Роль Южной Бессарабии в Первой мировой войне оказалась довольно неожиданной. Регион из глубокого тыла к концу войны превратился в прифронтовую полосу и стал тылом Румынского фронта. Кроме того, в самом начале войны Бессарабия стала своего рода тыловой базой снабжения для Сербии, воюющей в неравной схватке с двуединой Австро-Венгерской империей.
Бессарабия в военных планах и внешней политике
Изначально Бессарабии в военных планах России отводилась весьма скромная роль – только на тот случай, если бы Румыния выступала на стороне блока Центральных держав (Германия, Австро-Венгрия). В таком случае вдоль Дуная и Прута развёртывались армейские части, причём активные боевые действия против Румынии на Дунае исключались из-за болотистой местности в плавнях. Но зато серьёзным противником считалась румынская Дунайская флотилия, в составе которой имелось несколько мощных мониторов австро-венгерской постройки.
При любом внешнеполитическом «раскладе» особое внимание уделялось устью Дуная. Для наблюдения за ним российское командование выделяло значительные силы, в том числе даже пару резервных линейных кораблей – то есть, устаревших броненосцев. Следует учесть, правда, что планы России относительно войны на Чёрном море были чересчур осторожны – в Генеральном Штабе всерьез боялись турецкого десанта в северо-западном районе побережья. На это имелись свои основания – осенью 1914 года должны были вступить в строй два турецких линкора-дредноута, построенных в Англии, и обеспечить временное превосходство турецкого флота над русским Черноморским флотом (а русские дредноуты достраивались только к 1915 году).
Перед началом войны дипломаты Австро-Венгрии и Германии активно «соблазняли» Румынию присоединиться к блоку Центральных держав. В частности, румынам, в случае победы, обещали отдать всю Бессарабию и даже Одессу. После начала войны эти посулы активизировались, но Румыния всё же осталась нейтральной. А затем, в 1915 г. Румыния в обмен за свой нейтралитет требовала Бессарабию уже у Антанты.
Начало мировой войны сразу расставило всё по местам. Бессарабия оказалась весьма далеким от фронта регионом – Румыния сохранила нейтралитет. Турецкий десант оказался чем-то из области ненаучной фантастики – англичане реквизировали оба турецких линкора и включили их в состав своего флота под названиями «Эджинкорт» («Азинкур») и «Эрин». Прорыв в Константинополь немецкого линейного крейсера «Гебен», проданного туркам со всем экипажем и ставшего «Явуз Султан Селимом», дало Османской империи некоторое тактическое преимущество перед русским Черноморским флотом, но не более того. Да и сама Турция до конца октября 1914 г. в войну не вступала, хотя её прогерманская позиция была ясна.
Бессарабия — Сербия
Сразу после начала Первой мировой войны, 3 августа 1914 г., на нижнем Дунае была сформирована Экспедиция особого назначения во главе с капитаном 1-го ранга Михаилом Веселкиным. Задачей экспедиции было снабжение Сербии всем необходимым для ведения войны – оружием, боеприпасами, продовольствием и т.п.
Отряд Веселкина получил 3 больших товаро-пассажирских парохода, 11 буксиров, более 130 барж и шаланд. Уже 30 сентября в Сербию отправился первый караван из 7 пароходов и 16 барж, которые везли два тяжёлых, 6-дюймовых орудия, 1000 снарядов для них, 13000 снарядов для полевой артиллерии, различные военные запасы. 8 октября караван благополучно выгрузил все припасы в Сербии. Это ненамного облегчило положение Сербии: «Если мы в ближайшее время не получим снарядов для легкой и тяжёлой артиллерии, то разразится неминуемая катастрофа для всей нашей армии и Сербия испытает разгром более страшный чем тот, который она перенесла в 1813 г. Я прошу и умоляю Его Величество императора приказать, чтобы обещанные снаряды были нам высланы без малейшего промедления», — писал Николаю II принц-регент и наследник сербского престола Александр Карагеоргиевич, будущий король Югославии.
Уже 11 ноября 1914 г. в Сербию прибыл второй караван экспедиции особого назначения. Затем вплоть до осени 1915 года, когда в войну на стороне Германии вступила Болгария, русские караваны продолжали ходить по Дунаю в Сербию. Дальнейшая судьба экспедиции столь же трагична, как и судьба России. Часть личного состава осталась в Сербии и была вынуждена прорываться в Салоники. Несколько десятков человек затем пополнили экипаж крейсера «Аскольд». Небольшая часть судов экспедиции была захвачена Болгарией или интернирована в Румынии. А к 1917 году экспедицию расформировали. Сам Михаил Веселкин, дослужившийся до контр-адмирала, в апреле 1917 г. был зачислен в резерв Морского министерства, летом уволен в отставку по болезни. А 5 января 1918 г. в Архангельске (по другой информации – в октябре 1918 г. в Петрограде) его расстреляли большевики.
Второй задачей экспедиции особого назначения стало возведение укреплений и строительство различных инженерных сооружений на нижнем Дунае вдоль границы с Румынией. В частности, у слияния Дуная с Прутом, около села Джурджулешты, соорудили мощную батарею с тяжелыми крепостными орудями. Батарея контролировала стратегически важную местность между Рени и Галацем, где Дунай меняет направление своего русла с севера на восток – к морю, а вплотную к реке подходят отроги Добруджи – «Седло».
Также напротив Ферапонтова монастырья, между Рени и Измаилом, к берегу Дуная подвели дамбу и построили понтонный мост через реку в том самом месте, где была переправа через Дунай в 1828 году – на случай необходимости вступления русских войск в Румынию. Это планировалось и в случае совместных с Румынией действий против Турции, так и при противостоянии с Румынией – для быстрого наступления на нижнем Дунае.
В начале ноября 1915 г. Бессарабию посетил император Николай II. Проведя смотр войск в Одессе, он окончательно отказался от идеи десанта в Турцию («Босфорская экспедиция», планы которой вынашивались еще с 1890-х гг.), а затем отправился на поезде в Рени с остановками в Тирасполе и на станции Кульмской.
Бессарабия – тыл Румынского фронта
Летом 1916-го г. Румыния вступила в войну на стороне Антанты. Страна долго колебалась в выборе между одной из двух воюющих коалиций. Последней каплей для Румынии стал Брусиловский прорыв, поставивший Австро-Венгрию на грань военной катастрофы, после которого двуединая монархия так и не оправилась, и больше не вела самостоятельной внешней политики и самостоятельных военных операций. Румынию в русских военных кругах оценивали скептически. Начальник Генштаба генерал Алексеев был категорически против участия Румынии в войне и считал, что России понадобится 30 дивизий – либо для того, чтобы быстро разгромить её, либо для того, чтобы заменить румынские войска на фронте русскими.
Реальность показала, что Алексеев был прав. Румынская армия, хотя и насчитывала более 650 тысяч человек, оказалась небоеспособной. Наступавшая в Трансильвании 400-тысячная румынская группировка генералов Крайничану и Презана не смогла реализовать 10-кратное численное превосходство над австро-венгерским корпусом генерала Штрауссенбурга. Другая армия под командованием генерала Авереску, наступавшая в Добрудже, не смогла добиться успехов, несмотря на поддержку 50-тысячного русского корпуса генерала Зайончковского (будущего военного историка и автора одного из фундаментальных описаний Первой мировой войны). Уже через несколько недель после начала операций все румынские войска потерпели полное поражение. 7 декабря немецкие части корпуса Макензена заняли Бухарест.
Во время боёв в Румынии на Дунае появились русские военные корабли. Одним из них стала канонерка «Донец», построенная ещё в 1880-х гг., потопленная турецким миноносцем в Одессе 29 октября 1914 г., затем поднятая и отремонтированная. О накале боёв говорит тот факт, что орудия на русских кораблях во время сражений в Румынии пришли в полную негодность от непрерывной стрельбы. А в ноябре-декабре 1916 г. русские крейсера «Память Меркурия» и «Кагул» несколько раз обстреливали захваченную болгарами Констанцу.
К концу 1916 г. остатки румынских войск отступили в Молдову. К ним на помощь русское командование направило свои войска – Дунайскую армию, 6-ю армию из гарнизона Петрограда, 4-ю, снятую с Западного фронта и 9-ю – с Юго-Западного. Был образован Румынский фронт под командованием генерала Щербачева.
Линия фронта стабилизировалась по линии румынско-австрийской границы в Молдове, затем по Дунаю – до моря. Вдоль русской границы противоборствующие стороны разделял Дунай, форсировать который немцы и болгары не решились. Но русские города Придунавья – Рени, Измаил, Килия, Вилково подверглись регулярным артиллерийским обстрелам и бомбардировкам с воздуха. Румынская речная флотилия базировалась на Галац – своеобразном анклаве неоккупированной румынской территории. Русская Дунайская флотилия сосредоточилась в Измаиле. Русская 6-я армия занимала фронт от Сальчиа в Румынии до Кислицы (рядом с Измаилом). От Измаила до Чёрного моря стояла Дунайская армия. В самом Измаиле и его окрестностях располагались 115-я и 124-я пехотные дивизии, Отдельная морская Балтийская дивизия.
Несмотря на то, что активные боевые действия на Дунае не велись – противников разделяла река, русские войска несли потери. В частности, из 36 батальонов, расквартированных около Измаила, потери убитыми, ранеными и заболевшими составили 7200 человек. В секретном докладе на имя начальника Отдельного отряда обороны устьев Дуная и Дунайских гирл 18 февраля 1917 года старший советник доктор Краснопевцев сообщал, что «в первые пять дней (февраля) общие потери исчисляются 25% личного состава». К осени 1917 года регулярные немецкие налеты и артобстрелы терроризировали местное население. Например, немцы довольно часто обстреливали и бомбили жилые кварталы Измаила.
В 1917 году активные действия на Румынском фронте велись только в Молдове. Реорганизованные, заново вооружённые румынские войска под командованием генерала Авереску 22 июля 1917 г. под Мэрэшти смогли провести локальное наступление, отвоевав обратно около 500 квадратных километров своей территории. Позже, в сентябре, румынам удалось остановить ответное немецкое наступление под Мэрэшешти – и это была одна из последних операций на Восточном фронте Первой мировой войны.
В самой Бессарабии во время боевых действий активно достраивали железную дорогу от Бессарабской до Аккермана. Уже в 1916 году её продолжили до Бугаза – к Днестровско-Цареградскому гирлу Днестровского лимана. С другой стороны туда подтянули железную дорогу из Одессы, а через гирло – навели понтонный мост. Это существенно облегчило снабжение войск Румынского фронта – так как можно было разгрузить железную дорогу от Тирасполя, направив поток военных грузов от Помошной в Одессу и далее на театр боевых действий. Ситуация осложнялась тем, что главная база Дунайской флотилии – Измаил, не имел железнодорожного сообщения, и все грузы приходилось перебрасывать по просёлочным дорогам с помощью гужевого транспорта.
По данным современных молдавских историков, за годы войны в армию было призвано свыше 300 тысяч жителей Бессарабии. Правда, эти данные относятся как к нынешней территории украинской Бессарабии, так и для территории независимой Молдовы. Более точных данных нет, так как в Бессарабии не проводилось переписей населения и других демографических исследований с 1897 г. по середину 1930-х. Кроме того, десятки тысяч человек были заняты на работах по возведению укреплений – окопов, батарей, дамб, а также участвовали в «гужевой» повинности и строительстве железных дорог. ***
В дальнейшем Румынский фронт к началу 1918 г. прекратил своё существование. Российская империя развалилась. Образовавшиеся на её осколках Одесская республика и РумЧерОд прекратили участвовать в войне на стороне Антанты. Румыния запросила перемирия, а затем вторглась в Бессарабию, но это уже тема совсем другой статьи.
Румыния потерпела поражение от тех, кто проиграл Первую мировую войну в целом, но значительно «обросла» территориями за счёт России, бывшей Австро-Венгрии и Болгарии. Конечным же итогом Первой мировой войны для Бессарабии стало то, что регион из-под власти одной из первых мировых держав – Российской империи, наследницей которой стал Советский Союз, перешел под власть второстепенной европейской страны – Румынии.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.
Глава министерства иностранных дел Украины Андрей Сибига призвал партнеров усилить противовоздушную оборону Украины системами, которые способны сбивать баллистические ракеты средней дальности типа «Орешник». Подробнее