На очередном заседании коллегии Ренийской райгосадминистрации «шилом из мешка» вылезла проблема, которая ярко характеризует всю действующую систему исполнительной власти в Украине. Речь идёт об удивительной беспомощности контролирующих органов в защите интересов государства и граждан. Эти органы, как выяснилось, не могут обеспечить даже элементарную налоговую дисциплину, что непосредственно связано с процессом наполнения бюджетов всех уровней.

Как известно, в цивилизованных странах неуплата налогов является тяжким преступлением, влекущим за собой суровую уголовную ответственность. Однако в современной Украине налоговая задолженность – это обычное дело. У нас можно не платить налоги годами и миллионами. И – ничего! Казалось бы, у государства есть все законодательные механизмы, чтобы эффективно бороться с подобными нарушениями. А по факту те же надзорные структуры либо не могут, либо не хотят вести такую борьбу.

Эта тема на вышеупомянутом заседании коллегии Ренийской РГА возникла в ходе обсуждения отчёта райфинуправления о выполнении бюджета Ренийского района по итогам 2018 года. Поначалу ничто не предвещало «бури»: сводный бюджет (без учёта трансфертов) удалось выполнить на 101,8%, то есть, судя по цифрам, особых причин для беспокойства нет. Но как только руководители района потянули за проблемную ниточку, начал разматываться целый клубок «негараздив».

Ниточкой стала тревожная статистика долгов по подоходному налогу и единому социальному взносу (ЕСВ). В числе наиболее злостных неплательщиков остаются госпредприятие «Ренийский морской торговый порт» (ГП «РМТП») и городское коммунальное предприятие «Водоканал». В частности, на сегодняшний день задолженность порта по подоходному налогу достигает 2,5 млн грн. Налоговые долги «Водоканала» составляют 1,5 млн грн, из которых ЕСВ – более 300 тыс. грн.

Отдельная проблема – долг порта за землю: по состоянию на 1 января 2019 года ГП задолжало Ренийскому горсовету 24 миллиона 63 тысячи гривен! В прошлом году это привело к невыполнению городского бюджета в сумме 2,2 млн грн. Причём за последнее время порт осуществил лишь один-единственный платёж за землю в размере 255 тыс. грн. И всё…

«Как известно, своевременная уплата ЕСВ – это гарантия страхового стажа каждого работающего. Долги по этому налогу приводят к тому, что у работника прерывается страховой стаж, и этот человек получит проблемы с оформлением пенсии. Вот почему я считаю, что любая задолженность по ЕСВ – это халатность руководителей предприятий, это преступление», — возмутился председатель Ренийского райсовета Олег Зуев.

Примечательно, что присутствовавший на коллегии заместитель директора ГП «РМТП» по экономическому развитию и инвестициям Станислав Котелевский ничего внятного на сей счёт сказать не смог.

«В настоящее время мы не являемся самодостаточным предприятием, способным вовремя и в полном объёме производить все необходимые платежи. Тем не менее мы будем выполнять свои обязательства перед бюджетом», — сказал С. Котелевский.

Что значит «будем» и, главное, когда именно, заместитель директора порта не уточнил. Видимо, уточнять просто нечего: ГП не способно выполнить даже собственную антикризисную программу, а все прогнозы роста грузооборота порта всякий раз оказываются липовыми (о том и о другом автор этих строк писал не раз). Впрочем, это уже другая тема.

Что касается налоговых долгов «Водоканала», то городской голова Рени Игорь Плехов довольно болезненно отреагировал на упрёки в адрес КП. Мэр напомнил, что недавно был отменён ночной тариф на электроэнергию для юридических лиц, а поскольку электричество является наиболее затратной статьёй расходов «Водоканала», то экономическое положение предприятия лишь ухудшилось. И всё же И. Плехов так и не дал чёткого ответа на вопрос о том, почему горсовет, выделяющий «Водоканалу» огромные дотации из муниципальной казны, не может проследить, чтобы КП из этих денег своевременно перечисляло ЕСВ и другие налоги.

Не добившись от порта и горсовета исчерпывающих объяснений, председатель райсовета

Олег Зуев потребовал, чтобы пришедшие на заседание руководители местных подразделений налоговой службы и Пенсионного фонда Украины отчитались о мерах воздействия на должников. Однако прозвучавшие комментарии стали «откровением».

Например, заведующая Ренийским сектором обслуживания граждан Измаильского объединённого управления ПФУ Мария Тарасова заявила, что фонд «проводит разъяснительную работу среди неплательщиков», а меры воздействия, в том числе принудительное взыскание долгов, должны принимать фискальные органы. При этом М. Тарасова не смогла даже озвучить точную информацию о сумме задолженности перед ПФУ по Ренийскому району, поскольку, по её словам, «наш отдел доходов находится в Измаиле».

Не менее изумительным был ответ старшего инспектора Ренийского отделения Госналогинспекции Марины Занет: она призналась, что местные налоговики (а их осталось всего четверо на весь район) практически никак не могут влиять на тех, кто имеет долги перед бюджетом. По словам М. Занет, соответствующими реальными полномочиями обладает только областное управление фискальной службы.

Любопытно, что беспомощность налоговой службы подтвердил городской голова Игорь Плехов. Игоря Викторовича не смутило даже то обстоятельство, что в данном случае мэрия действует по двойным стандартам: с одной стороны, горсовет не спешит платить налоги «Водоканала», а, с другой, тот же горсовет заинтересован в том, чтобы в местный бюджет исправно поступали платежи, и прежде всего земельные. А здесь, как оказалось, городская власть не может наладить сотрудничество с налоговой службой.

«Мы часто сталкиваемся с тем, что не всегда понимаем, какие функции выполняет налоговая инспекция, есть ли у неё реальные возможности для решения тех или иных вопросов. Когда я звоню их руководству в Измаил, то постоянно слышу: мол, это мы не делаем, у нас нет таких полномочий, на это мы не имеем права… Я предлагаю организовать встречу местных органов власти с Измаильской налоговой инспекцией. Надо, наконец, разобраться, каким образом мы способны взаимодействовать», — заявил И. Плехов.

Кроме того, как выяснилось на заседании, проблема неуплаты единого социального взноса не ограничивается долгами крупных предприятий. Задолженность по ЕСВ «висит» и на частных предпринимателях, в том числе на тех из них, кто уже закрыл свой бизнес. Но при этом «машина» автоматически продолжает начислять ЕСВ таким предпринимателям, в результате чего за ними числятся долги по 15-20 тысяч гривен, а дальше последуют штрафные санкции. Что делать с подобной практикой? Никто толком не знает…

Итак, напрашивается вывод о том, что мы имеем дело с украинским феноменом, когда государственные контролирующие органы фактически ничего не контролируют и, следовательно, не обеспечивают выполнение закона. Почему же так произошло? На мой взгляд, это типичный пример печальной национальной традиции – шарахаться из стороны в сторону. Ещё лет десять назад везде звучал общенародный вой по поводу огромного количества чиновников и засилья всевозможных инспекций, которые буквально не давали житья (и в первую очередь бизнесу). К тому же, надзорные службы повсеместно обвинялись в том, что они плодят бюрократию, злоупотребляют своей властью и тем самым лишь способствуют распространению коррупции.

Такое мнение в огромной степени было справедливым. Но что сделало наше государство в последние годы? Оно применило анекдотический принцип: лучший способ вылечить головную боль – отрубить голову. В итоге количество контролирующих органов было резко сокращено, их структуру и численность персонала оптимизировали, а полномочия значительно урезали. И это на фоне того, что законодательство почти не изменилось. То есть формально надзорные органы по-прежнему обязаны защищать права и законные интересы граждан и государства, а в действительности у этих органов просто отобрали соответствующие инструменты.

И вот – результат. Бюрократия и коррупция никуда не исчезли, но государственный надзор превращается в профанацию.

Андрей ПОТЫЛИКО