Ещё лет пять назад, прогуливаясь по ул. Леона Попова, случайный путник, наткнувшийся на это странное здание, точно вросшее от бремени лет в землю, ускорил бы шаг. Лишь бы поскорее уйти от сего странного места – огороженного старинной оградой и, в то же время, абсолютно неухоженного, заброшенного. Я говорю об армянской церкви, что расположена в Белгороде-Днестровском на перекрёстке ул. Леона-Попова и ул. Кутузова.
«Младший научный сотрудник» и атеизм
Долгое время сей храм был для меня тайной великой, впрочем, как и для многих моих земляков. Та скупая информация, что доносилась до любопытных, лишь разжигала наше воображение. И это ещё что! Примерно, в 1987-1988 гг. я чуть было не устроился в наш краеведческий музей… младшим научным сотрудником. Так вот, во время собеседования меня водили в армянскую церковь, не помню по какой причине, кажется, показать, что там находится. А был там на то время не что-нибудь, а музей атеизма. Или всё же планетарий? Не помню…
Ну, понятно, что научного сотрудника из меня не вышло. Даже младшего. Я сам себя «зарубил». Какой из меня сотрудник, если нет специального образования, да и не моё это – чахнуть в казематах, начиненных исторической пылью, ворожить над хрупкими фолиантами или выдавать скучные длинные справки по требованию. Не тот темперамент…
Как армяне ударили по рукам с … пашой
Думаю, вряд ли погрешу истиной, если скажу, что армяне в древнем нашем граде появились вскоре после первых колонистов, то бишь, извечных своих соперников по торговле – греков. Армяне – очень древний, умный, предприимчивый народ. Раньше говорили, что где поселился армянин, там и будет живой, развитый город.
В средние века после кровопролитных войн с Турцией беженцы-армяне, спасаясь от неумолимых янычар, рассеялись по всему Северному Причерноморью в поисках лучшей доли. Один из старинных родов пришлых в Белый город армян — Асвадзадурианц. Его представители приехали в молдавский Белгород (в то время тут правили молдавские господари) из Константинополя накануне его падения в 1453 году. При наступлении турок на город в 1475-1484 гг. семья нашла убежище в другой части Бессарабии, где занималась виноделием. Позже, в начале 18 века, семья Асвадзадурианц вернулась в Аккерман. Со временем трудно выговариваемая славянским человеком фамилия трансформировалась в уже известную — Асвадуров.
Так вот, примерно в 15 веке за разрешение возвести свой храм, местной армянской общине пришлось договариваться с турецкой властью. Но не будь армяне армянами, если бы они не сумели ударить по рукам даже с турецким пашой! В результате разрешение на строительство храма было дано с одним условием – строить здание не выше турецкой мечети. Это, к слову, о том, почему армянская церковь такая низкая.
Храм
На протяжении многих веков Армянская церковь не раз расширялась и перестраивалась. Православные армяне нарекли её храмом Успения Пречистой Богородицы.
В 1669 году к храму пристроили алтарный блок. Немногим позже длину этого блока увеличили, а позже возвели портик с четырьмя колоннами. В начале 20 столетия Армянская церковь приобрела вид креста. В таком виде она сохранилась до нашего времени. Рядом с храмом построена деревянная колокольня с пятью колоколами. Есть свидетельства того, что рядом с церковью размещалось древнейшее армянское кладбище. Понятно, что с веками и эпохами погост бесследно исчез, уступив место новым строениям.
На древних стенах храма, несмотря на круговерть лихолетий, не один век просматривались росписи и фрески. Сейчас они восстановлены. Также сохранились хачкары — плиты из мрамора, на которых высечены древние надписи. Самой ранней из таких средневековых достопримечательностей является хачкара 10 столетия. Видимо, она была доставлена сюда к открытию храма в те далёкие века…
Опальные годы
В общем, к концу сороковых годов прошлого века церковь Успения Пречистой Богородицы прекратила свою деятельность. Как и прочие церкви нацменьшинств города — болгарская, греческая, синагоги, кирха.
Понятно, что как только стало известно о закрытии храма, его моментально ограбили, оставив из убранства фрески и некоторые скульптуры, которые не под силу было утащить.
Запустение, разграй и разрушение – родные сестры забвения. Они коснулись наших храмов своими печальными крылами. Греческая церковь стала овощехранилищем, болгарская – спортзалом, синагога – спортшколой. В армянской церкви наши идеологи советского периода придумали создать музей атеизма, а после – планетарий! Ну, есть такая иезуитская черта у идеологов всех мастей и политических исповеданий. Казалось, от древнего, многострадального города отвернулся Бог…
Последние 2-3 десятилетия в армянской церкви оседали археологи, сделав там свою сезонную базу на время работы по раскопкам.
И храм восстал!
Но всё проходит. И уходит. Такова воля истории всех времён. За последние 20 лет все наши храмы восстали из оков забвения. Пришли люди, добрые, помнящие свою Веру и свято чтящие её. В 2013 году церковь Успения Пречистой Богородицы передана армянской общине. Были произведены археологические работы, разработан проект реставрации церкви, который прошел все возможные согласования и был представлен горожанам в 2014 году.
За последние три года церковь Успения преобразилась. Она восстановлена трудами и усилиями историко-культурного наследия Союза армян Украины, городской власти и, конечно, тех, кто эти чаяния воплотил в жизнь – меценатом Феликсом Петросяном. Он-то и был главным распорядителем и спонсором всех реставрационных работ по армянской церкви.
Что сказать? Уже совсем скоро, после завершающих работ, церковь будет освящена по канонам Армянской Апостольской церкви и станет действующим храмом.
Республика Молдова выбирает президента страны. Различные социологические исследования показывают высокие шансы действующего главы государства Майи Санду сохранить за собой президентское кресло, однако без второго тура голосование на этот раз не обойдется. Одновременно с президентскими выборами, население Молдовы будет определяться с геополитическим вектором на референдуме о присоединении к Европейскому Союзу. На первый взгляд, Молдова пройдет через очередной этап, который еще больше закрепит европейский выбор молдавского народа, однако Кремль не отказывается от попыток вернуть страну в свою зону геополитического влияния. Эксперты Лаборатории исследований и информационного анализа разбирали возможные варианты развития событий.
В Украине собрано более 66,7 млн. тонн нового урожая зерновых и масличных культур на площади 18,6 млн. га. По информации аграриев, намолочено 47,9 млн тонн зерновых и 18,8 млн тонн масличных.