10 лет назад в Болграде не стало 1 аэромобильной дивизии.
Вместо предисловия
Как все-таки быстро летит время — в этом месяце исполнилось уже 9 лет с того момента как я ушел на пенсию. Ушел не по собственному желанию, а в связи с реформированием Вооруженных Сил Украины. Тогда, в далеком уже 2004-м, это реформирование в полном объеме ощутили военные, которые служили в Болграде, где была расформирована тактическая группа «Південь», которая была создана в 2003 году на базе 1 аэромобильной дивизии. Тогда в Болградском гарнизоне, который еще совсем недавно насчитывал около 6 тысяч военнослужащих, осталась крайняя воинская часть – 16 механизированная бригада, подразделения которой, к тому же, как это принято в украинской армии, были в основном кадрированного состава, то есть были укомплектованы на 10-30 процентов.
А через два года, в 2006-м, государство поставило, казалось бы, окончательную точку на Болградском гарнизоне, сократив доживавшую на развалинах соединения 16-ю механизированную бригаду. Таким образом, всю Бессарабию, по сути, сделали демилитаризованной территорией. И это при том, что из-за Дуная на эти земли не без интереса смотрит Румыния, которая владела ими в начале прошлого века…
Мог ли я предположить, когда мечтал служить в десанте, что в возрасте 42 лет, прослужив в армии 25 «календарей» и, казалось бы, – набравшись опыта, стану ненужным Вооруженным Силам, с которыми связал свою жизнь? Конечно — нет. Да и для страны, я убежден, невыгодно плодить молодых пенсионеров. Но все получилось именно так. Тогда многие вспоминали времена Никиты Хрущева, когда тоже бездумно сокращали армию, выбрасывая на улицу бывших военнослужащих, а боевую технику, корабли разрезая на металлолом. Но, правда, в наши времена поступили более гуманно – все-таки большинство из тех, кого сокращали, имели право на пенсию, то есть были социально защищены. А вот что касается материальных средств, то здесь мы по привычке наступили на те же грабли – оставленные военные городки, полигон были успешно разграблены. Благо, что боевую технику, оружие и боеприпасы передали на базы хранения, хотя так было не везде, помните, как утилизировали украинские самолеты стратегической авиации, ракеты?
…Кстати, я был далеко не самым молодым офицером, среди тех, кто добровольно-принудительно уволился на пенсию в те годы. Ведь по закону право на пенсию имели те, кто прослужил в армии 20 лет в льготном исчислении. А если учесть, что в аэромобильных войсках, при выполнении программы парашютных прыжков, календарный год засчитывается за полтора льготных, а в реактивной авиации – за два, то появились военные пенсионеры, которым не было и тридцати.
Конечно же, адаптироваться к гражданской жизни было не так уж просто, но еще труднее, а вернее – больнее, было наблюдать за тем, как уничтожается то, что с такими усилиями создавалось столько лет, в том числе и с твоим участием, ведь большинство из уволенных осталось жить здесь же, рядом со своими воинскими частями, в жилых городках, которые и сегодня носят название первого, второго, третьего военных городков.
Эх, Свирская, Краснознаменная…
В Болград 98 гвардейская Свирская Краснознаменная ордена Кутузова 2 степени Воздушно-десантная дивизия была передислоцирована в августе 1969 года с Дальнего Востока. Но появление военных не стало чем-то неожиданным для местных жителей, так как тут привыкли к людям в форме и уже считали, что Болград немыслим без воинского гарнизона.
Еще в годы 1-й мировой войны в городе размещался штаб 6-й армии Российской империи, а недалеко был военный аэродром, на котором дислоцировались легендарные «монстры» российской авиации – бомбардировщики «Илья Муромец».
Размещались воинские части в городе и при румынском правлении.
На смену им в 1940 году пришла 25-я Чапаевская дивизия, до июля 1941 года в городе находились подразделения и штаб этого соединения. Остался и аэродром, на котором дислоцировался 67-й истребительный авиационный полк.
После войны, с 1946 по осень 1956 года в городе располагался штаб и подразделения 35-й гвардейской механизированной дивизии, которая была передислоцирована в Венгрию после произошедшего там ноябрьского восстания.
Её место заняли штаб и подразделения 48-й мотострелковой дивизии, которые находились в Болграде с 1956 по август 1968 года. И опять же, причиной передислокации стали события в одной из стран социалистического содружества – дивизия ушла в Чехословакию во время «Пражской весны».
Как видим, находившимся вблизи с границей соединениям в первую очередь ставили задачи по «урегулированию» ситуации в дружественных странах.
Дольше всех задержалась в Болграде воздушно-десантная дивизия, хотя за это время ее военнослужащие успели побывать во многих горячих точках и при Союзе, и после его развала.
Прибывшие с Дальнего Востока десантники долго не могли привыкнуть к местному климату и обманчивому бессарабскому вину, которое они поначалу называли «квасок». Нередко этот «квасок», в сочетании с летней жарой, валил с ног здоровенных детин (в десант в те годы брали призывников не ниже 180 см.). Но вскоре вновь прибывшие адаптировались и жизнь вошла в привычное русло.
С прибытием десантников начали преображаться военные городки частей, жилой фонд для офицерского состава. Вскоре появились новые казармы, были построены парки для хранения боевых машин, запасов вооружения, ГСМ, продовольствия, которые хранились «зашвартованными», со смонтированными на них уложенными грузовыми парашютными системами, в готовности в любую минуту загрузиться в самолеты.
Появились мощные воздушно-десантные комплексы (ВДК) для подготовки личного состава к десантированию, склады.
В короткие сроки был построен аэродром — в январе 1971 года командующим ВДВ СССР генералом-армии Маргеловым был издан приказ о строительстве, а уже в декабре того же года первая очередь Болградского аэродрома могла принимать самолеты. Даже по сегодняшним меркам и при сегодняшнем техническом обеспечении трудно предположить такие темпы строительства. Но то, что трудно предположить, оказалось возможным для десантников отдельного инженерно-саперного батальона дивизии. В дальнейшем аэродром постоянно совершенствовался и был, в конечном итоге, в состоянии принимать и отправлять самолеты самого высокого класса.
Уникальная учебно-материальная база была создана на полигоне «Болград». Прибывшие на тактические занятия десантники могли разместиться в 14 казармах, проводить занятия по воздушно-десантной подготовке на построенном здесь ВДК. Для выполнения боевых стрельб из вооружения БМД (боевой машины десанта) были построены две директрисы, на войсковом стрельбище отрабатывали приемы стрельбы из всех видов стрелкового оружия. Были на полигоне дивизии спортгородок, специальная полоса препятствий, специальный тир, городок подразделений ПВО, огненно-штурмовая полоса препятствий, инженерный городок, «тропа разведчиков», городок связистов, танкодром и автодром, вододром, две площадки приземления на которые совершали тренировочные парашютные прыжки из самолетов и вертолетов различных типов.
Здесь же находился ЗКП (защищенный командный пункт) дивизии, который представлял собой мощный подземный бункер.
В период, когда на базе дивизии готовились подразделения для участия в международных миротворческих операциях, на полигоне были созданы городки для подготовки миротворческих контингентов.
Одним словом, учебно-материальная база в дивизии была на высоком уровне. Параллельно с совершенствованием учебно-материальной базы, десантники не забывали о боевой подготовке – полным ходом шли стрельбы, вождение, воздушно-десантная подготовка.
Особое внимание уделялось идеологической и психологической подготовке личного состава, обучению солдат на славных традициях десанта, который никогда не сдается. Каждый десантник знал крылатую фразу легендарного командующего ВДВ генерала армии Маргелова: «Сбили с ног – сражайся на коленях! Не можешь встать – лежа наступай!» И не просто знали, а руководствовались этим правилом в жизни.
Благодаря тому, что 98-я гвардейская Свирская воздушно-десантная дивизия стала одним из ведущих соединений Воздушно-десантных войск, вскоре Болград стали называть столицей ВДВ Украины.
Воины Болградской десантной дивизии принимали участие в крупных военных учениях: «Юг», «Весна-72», «Эфир-74», «Щит-79» на территории Венгрии, «Щит-82» на территории Болгарии, «Лето-90» и некоторых других. Каждый раз болградские десантники были в числе первых, демонстрируя воинское мастерство и находчивость. Героическую показали себя представители 98 вдд во время выполнения интернационального долга в Афганистане. Едва ли не каждый офицер и прапорщик дивизии принял участие в этой войне.
Неоднократно Болградская дивизия признавалась одной из лучших в Советском Союзе. Приказом Министерства обороны СССР от 5 ноября 1987 года дивизии, как лучшему соединению ВДВ страны, присвоено почетное звание «имени 70-летия Великого Октября». Такой чести были удостоены всего три дивизии во всем Союзе. В составе дивизии входил 217 парашютно-десантный полк, который был трижды награжден вымпелом Министра обороны, что тоже – уникальный случай.
Десантники подходили к боевой подготовке со всей серьезностью, так как знали, что одним из вариантов основной боевой задачи соединения на особый (военный) период были захват и удержание проливов Босфор и Дарданеллы. Каждый из офицеров, которые служили в дивизии, осознавал, что в случае войны соединению отведено несколько дней жизни. В лучшем случае, выполнив боевую задачу и обеспечив выход Черноморского флота в Средиземное море, оставшиеся в живых десантники продолжили бы ведение партизанской войны в тылу противника. А значит жизнь каждого во многом зависела от его подготовки.
Правда, применение дивизии в полном составе было довольно проблематичным, так как для одновременного десантирования всех ее частей с запасом необходимых материальных средств надо было задействовать всю военно-транспортную авиацию Советского Союза. Но были варианты десантирования в заданный район отдельных частей, групп.
В конце восьмидесятых, когда Советский Союз уже трещал по швам, десантники только успевали сменять адреса республик, где им приходилось вставать живым щитом между противоборствующими сторонами. Карабах и Тбилиси, Ереван и Баку, республики Средней Азии – везде понадобились усилия десантников для обеспечения мира и спокойствия. В 1988 году наши гвардейцы, находившиеся в тот момент в Закавказье, первыми пришли на помощь жителям Армянского Спитака, разрушенного мощным землетрясением.
Личный состав дивизии достойно справлялся с поставленными задачами. К сожалению, иногда эти «командировки» сопровождались трагическими последствиями. 18 октября 1989 года дивизию постигла трагедия — ИЛ-76, на борту которого находились 48 десантников 8 парашютно-десантной роты 217 полка, возвращавшиеся после выполнения специального задания, потерпел авиакатастрофу. Все десантники и 9 членов экипажа самолета погибли. Через год, в сквере около болградского Спасо-Преображенского собора, был воздвигнут памятник погибшим воинам. Ежегодно 18 октября здесь собираются десантники, жителей Болграда, чтобы отдать дань памяти героям.
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Украина получила от Польши три вертолета. Об этом сообщил посол Украины в Польше Василий Боднар в Facebook в субботу, 21 декабря.
«Вертолеты уже в Украине. Еще раз спасибо за такую важную помощь», — написал он.
В свою очередь Государственное агентство стратегических резервов Польши уточнило, что в Украину доставили два вертолета Ми-8 и один Bell 412-HP. Их будут использоваться для учебы и занятий будущих пилотов, обучающихся в Харьковском национальном университете внутренних дел.
«В сотрудничестве с Министерством внутренних дел и администрации и Агентством военного имущества, во исполнение решения Министра внутренних дел и администрации, Государственное агентство стратегических резервов передало Украине как помощь три вертолета из имущества полиции», — говорится в сообщении.
Напомним, Польша закупила у США 96 ударных вертолетов Apache. Эти машины заменят Ми-24. А в октябре стало известно, что США предоставили Польше кредит на покупку Apache более чем в 3 млрд долларов.