Мэр Риги Нил Ушаков, самый молодой и самый популярный столичный градоначальник в постсоветском пространстве, в интервью Елене Трибушной рассказал о главных проблемах города и о том, чем он берет и русских, и латышей.
“Нормальный, конкретный мужик”, – так на вопрос Корреспондента о том, довольны ли рижане своим мэром, отвечает таксист по пути к городской думе.
Бывший журналист Ушаков сел в кресло мэра Риги четыре года назад. Ему было всего 33 года, и после выхода Латвии из СССР он стал первым русским на этом посту в Риге, исторически разделенной на латышскую и русскую общины. По статистике, в бывшей советской республике проживают около 40% этнических русских, в Риге – 60%.
Кресло человеку с имиджем политика, который выражает интересы русской части населения Латвии, обеспечила победа на выборах в думу возглавляемой им партии Центр согласия, выдвинувшей его на пост мэра. Для рижан-латышей эта победа стала определенным разочарованием, но новому мэру удалось переубедить их.
Молодой градоначальник, которому Рига досталась в разгар кризиса, оказался на редкость деятельным. Он резко урезал расходы думы, сократив персонал, включая собственных замов, и урезав зарплаты. Зато из бюджета были выделены средства на бесплатный проезд на транспорте для пенсионеров и школьников. Для сравнения: билет на автобус или трамвай в Риге стоит почти в пять раз дороже, чем в Киеве, – около 7 грн.
С подачи мэра начался масштабный ремонт школ, детсадов и дворов, о чем с искренней гордостью сегодня расскажет любой рижанин. Сдвинулась с места и сократилась на треть очередь тех, кто годами дожидался льготного жилья.
Одновременно дума стала создавать туристическую инфраструктуру и рекламировать Ригу за рубежом. В столице появилось даже спецподразделение “туристических патрульных полицейских” – англоговорящих. Сегодня город с населением 700 тыс. человек за год посещают вдвое больше иностранцев.
В результате Ушакову удалось невозможное: в столице Латвии, где и теперь латыши нередко предвзято относятся к русским, а русские – к латышам, к концу первого срока деятельность мэра положительно оценивали 70-80% горожан. Таким образом, Ушаков стал самым популярным столичным мэром бывшего СССР и был переизбран на второй срок.
Одним из проявлений поддержки горожан стало ЧП, приключившееся с Ушаковым два года назад: участвовавший в 21-километровом марафоне мэр потерял сознание и был госпитализирован. У него диагностировали редкое заболевание и не исключали необходимости пересадки печени. В Риге был объявлен сбор пожертвований. На лечение мэра в немецкой клинике рижане перечислили 250 тыс. евро. Выздоровление градоначальника обошлось в 60 тыс. евро, остальное он перечислил на лечение за рубежом латвийских детей.
37-летний Ушаков доступен. Его запросто можно встретить во время похода в супермаркет, там же можно подойти и познакомиться. Вместе с супругой, которая на 13 лет моложе его, Ушаков завсегдатай всех городских концертов и мероприятий. Он активно пишет в Facebook и выкладывает личные фотографии, включая пресловутых “котиков”.
Кстати, в приемной мэра в думе тоже живут два кота. Желая показать пример рижанам, Ушаков “усыновил” их в приюте для животных. Зовут зверей Мурис и Кузя: один, мол, латыш, второй – русский.
– Ваше повторное избрание главой рижской думы стало в Риге первыми выборами, которые прошли не по этническому принципу – то есть за вас проголосовали и русские, и латыши. Вас перестали считать “русским мэром”?
– Мы шли с очень четкой позицией, что это выборы муниципальные, которые касаются вопросов социальных, коммунально-хозяйственных и здесь нет национального вопроса. Проблемы транспорта, дорог, образования или социальная ситуация одинаково интересуют и рижан-латышей, и рижан-нелатышей. С другой стороны, мы четыре года работали более-менее успешно. И рижане выбрали прагматичный подход. За нас были 65% избирателей русскоязычных и 35% латышей – это очень близко к тому, как разделено население в Риге.
– Какие главные проблемы Риги хотите решить?
– Хозяйство очень запущенное. Если меня спрашивают, есть ли у города амбиции построить какой-то один мегапроект, – нет. Хотим привести в порядок то, что есть. Не ремонтировали с 1991 года дворы – выглядят, как окопы после войны. Вот их сейчас ремонтируем. Детские площадки начнем со следующего года ставить. Это одна часть – комфорт.
Вторая – соцподдержка. Город должен оказывать помощь. У нас многие программы были запущены, несмотря на кризис. Например, общественным транспортом могут пользоваться бесплатно пенсионеры, инвалиды, учащиеся.
И третье – экономика. Мы много усилий тратим на отношения с регионами Российской Федерации, потому что нам важна торговля. Много сил потрачено на туризм. У нас количество туристов удвоилось с 2009 года. В прошлом году было 1,5 млн туристов, в этом рассчитываем на 1,7 млн. Каждый турист оставляет в Риге примерно 500 евро. Это живые деньги, которые остаются в городе.
– Это туристы из Европы или с Востока?
– Поровну. Самая большая группа – скандинавы. Скандинавы, немцы и россияне.
– Как работает программа с видами на жительство, которые выдаются иностранцам при покупке недвижимости в Латвии? Вы были одним из ее инициаторов.
– Хорошо работает. На первом месте россияне, граждане Украины, потом Казахстана и Китая. В принципе благодаря вложениям иностранцев приводится в порядок центр Риги. Для города это выгодно, потому как, сами понимаете, ни россияне, ни китайцы, ни украинцы эти дома к себе не увезут. Дома приводятся в порядок. Налоги они здесь платят. Деньги, когда тут проживают, здесь тратят.
– Сколько человек воспользовались программой?
– Получено уже около 6 тыс. видов на жительство. В первую очередь в Риге, на втором месте – регионы.
– Есть какая-то планка стоимости недвижимости, покупка которой гарантирует вид на жительство?
– 200 тыс. евро – это если в Риге.
– Для кого строится так называемое социальное жилье?
– Очередь, которую мы получили в наследство, была огромной – 10 тыс. семей.
У нас был очень неоднозначный процесс денационализации – это [люди, выселенные из домов, возвращенных историческим владельцам] самая большая по величине категория [очередников]. Плюс многодетные семьи, сироты, которые из детских домов выходят.
Нам удалось за прошлый созыв сдать 3 тыс. квартир – это и новостройки, и ремонт существующего фонда. За этот созыв намерены еще 3 тыс. сдать. То есть у нас очередь где-то 6 тыс. с копейками человек осталась, намерены сократить ее до 3 тыс. Квартиры даем небесплатно – в бессрочную аренду, что очень близко к правам собственности, но они остаются собственностью города.
В нынешнем созыве хотим начать новую программу для молодых семей с детьми. Это когда город сдает в аренду – срочную, ограниченную – жилье по дотируемым ценам. Они ниже рыночных, но это и не бесплатно.
– Прошлой зимой Киев пережил настоящий коллапс – после снегопадов стоял парализованный несколько дней, чиновники не знали, что делать, и долго ничего не делали. Бывают у вас подобные ситуации? Как выходите из них?
– Это не смертельно. Просто есть идеи – мы в текущем году их продолжим [воплощать], – чтобы для автовладельцев проезд в общественном транспорте [на время снегопада] был бесплатным. Мы действительно видели, что меньше людей [становится на дорогах].
Проблема не снегопад, а снегопад утром: когда одновременно много машин и снег, техника не может проехать, потому что она в пробках вместе со всеми стоит. Пока она доедет до уборки места, все уже всех прокляли. Ну, бывает иногда. Ничего не поделаешь – зима.
– Накануне интервью я просматривала вашу страницу в Facebook. Вы активный юзер. Вам это интересно лично или это инструмент пиара?
– Facebook интересен тем, что когда ты выкладываешь там сообщения, идет сразу огромная обратная связь. Не нужно обращаться к социологам, проводить опросы – все перед носом, бесплатно. Ты же не можешь сам проехать по всем троллейбусным маршрутам. А когда какие-то изменения происходят в городе, тебе сразу пишут. Люди не стесняются.
Если у тебя на Facebook 20 тыс. подписчиков, то по латвийским меркам это больше, чем тираж газеты. У меня аккаунты в трех соцсетях – Facebook, Одноклассниках и Twitter. Огромное количество людей используют именно эти каналы, чтобы обратиться с жалобой или проблемой. Не письмо пишут в думу и не приходят. Таковы реалии. И в принципе все вопросы по делу мы рассматриваем как официальные жалобы, и мои помощники их разгребают.
– На днях вы разместили в Facebook объявление о поиске человека в свою команду. Хочу переадресовать вам один из вопросов, на которые вы предлагаете ответить соискателям: каким будет транспорт в Риге через 50 лет?
– Очень важно максимально разгрузить центр от личного транспорта. Я не знаю, какие будут технологии. Можно сидеть и фантазировать. Главная задача максимально пересадить людей на общественный транспорт и убрать машины. Транспорт должен быть общественный – или электрический, или любые другие технологии без выбросов в атмосферу.
На втором месте – велосипеды. На третьем – пешеходы. И только на четвертом – личный транспорт.
Проблема пробок и парковок – она есть. Но, учитывая размеры города и климат, у нас все больше пользуются велосипедами. И мы хотим мотивировать пользоваться транспортом общественным.
– Когда-то и вы, по слухам, на работу ездили на велосипеде. Сейчас тоже?
– Ну, такого нет, чтобы ездил на велосипеде постоянно. Нет времени. Но в выходные дни на велосипеде очень много езжу. Просто берешь велосипед, катаешься по городу и смотришь, где чего отремонтировали, где чего не сделали. Так проще всего: приехал, посмотрел – и для здоровья полезно, и польза работе.
– Без охраны?
– У нас с охраной никто не ездит. Охрана полагается только президенту, премьеру и спикеру сейма.
– В прошлом году вы проголосовали на референдуме за то, чтобы русский язык стал вторым государственным. Почему?
– В тот момент ситуация была такая. Избиратели, которые голосовали за мою партию, были за референдум. Я не имел права на свое мнение, какое бы ни было у меня отношение. Я был просто со своими избирателями.
– Но вы считаете, что русский должен стать государственным в Латвии, или нет?
– У русского языка должны быть права как у языка меньшинства. Возможность обращаться в самоуправление на родном языке. Никогда не выступал за второй государственный.
У русского языка должны быть права как у языка меньшинства. Возможность обращаться в самоуправление на родном языке. Никогда не выступал за второй государственный.
На референдуме я был со своими избирателями, и я этого не стыжусь, потому что так политики иногда должны делать. После референдума мы запустили бесплатные курсы латышского языка, и спрос – огромный.
– На каком языке вы дома общаетесь?
– На русском.
– Многих в Латвии раздражает ваша традиция возлагать цветы к памятнику советским воинам 9 Мая, потому что советский режим здесь считают оккупацией.
– Во время Второй мировой войны примерно поровну латышей воевало на стороне Красной армии и нацистской Германии. У меня в семье все воевали на стороне Красной армии и 9 Мая отмечали День победы. Я не вижу смысла менять традиции. Никого не призываю и не заставляю отмечать насильно, но и не мешайте мне.
– Насколько сложным был для Латвии период вступления в Евросоюз?
– Было непросто. Много ограничений, много потерь, связанных с членством в Евросоюзе. Но если бы мы не вступили, было бы намного хуже. Во времена экономического кризиса лучше быть там, где Германия и Скандинавия, чем самим по себе.
Может быть, это цинично, но даже то, что во время кризиса граждане Латвии могли уехать и в Германию, и в Великобританию, и в Скандинавию, – это была большая поддержка в плане снятия социального напряжения. Да, плохо, что люди уехали. Но чисто по-человечески лучше, что они нашли работу там, чем оставались бы безработными на улицах Риги.
– Чем мэр Риги занимается в свободное время? Что читаете?
– Да не очень много свободного времени. А читаю в основном по истории что-то. Средние века Европы, Древний Рим.
– Спортом занимаетесь?
– Да. Велосипед. Бег пару раз в неделю – километров шесть, много сейчас не бегаю.
Уряд Румунії сьогодні, 2 вересня, схвалив законопроєкт, який дозволяє безоплатну передачу Україні системи протиповітряної оборони Patriot, і направив його на розгляд парламенту.
Німеччина планує надати фінансову допомогу на посівну у прифронтових Херсонській та Одеській областях. Про це йшлося на зустрічі міністра аграрної політики та продовольства України Віталія Коваля з німецьким колегою Джемом Оздеміром. Читати далі