Если посмотреть на него с вод Днестровского лимана, метрах так с пятисот-семисот от береговой линии, то бросается в глаза его изломистый ландшафт. Этот древний город размещён на трёх крупных холмах.
Белгород-Днестровский, или, как его любовно величают местные жители – Аккерман, — несмотря на свои, в общем-то, малые размеры раскинулся на сложных геологических пластах. Тут и скалы, и пески, и, то болотистая низменность, то равнинные плато.
***
Однако первопоселенцы изначально расселялись на побережье лимана. Ранее он был рекой, названной древними греками Тирас. Верхняя часть полиса осваивалась несколько позже, по ходу развития ремёсел и занятий аборигенов.
В Нижнем городе, в основном, жили рыбаки, мелкие ремесленники, подёнщики и те, кто занимался огородничеством. Здесь влажные почвы, богатые наносами стоков с Верхнего города, близость лимана. Время от времени седой старина лиман бунтовал (примерно, раз в сто лет), и тогда, обычно по весне, его воды выходили далеко за пределы берегов, причиняя массу неудобств, да и горя аккерманцам. Одно из таких подтоплений помню и я.
Это было где-то в 1973 году. Я жил в то время по улице Островского, рядом с винзаводом, в полумиле от лимана. В тот год паводок дошёл почти до нынешней улицы Плеханова. Из затопленных хат-мазанок солдаты вывозили семьи рыбаков с их скарбом на вездеходах-амфибиях. Позже переселенцам предоставляли участки для строительства жилья в разных частях города. Кто был посолиднее, получал квартиры. А брошенные хаты, особенно в районе так называемого «Красного домика», что в двух километрах от города, со временем заросли травами, кустарником. Однако их следы сохранились и по сей день. Среди буйных зарослей камыша и разнотравья нет-нет, да и проглядываются небольшие поляны одичавшего винограда, смородины, заглохших абрикос, слив, яблонь. А рядом – словно исполинские головы чудищ, поросшие ростом в пояс травой. То завалившиеся в своё время хаты…
***
Да, следует добавить, что побережье города, где-то от места, где ранее был завод Сопротивлений, густой полосой было охвачено плавнями. Эти плавни, прерываясь редкими выходами к лиману, шли до самого Днестра. Десятки тысяч гектар! Вдоль берега, за плотной стеной камышей, жили люди. И живут. Есть разница, КАК живут, и о ней – несколько ниже…
Через каждые 50-100 метров от лимана мудрые наши предки прорыли ерики вглубь плавней. Такие, в полтора-два метра шириной каналы. Ерики играли важную роль в жизни обитателей водоёма. Во время нереста сюда заходили отложить икру карась, тарань, карп, и прочие виды рыб. Я всё это отчётливо помню, как будто это было на прошлой неделе!
К слову сказать, во время нереста ни у кого из аборигенов даже не возникало мысли воспользоваться доверчивостью рыбы и устроить им засады. Если же кто-то из Верхнего города (как правило, из приезжих), пытался перегородить ерик сетью…. В общем, вспоминал потом долго своё легкомыслие. Как и крутые кулаки рыбаков.
Ерики регулярно очищали от лишних зарослей водорослей и камыша. Заметьте, никто к тому не понукал. Люди, старые люди Аккермана, знали цену щедротам лимана и свято чтили его состояние. Нынче наблюдается обратная картина. Но это тема отдельного разговора…
***
Так вот, плавни.
Во время ливней, таяния снегов, на которые была так щедра раньше зима, бурные ручьи с Верхнего города устремлялись вниз, и быть всякий раз беде, если бы не плавни. Они играли роль своего рода мощной губки, которая впитывала в себя стоки, не давая шальной воде затопить округу. Кстати, самые урожаистые огороды в Аккермане были именно в его нижней части.
Кроме того, по улицам Московской, Шевченко, Леси Украинки и прочим, ближе к лиману, еще в старину прорыли и отводные каналы. Их задача – направлять стоки к большой воде.
***
В конце 60-х начале 80-х гг. 20 столетия Белгород-Днестровский бурно обрастал новыми микрорайонами. Нынешние районы Победы, Солнечный, Южный – это всё из той эпохи.
Примерно в то же время была начата, по-моему мнению, одна из самых нелепых авантюр. В районе улиц Московской, Плавневой, Леси Украинки некие заезжие умники-проектанты из стольной Москвы, посоветовали местным властям тоже отстроить поселок многоэтажек. Раньше ведь особо не вникали, что к чему. Да и управляли городом чужие люди, не из местных. Им-то по барабану те же плавни. Раз «вверху» велели, стало быть, «есть, сэр!». Я, конечно, из тех, кто ностальгирует о прошлой эпохе и вздыхает о распаде бывшего Союза советских, но, в тоже время, не могу не признать, что и в то время «дурисвітов» хватало. Да и тогда не признавал. За что и был не единожды политически порот…
Так вот, на плавни пошло тотальное наступление. Ревели грейдеры, бульдозеры, экскаваторы, рычали гружённые землёй КамАЗы. Через полгода почти в километровой зоне города плавней не стало. Еще спустя какое-то время тут начали расти дома. А вся прилегающая территория была закатана в асфальт. Проблемы начались почти через год-другой. В подвалах некоторых домов, ещё не сдавшихся в эксплуатацию, уже появилась вода. Но, как это у нас – айда-пошёл. Подписи собраны, вэлком новосёлам. Воду из подвалов то откачивали, то сетовали на строителей, то на дурную природу. Кончилось тем, что близлежащий частный сектор стал регулярно подтапливаться. Какой мэр за последние 20 лет не принял на себя упрёки и проклятия тех, кто там, в низине, жил и живёт по сей день?
А самое страшное, что ситуация уже почти неуправляема. Обрушивается на город затяжной ливень – жди «sos!» с нижней части улиц Чапаева, Островского, Плеханова, Заливной, Московской. В огородах подворий стоит вода, урожай, считай, погиб. В подвалах – тоже воды по грудь. Дома оседают. Сырость, болезни…
Вдобавок, отводные каналы по многу лет не чищены, захламлены всякой дрянью. Случалось, там даже находили неопознанные трупы людей. Ну, и новые жильцы-«умельцы» понастроили гаражей, перекрыли ливневые каналы. Некоторые гаражи, надо сказать, размером с хороший дом.
***
В апреле прошлого года на один из таких участков выезжал городской голова Игорь Нановский с депутатской группой активистов фракции «За созидание!», которую возглавляет Александр Морозов. Был сход жильцов. Осмотрели каналы, строго поговорили с застройщиками и владельцами гаражей.
Что сказать? Через некоторое время сточные каналы были расчищены. «Гаражники» в своих аппетитах поутихли. Ситуация несколько стабилизировалась. Но — на самую малость. По мнению специалистов подтопления неминуемы пусть даже тут ещё несколько каналов пророют. Проблема заключена в главном – нарушен баланс природы. Уничтоженные плавни похоронили с собой даже надежду на преграду стокам с Верхнего города. И это ещё что!
Год-два назад по городу начали расползаться слухи о том, что в планах властей на островах плавней, что ещё сохранились в этой черте города, построить коттеджи, какие-то увеселительные заведения с бассейнами, катками. Те, кто сие задумал, хоть видели, в каких условиях тут живут-выживают люди? Видимо, нет. Или им пофиг, ибо, думаю, намечено земли скупить, всех же местных – «за борт». Ну, а после самим вступить в эти древние пределы.
Вот, что я вам скажу, не дорогие нам хапуги-толстосумы. Купить, конечно, можно всё. Да, вот Природа вам воздаст. И Бог. Боком всё выйдет. История учит умных, а дураков – наказывает.
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Украина получила от Польши три вертолета. Об этом сообщил посол Украины в Польше Василий Боднар в Facebook в субботу, 21 декабря.
«Вертолеты уже в Украине. Еще раз спасибо за такую важную помощь», — написал он.
В свою очередь Государственное агентство стратегических резервов Польши уточнило, что в Украину доставили два вертолета Ми-8 и один Bell 412-HP. Их будут использоваться для учебы и занятий будущих пилотов, обучающихся в Харьковском национальном университете внутренних дел.
«В сотрудничестве с Министерством внутренних дел и администрации и Агентством военного имущества, во исполнение решения Министра внутренних дел и администрации, Государственное агентство стратегических резервов передало Украине как помощь три вертолета из имущества полиции», — говорится в сообщении.
Напомним, Польша закупила у США 96 ударных вертолетов Apache. Эти машины заменят Ми-24. А в октябре стало известно, что США предоставили Польше кредит на покупку Apache более чем в 3 млрд долларов.