С самого первого дня начавшейся 109 лет назад войны с Японией Россию ожидали позорные неудачи на море – а именно флоты были главной силой, решавшей исход войны между континентальной и островной империями. Сама Русско-японская война стала одним из первых (после Испано-Американской) за передел мира («грабь награбленное» — как прав был Владимир Ильич) и неизбежной – Россия должна была усмирить силой Японию и сохранить свои позиции на Дальнем Востоке или сдаться без боя и потерять всё. В этой войне очень многое решали личные и профессиональные качества военных, но при этом столь же многое зависело от количества и качества техники – это был первый масштабный конфликт индустриальной эпохи, в котором обе стороны имели примерно равные военные силы.

Открытие памятника погибшим в Русско-японской войне в Аккермане, 14 мая 1912 г. (по старому стилю)
Фото: forum-akkerman.info

Рассматривая события войны, создаётся впечатление, что русских всё время преследовал какой-то злой рок за кампанию со всеми законами Мэрфи. Везде, где у России что-то могло пойти не так – всё шло не так, везде, где имелась хоть малейшая возможность потерпеть поражение – русские терпели поражение. И причиной этого была не только описанная классиками ленинизма в лице Ленина общая отсталость России, но и ряд субъективных факторов. Неудивительно, что герои множества современных художественных и околохудожественных произведений в жанре альтернативной истории – «попаданцы»,- попадают из нашего времени в 1904 год и меняют историю по своему усмотрению.

Несмотря на то, что ещё 24 января (здесь и далее все даты по старому стилю) Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, а военный конфликт считался неизбежным, нападение японцев на русскую Тихоокеанскую эскадру оказалось внезапным. Ночная атака всего лишь десяти миноносцев, каждый из которых мог выпустить только по две торпеды, привёл к тяжёлым повреждениям самых сильных русских броненосцев «Цесаревич» и «Ретвизан», а также крейсера «Паллада». Поскольку в главной базе русского флота Порт-Артуре не было дока достаточных размеров, для того, чтобы отремонтировать броненосцы пришлось «извращаться» — и сам ремонт растянулся на полгода.

В корейском порту Чемульпо японцы заблокировали русские корабли – крейсер «Варяг» и старую канонерку «Кореец». Командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев принял решение сражаться – с одним крейсером против шести японских. Решение было политически и идеологически правильным – «Варяг» показал мужество русских моряков, подвиг варяжцев стал одним из краеугольных камней русской и советской военной идеологии. Вместе с тем, выпустив из своих орудий более тысячи снарядов, «Варяг» не добился ни одного попадания в японские корабли, не нанёс им никакого ущерба. А затем Руднев решил затопить корабль на мелководье – и, в итоге, крейсер достался японцам, более десяти лет служил в японском флоте, а в 1916 году был продан обратно России.

Мало того, Тихоокеанская эскадра в самые первые дни войны ухитрилась потерять на собственных минах два боевых корабля. Сначала в процессе постановки минного заграждения подорвался и затонул минный заградитель «Енисей». А затем на этих же минах подорвался прикрывавший «Енисея» лёгкий крейсер «Боярин». Команда под доблестным командованием капитана 2-го ранга В.Ф. Сарычева покинула повреждённый корабль. Но повреждённый крейсер вместо того, чтобы, как полагается, утонуть, снесло течением к берегу. Там его обнаружили, но пока собирались организовать спасательную операцию, крейсер штормом сорвало с камней и вынесло на то самое минное заграждение. Там «Боярин» подорвался на мине ещё раз и – окончательно — ушёл на дно.

В дальнейшем Тихоокеанская эскадра вела себя крайне пассивно – лишь оборонялась от японцев, не делая никаких попыток переломить ход войны. При этом корабли сталкивались между собой, подрывались на минах – в общем, эскадра несла потери, не вступая в бой с японцами. Ситуацию не исправил даже «беспокойный» адмирал Степан Осипович Макаров – он успел прокомандовать флотом лишь месяц, и погиб на борту подорвавшегося на мине броненосца «Петропавловск».

Ситуация усугублялась ещё и откровенной нерешительностью главнокомандующего сухопутными войсками А.Н. Куропаткина. Скажите, чего стоит генерал, который приказывает отступать после генерального сражения, в котором его армия отбила все атаки численно уступающего противника, сохранила боеспособность и резервы, а сам противник отступил? Именно так выглядел исход решающего сражения на сухопутном фронте у Ляояна в сентябре 1904 г. Немудрено, что с таким главкомом решительные командиры вроде генерала Кондратенко были исключением из правил.

Гибель адмирала Макарова и пассивность русского флота позволили японцам взять в осаду Порт-Артур. Гарнизон под мудрым руководством начальника Квантунского укрепрайона генерала А.М. Стесселя отступил к самому городу, вместо того, чтобы закрепиться всеми силами на узком перешейке у Цзиньчжоу – заодно сдали врагу прекрасно оборудованный порт Дальний. Японцы начали обстреливать русскую эскадру в Порт-Артуре из осадной артиллерии.

Только это вместе с приказом императора заставило нового командующего эскадрой контр-адмирала В.К. Витгефта выйти в море. Эскадра 28 июля 1904 г. на равных выдержала бой с японским флотом. Правда, в самом конце сражения в боевую рубку флагманского броненосца «Цесаревич» дважды попали японские снаряды. Первым попаданием убило сидевшего в кресле на мостике адмирала Витгефта (который счёл ненужным войти в забронированную боевую рубку) и тяжело ранило его начальника штаба контр-адмирала Матусевича. Командование эскадрой принял командир броненосца капитан 1-го ранга Иванов, но буквально через несколько минут от второго попадания в рубку Иванов тоже был ранен, а броненосец потерял управление. Тут же русская эскадра из организованной боевой машины превратилась в бардак – неуправляемый «Цесаревич» описывал круги, броненосец «Ретвизан» ринулся в сторону японцев, намереваясь их таранить, остальные четыре броненосца смешались в кучу. Атака «Ретвизана» не прошла даром – японцы через несколько минут вышли из боя, их флагманский броненосец «Микаса» был тяжело повреждён и едва держался на воде.

После боя часть русских кораблей разошлась по иностранным портам, где их интернировали. А главные силы – пять броненосцев, вернулись в Порт-Артур. Там корабли стали плавучими батареями и больше не делали попыток выйти в море и сразиться с японцами. С броненосцев и крейсеров снимали орудия для установки на фронте, из их экипажей формировали десантные роты – будущую морскую пехоту. В конце-концов вся русская эскадра погибла прямо в гавани Порт-Артура, расстрелянная прицельным огнем тяжёлых орудий.

Отправленная с Балтики на помощь 2-я Тихоокеанская эскадра, несмотря на численное равенство и некоторое превосходство в тяжёлой артиллерии главного калибра, уступала японскому флоту в целом. Тем не менее, под руководством адмирала З.П. Рожественского она ухитрилась потерпеть полное поражение – из 12 броненосцев 4 сдались японцам, остальные погибли. Во Владивосток прорвался только крейсер «Алмаз», ещё несколько крейсеров, в том числе «Аврора», удрали на Филиппины.

После этого исход военных действий был предрешён. Истощённые войной стороны сели за стол переговоров и заключили мир, по которому Россия теряла приоритет в Южной Маньчжурии, Корее, отдавала японцам Квантунский полуостров с Порт-Артуром и половину Сахалина.

Бессарабский регион и Причерноморье были весьма далеки от театра военных действий. Но война ощущалась и здесь. Многие наши земляки служили в армии и флоте и отдали свои жизни в сражениях с японцами.

В память погибших 14 мая 1912 года, в годовщину Цусимского сражения, в Аккермане открыли памятник с именами всех, кто остался на сопках Маньчжурии, на Волчьих горах Порт-Артура и в море. Средства на сооружение памятника собрали среди жителей Аккермана и Аккерманского уезда, а также Русского Народного союза имени Архангела Михаила (возглвляемого Владимиром Пуришкевичем, позже отличившимся в Государственной Думе и при убийстве Распутина) и жителей Екатеринослава.

Памятник в день открытия
Фото: forum-akkerman.info

На одной из сторон памятника было выбито имя героя-разведчика, солдата из Пензенской губернии Василия Рябова, расстрелянного японцами и не выдавшего ни слова из известных ему военных сведений.

Расстрел Василия Рябова. Картина художника А. Вавилова
Фото: forum-akkerman.info
Памятные надписи крупным планом
Фото: forum-akkerman.info

Так сложилось, что памятник героям Русско-японской войны в Аккермане остался единственным уцелевшим из огромного числа подобных памятников во всей Украине и одним из немногих в бывшей Российской империи.

Памятник при румынах, до переноса на новое место
Фото: forum-akkerman.info

В своё время румынские власти ничего не предпринимали против памяти погибших на Дальнем Востоке, только перенесли памятник на его нынешнее место – в скверик на пересечении улиц Шевченко и Шабской.

Памятник уже на новом месте, фото 1947 года
Фото: forum-akkerman.info

А затем Аккерман – Белгород-Днестровский оказался на периферии, и советской власти было не до него. С памятника только стерли надписи о Русском Народном Союзе имени Архангела Михаила и о императоре Николае II.

Памятник в Аккермане зимой
Фото: forum-akkerman.info

Когда автор этих строк был в Аккермане, то выяснилось, что мало кто знает о том, что в нашей истории была трагическая страница войны с Японией. Мало того, большинство местных свято уверены, что памятник установлен именно в честь Василия Рябова, а сам он – уроженец какого-то села в Бессарабии или даже с окраины Аккермана.

Современное состояние памятных надписей
Фото: forum-akkerman.info

Одесса тоже не осталась в стороне от войны. 19 марта и 6 апреля в Одессу прибыли пароходы «Малайя» и «Криме» с офицерами и матросами крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец». Искупавшись в лучах славы, встретив самый торжественный приём, «варяжцы» через Севастополь отправились в Петербург – принимать награды из рук Николая II. Затем, уже после окончания боевых действий, через Одессу провезли останки героя обороны Порт-Артура генерала Романа Кондратенко. И тут же одесскую улицу Полицейскую переименовали в улицу Кондратенко.

Но самое интересное – именно в Одессе началось крейсерство пароходов «Смоленск» и «Петербург», поставившее на уши всю Англию и чуть не начавшее еще одну войну – на этот раз русско-английскую.

Вспомогательный крейсер «Смоленск»
Фото: navsource.narod.ru

Дело было так. В апреле 1904 г., вскоре после встречи «варяжцев», из Одессы в Севастополь отправились на переоборудование во вспомогательные крейсера два парохода Добровольного флота – упомянутые «Смоленск» и «Петербург». В Севастополе их приспособили для военных нужд – оборудовали орудийные позиции и погреба для снарядов. Сами орудия погрузили в трюмы. В июне оба парохода вышли в море под коммерческими флагами, проследовали через Черноморские проливы и Суэцкий канал в Красное море. Там команды извлекли пушки из трюмов, установили их на палубы, подняли Андреевские флаги – и вчерашние «купцы» превратились в крейсера, грозу морской торговли.

За меньше чем два месяца крейсерства в Индийском океане – от берегов Сомали до Мадагаскара, «Смоленск» и «Петербург» досмотрели пару десятков торговых судов, четыре из них, перевозивших военную контрабанду, задержали. Всё бы ничего, но задержанные суда были английскими – а владычица морей недолюбливала Россию, имела союзные отношения с Японией и, вообще, нечего мешать просвещенным мореплавателям торговать где угодно, как угодно и с кем угодно. В английской и американской прессе поднялся шум по поводу «пиратских» действий русских. Английская эскадра в Средиземном море подошла к Дарданеллам, готовясь войти в Черное море и показать России, где раки зимуют. Под таким давлением русское правительство было вынуждено отозвать оба вспомогательных крейсера, которые к середине сентября пришли в Либаву (ныне Лиепая).

Нет сомнения, что Россия имела общее экономическое превосходство над Японией. Длительная война поставила Японию на грань экономической катастрофы – в стране закончились деньги, не оставалось людей для нового призыва в армию. Россия имела возможность, даже после всех поражений на суше и на море, продолжать войну и добиться более выгодных условий мира или даже капитуляции Японии. Помешали этому только усугубленные неудачной войной события первой русской революции.

В то же время в России не использовали имеющиеся возможности и в ходе войны. Прояви генералы и адмиралы хоть немного больше решительности – многих поражений удалось бы избежать. Забыли и недавнюю (1894-1895 гг.) японо-китайскую войну, когда японцы тоже напали внезапно, без объявления войны (в 1941 году американцы тоже не подумали о японских традициях начинать войну и получили Пирл-Харбор).

Так или иначе, но Русско-японская война только усугубила давно назревавшие в России социально-экономические проблемы. Революция 1905-1907 гг. во многом была порождена именно неудачами в войне – в случае побед, большинство этих проблем можно было списать на войну и найти виноватых в образе японцев. В ходе войны Россия потеряла флот и внешнеполитическое влияние (измеряемое, в том числе, и числом броненосцев) и оказалась «привязанной» к Франции и Англии. Что и определило её вступление в Первую мировую войну и последующие события революций, гражданских войн и той истории, какой мы её знаем.

Александр Вельможко

Политика

Экономика

  • Alexandrion: из Румынии с любовью
    Alexandrion: из Румынии с любовью

    Настоящим коньяком считается напиток, произведенный во французских винокурнях из одного из трех сортов винограда по определенной местным регламентом технологии. Созданный по аналогичной рецептуре крепкий напиток, согласно международным правилам, может маркироваться исключительно как «виноградный бренди». Но мы привыкли называть именно коньяками популярные сорта, изготовленные, например, в Армении или у нас в Украине. В этой статье мы расскажем про известного в Европе производителя из Румынии, выпускающего различные благородные алкогольные напитки, в том числе виноградный бренди. А тем, кого интересует актуальная цена Alexandrion и кто хочет лично убедиться в уникальных вкусовых качествах, стоит посетить онлайн-маркет Маудау.
    Подробнее