7 сентября в Брюсселе прошли переговоры между представителями ЕС и официальной делегацией Украины. Украинские СМИ крайне мало уделили внимание этой встречи, несмотря на то, что от результатов этих переговоров зависит увеличение квот на поставку сельскохозяйственной продукции в страны Европейского Союза.

Переговоры прошли в двухстороннем формате, что исключило влияние Российской Федерации. Трехсторонний формат не состоялся, так как российская сторона выдвинула невыполнимые требования, которые фактически означали отказ Украины от реализации предыдущих договоренностей о Зоне Свободной торговли с ЕС.

«Главной же темой переговоров стал кризис, который ждет украинских экспортеров, так как с 1 января 2016 года Россия запретит ввоз всех без исключения украинских сельхозпродуктов. А в течение еще двух недель – резко повысит тарифы на промышленную продукцию, отменив режим свободной торговли с Украиной», – пишет редактор «Европейской правды» Сергей Сидоренко.

Чем грозит такое решение России для украинских экспортеров? По крайней мере, убытками в 0,5 млрд. долл, однако на фоне уже спада товарооборота в 2 млрд. долл. это выглядит несравнимо с теми преимуществами, которые может дать выход на европейский рынок.

В настоящее время внешнеполитическое ведомство Украины заканчивает предварительную подготовительную работу для того, чтобы приступить к предметным переговорам о пересмотре и расширении квот на украинскую продукцию сельского хозяйства.

таможные органы

«Мы договорились о том, как мы будем обсуждать расширение возможностей по Зоне Свободной торговли, а также возможное расширение квот и другие идеи. Этот диалог начнется в ближайшее время, нужно только сделать ряд дополнительных расчетов», — заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин.

В настоящее время квоты, определенные для Украины, были рассчитаны по результатам торговой деятельности и показателям 2005-2007 гг. В настоящее время по ряду показателей (мед, кукуруза, пшеница, овес, томаты, виноградный, яблочный соки и др.) украинский экспорт в разы превышает заложенные в текст договоренности цифры.

Согласно Ст. 461 Договора об Ассоциации пересмотр самого текста возможен, однако вряд ли в одностороннем порядке европейцы будут готовы значительно улучшить показатели по квотам для Украины. Более того, в случае положительного решения с подобными запросами, наверняка, обратятся представители Грузии и Молдовы, которые также терпят убытки от российских санкций. Но, показатели вывоза продукции сельского хозяйства из этих стран несравнимы с объемами, которыми оперирует Украина. Так или иначе, позиции сторон могут быть урегулированы до 1 января 2016 года, т.е. до вступления в силу ЗСТ.

Напомним, что автономные торговые преференции на большинство позиций продукции сельского хозяйства действуют для Украины с 2014 года, но 1 января 2016 года вступает в силу Зона Свободной торговли, что предусматривает обоюдное открытие рынков.

Ещё одна опасность поджидает украинских экспортеров в процессе сертификации (для промышленной продукции) и адаптации европейской системы санитарного/фитосанитарного контроля (для агропромышленного комплекса). Отсутствие позитивной динамики в этом процессе значительно снижает конкурентоспособность украинских производителей, фактически оставляя их за бортом более чем 500-миллионного рынка ЕС.

Политика