Ещё лет пять назад, прогуливаясь по ул. Леона Попова, случайный путник, наткнувшийся на это странное здание, точно вросшее от бремени лет в землю, ускорил бы шаг. Лишь бы поскорее уйти от сего странного места – огороженного старинной оградой и, в то же время, абсолютно неухоженного, заброшенного. Я говорю об армянской церкви, что расположена в Белгороде-Днестровском на перекрёстке ул. Леона-Попова и ул. Кутузова.

«Младший научный сотрудник» и атеизм

Долгое время сей храм был для меня тайной великой, впрочем, как и для многих моих земляков. Та скупая информация, что доносилась до любопытных, лишь разжигала наше воображение. И это ещё что! Примерно, в 1987-1988 гг. я чуть было не устроился в наш краеведческий музей… младшим научным сотрудником. Так вот, во время собеседования меня водили в армянскую церковь, не помню по какой причине, кажется, показать, что там находится. А был там на то время не что-нибудь, а музей атеизма. Или всё же планетарий? Не помню…

Ну, понятно, что научного сотрудника из меня не вышло. Даже младшего. Я сам себя «зарубил». Какой из меня сотрудник, если нет специального образования, да и не моё это – чахнуть в казематах, начиненных исторической пылью, ворожить над хрупкими фолиантами или выдавать скучные длинные справки по требованию. Не тот темперамент…

Как армяне ударили по рукам с … пашой

Думаю, вряд ли погрешу истиной, если скажу, что армяне в древнем нашем граде появились вскоре после первых колонистов, то бишь, извечных своих соперников по торговле – греков. Армяне – очень древний, умный, предприимчивый народ. Раньше говорили, что где поселился армянин, там и будет живой, развитый город.

В средние века после кровопролитных войн с Турцией беженцы-армяне, спасаясь от неумолимых янычар, рассеялись по всему Северному Причерноморью в поисках лучшей доли. Один из старинных родов пришлых в Белый город армян — Асвадзадурианц. Его представители приехали в молдавский Белгород (в то время тут правили молдавские господари) из Константинополя накануне его падения в 1453 году. При наступлении турок на город в 1475-1484 гг. семья нашла убежище в другой части Бессарабии, где занималась виноделием. Позже, в начале 18 века, семья Асвадзадурианц вернулась в Аккерман. Со временем трудно выговариваемая славянским человеком фамилия трансформировалась в уже известную — Асвадуров.

Так вот, примерно в 15 веке за разрешение возвести свой храм, местной армянской общине пришлось договариваться с турецкой властью. Но не будь армяне армянами, если бы они не сумели ударить по рукам даже с турецким пашой! В результате разрешение на строительство храма было дано с одним условием – строить здание не выше турецкой мечети. Это, к слову, о том, почему армянская церковь такая низкая.

Храм

На протяжении многих веков Армянская церковь не раз расширялась и перестраивалась. Православные армяне нарекли её храмом Успения Пречистой Богородицы.

В 1669 году к храму пристроили алтарный блок. Немногим позже длину этого блока увеличили, а позже возвели портик с четырьмя колоннами. В начале 20 столетия Армянская церковь приобрела вид креста. В таком виде она сохранилась до нашего времени. Рядом с храмом построена деревянная колокольня с пятью колоколами. Есть свидетельства того, что рядом с церковью размещалось древнейшее армянское кладбище. Понятно, что с веками и эпохами погост бесследно исчез, уступив место новым строениям.

На древних стенах храма, несмотря на круговерть лихолетий, не один век просматривались росписи и фрески. Сейчас они восстановлены. Также сохранились хачкары — плиты из мрамора, на которых высечены древние надписи. Самой ранней из таких средневековых достопримечательностей является хачкара 10 столетия. Видимо, она была доставлена сюда к открытию храма в те далёкие века…

Опальные годы

В общем, к концу сороковых годов прошлого века церковь Успения Пречистой Богородицы прекратила свою деятельность. Как и прочие церкви нацменьшинств города — болгарская, греческая, синагоги, кирха.

Понятно, что как только стало известно о закрытии храма, его моментально ограбили, оставив из убранства фрески и некоторые скульптуры, которые не под силу было утащить.

Запустение, разграй и разрушение – родные сестры забвения. Они коснулись наших храмов своими печальными крылами. Греческая церковь стала овощехранилищем, болгарская – спортзалом, синагога – спортшколой. В армянской церкви наши идеологи советского периода придумали создать музей атеизма, а после – планетарий! Ну, есть такая иезуитская черта у идеологов всех мастей и политических исповеданий. Казалось, от древнего, многострадального города отвернулся Бог…

Последние 2-3 десятилетия в армянской церкви оседали археологи, сделав там свою сезонную базу на время работы по раскопкам.

И храм восстал!

Но всё проходит. И уходит. Такова воля истории всех времён. За последние 20 лет все наши храмы восстали из оков забвения. Пришли люди, добрые, помнящие свою Веру и свято чтящие её. В 2013 году церковь Успения Пречистой Богородицы передана армянской общине. Были произведены археологические работы, разработан проект реставрации церкви, который прошел все возможные согласования и был представлен горожанам в 2014 году.

За последние три года церковь Успения преобразилась. Она восстановлена трудами и усилиями историко-культурного наследия Союза армян Украины, городской власти и, конечно, тех, кто эти чаяния воплотил в жизнь – меценатом Феликсом Петросяном. Он-то и был главным распорядителем и спонсором всех реставрационных работ по армянской церкви.

Что сказать? Уже совсем скоро, после завершающих работ, церковь будет освящена по канонам Армянской Апостольской церкви и станет действующим храмом.

Владимир Воротнюк
Белгород-Днестровский

Политика