В Ренийской громаде не утихают страсти по поводу создания на её территории объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ). Как уже не раз сообщалось, к уже существующим заказникам общегосударственного значения «Озеро Кагул» и «Озеро Картал», созданным Указом Президента в 2019 году, скоро может прибавиться региональный ландшафтный парк «Ялпуг-Кугурлуй». Если это произойдёт, то «концентрация» заповедных земель в маленькой Ренийской общине станет просто огромной. Неудивительно, что такая перспектива очень беспокоит местных жителей: как опасаются люди, всевозможные ограничения, связанные с охраной объектов ПЗФ, будут ущемлять права и социально-экономические интересы рядовых граждан и отрицательно повлияют на традиционные для Придунавья виды хозяйственной деятельности.

Облсовет обещает посоветоваться с местными жителями

Напомним, что первый общественный протест в этом русле начался в середине 2020 года, когда против заказников «Озеро Кагул» и «Озеро Картал» выступила Ренийская районная организация Украинского общества охотников и рыболовов (УООР). Эту позицию поддержал Ренийский райсовет (ныне ликвидированный): его депутаты направили в центральные органы власти обращение с требованием признать неправомерным и отозвать согласование Ренийской райгосадминистрации, которая одобрила создание заказников. В октябре 2020 года против проекта создания ландшафтного парка «Ялпуг-Кугурлуй» выступила Измаильская районная организация УООР.

На сессии Ренийского городского совета, которая состоялась 12 февраля 2021 года, эту проблему поднял депутат горсовета Александр Гродецкий. Он призвал коллег сформулировать чёткую позицию местной власти относительно дальнейших перспектив природно-заповедного фонда на территории общины. Согласившись с аргументами А. Гродецкого, горсовет создал депутатскую рабочую группу для изучения вопросов, возникших по поводу плюсов и минусов существования объектов ПЗФ в Ренийской громаде.

В начале апреля т.г. данная тема получила продолжение на областном уровне: депутатская комиссия Одесского облсовета по вопросам экологии, природопользования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий на своём заседании обсудила перспективы создания регионального ландшафтного парка «Ялпуг-Кугурлуй» на территории Измаильского и Болградского районов. Отметим, что в настоящее время этот процесс уже находится на стадии проекта, разработанного департаментом экологии и природных ресурсов Одесской облгосадминистрации.

В работе профильной комиссии облсовета приняли участие городские головы Ренийской и Болградской общин Игорь Плехов и Сергей Димитриев, председатель Болградского райсовета Михаил Садаклиев, депутаты громад Измаильского и Болградского районов. Представители органов местного самоуправления проинформировали областных коллег о том, что местное население встревожено столь существенным расширением территорий природно-заповедного фонда, опасаясь, в частности, фактического крушения рыбохозяйственной отрасли со всеми вытекающими последствиями – сокращением рабочих мест, снижением доходов муниципальных бюджетов и т.д.

Учитывая социально-экономическое значение этого вопроса, комиссия облсовета приняла «соломоново» решение: создать рабочую группу с участием представителей громад, областных чиновников и экологических общественных организаций. Группа должна будет дополнительно изучить тему, а также выехать на территорию планируемого ландшафтного парка «Ялпуг-Кугурлуй» с целью обсудить его создание непосредственно с жителями местных общин. Как заявил заместитель председателя Одесского облсовета Вадим Шкаровский, окончательное решение на сей счёт можно принимать только после общественных слушаний, то есть с учётом мнения людей.

Добавим также, что на сессии Ренийского горсовета, которая состоялась 16 апреля т.г., депутаты попросили мэра Игоря Плехова рассказать о том, на каком этапе находится ситуация с парком «Ялпуг-Кугурлуй».

«Действительно, в облсовете нам пообещали посоветоваться с громадами и провести общественные слушания. Что касается моего мнения, то по этому вопросу существует огромный дефицит достоверной информации: граждане не понимают, что такое заказники и чем они отличаются от национальных или региональных парков. Никто не знает, что можно и чего нельзя на заповедных землях. Другая проблема заключается в том, что сегодня заказники на территории нашей громады «под шумок» превратились в рассадник браконьерства», — сказал Игорь Плехов.

Ренийские заповедные территории могут повторить печальную судьбу заказника «Лунг»?

А тем временем масса вопросов возникает не только относительно вероятного создания ландшафтного парка «Ялпуг-Кугурлуй», но и по поводу уже действующих полтора года заказников «Озеро Кагул» и «Озеро Картал». В апреле т.г. интересный комментарий изданию «Бессарабия.UA» дал директор общественной организации «Измаильское районное общество охотников и рыболовов» Александр Пономаренко. По его мнению, создание объектов ПЗФ требует взвешенного подхода и понимания, каким образом будет осуществляться природоохранная деятельность на их территории и за чей счёт она будет финансироваться. В качестве негативного примера Александр Константинович привёл созданный в 2001-2004 годах решениями Одесского облсовета ландшафтный заказник местного значения «Лунг», более известный как Старонекрасовские плавни.

Как утверждает А. Пономаренко, до присвоения этой территории статуса заказника охотники каждый сезон очищали протоки и небольшие озёра, создавая благоприятные условия для жизни пернатой дичи. Но сегодня кооператив «Придунайская нива», взявший на себя охранные обязательства в «Лунге», ничего подобного не делает. В результате местность зарастает густой растительностью, которая ежегодно выгорает, и природе наносится колоссальный ущерб. От себя добавим, что последний крупный пожар Старонекрасовские плавни пережили в начале 2020 года, когда огонь уничтожил огромные пространства тростниковых зарослей, превратив заповедные земли в обугленную пустыню и тем самым нивелировав роль заказника как таковую. В Интернете можно найти страшные фотографии этого события, красноречиво дающие представление о масштабе бедствия. Таким образом, само существование заказника «Лунг» абсолютно себя дискредитировало. Но зато охота там официально запрещена. То бишь, если перефразировать известную пословицу, можно сказать: снявши голову, делают вид, будто берегут волосы…

Вернёмся к комментарию А. Пономаренко. По его словам, сейчас аналогичная ситуация складывается и в заказнике «Озеро Картал» на территории Ренийской громады. Этот объект ПЗФ был создан без согласования с местными властями и общественностью, однако сегодня заказник действует лишь формально. Там нет ни администрации, которая регулировала бы заповедный режим, ни охраны, препятствующей незаконным действиям населения. Финансирование заказника практически отсутствует. Раньше состояние озера контролировали рыбаки – они делали просеки в зарослях тростника, где потом кормились водоплавающие птицы. Теперь же, когда рыбохозяйственная деятельность здесь жёстко ограничена, водная гладь зарастает. В таких условиях не могут нормально существовать ни птицы, ни рыба.

Александр Константинович выразил опасение, что такая же судьба ждёт и озёра Ялпуг и Кугурлуй. Но не только потому, что режим ландшафтного парка является несовершенным. Дело в том, что заповедные объекты могут быть эффективными только в естественных условиях. А Придунайские озёра, как известно, давно превращены в водохранилища: они окружены дамбами, а их водообмен с рекой Дунай регулируется искусственно. Это уже несколько десятилетий способствует деградации водоёмов, отрицательно влияет на качество воды, а также на флору и фауну. При таких обстоятельствах природоохранный режим приведёт не к сохранению озёр, а, напротив, окончательно убьёт их. Для того, чтобы экосистема водохранилищ продолжала жить, необходимо восстанавливать их водообмен, углублять, очищать протоки и водную гладь от зарастания тростником, вычерпывать донные отложения, образованные смытой с окрестных полей землёй. Однако в условиях заповедного режима этим никто заниматься не будет. Вот почему местное население, наученное горьким опытом на протяжении десятилетий, протестует против создания новых объектов ПЗФ в регионе.

Высокопоставленный министерский чиновник: «Я точно не помню, на кого возложены охранные обязательства…»

Нас очень заинтересовала информация о том, что заказники «Озеро Кагул» и «Озеро Картал» по факту никак не финансируются, не управляются и не охраняются. Ведь в этом случае декларируемая государством защита природы превращается просто в очередную профанацию. Почему это происходит, и когда можно ожидать реального обеспечения заповедного режима на территории заказников? С этим вопросом мы обратились в главное экологическое ведомство Украины.

«Статус заказников не предусматривает создание администрации. Администрация создаётся только в национальных парках, заповедниках и региональных ландшафтных парках. А заказники – это просто территория, которая имеет статус природно-заповедного фонда государственного значения согласно Указу Президента, — прокомментировал по телефону директор департамента природно-заповедного фонда Министерства защиты окружающей среды Украины Эдуард Арустамян. – В заказниках должны действовать охранные обязательства. Я точно не помню, но их должны взять на себя местные власти – то ли Ренийский горсовет, то ли Измаильская райгосадминистрация. Охранные обязательства – это документ, который предусматривает осуществление режима охраняемой территории в соответствии с законом о природно-заповедном фонде. Данный режим также регулируется Положением о заказнике, утверждённым нашим министерством. То есть охрану территорий ПЗФ на практике обеспечивает тот орган, на который возложены охранные обязательства».

При этом, по словам Эдуарда Арустамяна, выполнение охранных обязательств не предполагает дополнительных штатных единиц или структурных подразделений в составе соответствующих органов. Однако на вопрос о том, каким образом в таком случае можно фактически осуществлять соблюдение режима заповедных объектов, директор департамента министерства внятно ответить не смог. Как только прозвучал этот вопрос, Эдуард Максимович порекомендовал обратиться к своему заместителю – Сергею Матвееву.

«Вы можете позвонить ему, и он ответит более подробно по охранным обязательствам. Он занимается этой темой много лет. В любом случае, насколько я помню, охранные обязательства оформляются на землепользователя», — сказал Эдуард Арустамян.

Здесь, опять же, возник очередной вопрос. Как известно, раньше землями за границами населённых пунктов распоряжались райгосадминистрации – в данном случае Ренийская РГА. Но теперь, после административно-территориальной реформы и переформатирования райгосадминистраций, главными землепользователями становятся органы местного самоуправления территориальных громад. И всё же не совсем понятно, какие земельные права имеет Ренийская община относительно территорий заказников «Озеро Кагул» и «Озеро Картал», если они признаны землями ПЗФ общегосударственного значения?

Мы воспользовались рекомендацией Э. Арустамяна и продолжили беседу с заместителем директора департамента природно-заповедного фонда Министерства защиты окружающей среды, начальником отдела организации деятельности и управления учреждениями природно-заповедного фонда Сергеем Матвеевым.

Андрей ПОТЫЛИКО

(Окончание следует)

НА ФОТО: Берег озера Кагул в окрестностях Рени, апрель 2021 года. Именно так выглядит сегодня «охрана» заповедных территорий

Мир

You missed

Министерство иностранных дел Украины разочаровано решением Правления Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОККП) в отношении Российского Красного Креста (РКК). Об этом говорится в комментарии, опубликованном на сайте МИД, передает Цензор.НЕТ. «Вынуждены констатировать, что в тексте решения отсутствует надлежащая оценка противоправного присутствия и деятельности Российского Красного Креста на временно оккупированной Российской Федерацией части территории Украины в пределах Донецкой, Луганской, Херсонской, Запорожской областей, а также в Автономной Республике Крым. Читайте также: Международная Федерация Красного Креста не исключила из своего состава российский КК, — Лубинец Как неоднократно подчеркивала украинская сторона, присутствие и деятельность РКК на временно оккупированной Российской Федерацией части территории нашего государства является грубым нарушением Конституции, законов Украины и международного права. Упомянутые действия РКК являются также серьезным нарушением Уставов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и Конституции МФКК, в частности принципа единства, согласно которому в каждой стране может быть только одно общество Красного Креста или Красного Полумесяца, а также обязательства национальных обществ уважать территориальную целостность и независимость. Решение Правления МФОККП идет вопреки положениям резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 68/262 от 27 марта 2014 года «Территориальная целостность Украины» и ES-11/4 от 12 октября 2022 года «Территориальная целостность Украины: защита принципов Устава ООН», в которых содержится призыв ко всем государствам, международным организациям и специализированным учреждениям системы ООН не признавать попытки аннексии Россией частей территории Украины и воздерживаться от любых действий и шагов, которые могут толковаться как признание изменения статуса этих территорий. Привлекает особое внимание тот факт, что в решении Правления отсутствует реакция на деятельность так называемых «Донецкого Красного Креста» и «Луганского Красного Креста», которые выполняют вспомогательные функции для оккупационных властей Российской Федерации на временно оккупированной ею части территории Украины, и роли РКК в создании и поддержке упомянутых незаконных марионеточных образований. Читайте также: Представители Красного Креста в очередной раз проигнорировали встречу с семьями военнопленных и пропавших без вести, — Лубинец Украинская сторона неоднократно предоставляла документальные свидетельства причастности государства-агрессора к поддержке и финансированию противоправной деятельности РКК по созданию его структурных подразделений на временно оккупированной территории Украины, а также факты незаконного захвата движимого и недвижимого имущества Общества Красного Креста Украины (ОККУ). Подчеркиваем, что Общество Красного Креста Украины является единственным признанным обществом Красного Креста, которое осуществляет гуманитарную деятельность на всей территории Украины в пределах ее международно признанных границ и уполномочено создавать местные ячейки Красного Креста. Донецкий и Луганский региональные филиалы ОККУ являются его неотъемлемыми составляющими и продолжают функционирование, хотя и были вынуждены временно покинуть временно оккупированную территорию Украины, спасаясь от преследований оккупационной администрации РФ. Украина с неизменным уважением относится к Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца как независимой гуманитарной организации неправительственного и неполитического характера. В этой связи подчеркиваем, что Статья 4 Уставов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца четко устанавливает, что национальные общества должны уважать фундаментальные принципы Международного движения и руководствоваться принципами международного гуманитарного права. Никакие императивы не могут служить оправданием грубых нарушений фундаментальных принципов и международного гуманитарного права, которое четко регулирует правовой режим оккупированных территорий, в частности соответствующие обязанности государства-оккупанта и национальных обществ. Подчеркиваем, что своими грубыми нарушениями международного права и Уставов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца РКК наносит серьезный и долговременный репутационный ущерб всей Федерации. Для деятельности Красного Креста нет ничего важнее доверия. Удар по доверию ко всей Федерации — худшее последствие противоправных действий РКК. Читайте также: В ООН ответили на приглашение МИД Украины присоединиться к гуманитарным мероприятиям на Курщине: Требуется разрешение России Украинская сторона ожидает продолжения мониторинга и предоставления объективных и беспристрастных оценок со стороны МФОККП продолжающейся противоправной деятельности РКК на временно оккупированной территории Украины», — говорится в заявлении МИД Украины