выставке представлены около 20 графических и 10 живописных работ, а также отпечатанные на машинке стихи и тексты. Художница работает на стыке экспрессионизма и сюрреализма, отмечается влияние Эдварда Мунка, Эгона Шиле, Кёте Кёльвиц, японских графиков. Основные материалы — бумага, тушь.

«По Юнгу, Тень — это часть личности, что отвечает за хранение всего мрачного, вытесненного, «неприемлемого» содержимого. Возможно, именно поэтому многие относятся к ней с опаской и неприятием. Напрасно. Мир без теней обречен на вечный, всепроникающий, безжалостный свет, куда более невыносимый. Тень — признак Живого. Неспроста в большинстве мифологий отсутствие тени означает принадлежность к миру мертвых», — продолжает художница.

Кроме визуального наслаждения от работ автора на открытии был продемонстрирован перформанс «Ankoku Butoh» при участии Butoh dance theatre «Ouroboros» . Он основан на эстетике телесности, искажения, замедления и его философия плотно перекликается с настроением картин художницы — что и послужило импульсом для проведения такого эксперимента.

«Мне всегда была интересна Тень. Увлекательные истории и стоящие тайны не любят прожекторов и увеличительных стекол. Линия привлекает больше, чем цвет, силуэт задерживает внимание дольше, чем реалистичный портрет с биллборда. Я до сих пор не знаю, чьи тени приходят поговорить со мной, пока я делаю с них наброски. Мои собственные? Кого-то из моих близких, кого-то, кто мне дорог? Чужие, незнакомые, отчаянно желающие быть воплощенными? Я не знаю. Но так ли это важно?».