Ренийское коммунальное предприятие «Водоканал», которое занимается утилизацией твёрдых бытовых отходов (ТБО), опубликовало на официальном сайте Ренийского горсовета образец договора о предоставлении услуг по вывозу мусора. Этот документ вступает в силу через 30 дней после обнародования, то есть с 5 февраля 2022 года.
Принципиально новым моментом является тот факт, что в данном случае ренийцам представлен публичный договор присоединения. Это означает, что теперь поставщик (исполнитель) услуг не обязан подписывать договор с каждым потребителем. Признанием условий договора со стороны граждан будут считаться определённые действия: например, если житель города воспользовался данной услугой или хоть раз оплатил её. Таким образом, потребитель услуги автоматически становится стороной договорных отношений с поставщиком.
Согласно статье 25 Закона «О жилищно-коммунальных услугах», а также в соответствии с Правилами благоустройства территории города Рени, потребитель обязан заключить договор об обращении с ТБО, но при этом имеет право выбрать исполнителя услуги. Однако «пикантное» обстоятельство заключается в том, что КП «Водоканал» – единственное предприятие, отвечающее за вывоз мусора в Рени. Следовательно, у местных жителей нет выбора – они обязаны пользоваться услугами именно этого поставщика. Просто так отказаться от присоединения к договору нельзя: такой отказ будет означать, что гражданин избавляется от мусора незаконным способом, и его могут привлечь за это к административной ответственности.
Что ж, закон есть закон, и тут никуда не денешься. Вместе с тем опубликованный публичный договор вызывает массу вопросов. Если внимательно прочитать и проанализировать его с позиций элементарной логики и базовых юридических понятий, то можно обнаружить явные противоречия и нестыковки между отдельными пунктами и нормами документа. В первую очередь необходимо отметить, что стороной договора со стороны населения назван индивидуальный потребитель – совладелец многоквартирного дома либо собственник индивидуального жилого дома. Соответственно, сразу же возникает вопрос: считаются ли потребителями те граждане, которые не являются владельцами или совладельцами жилья? Ведь если у них нет статуса потребителей услуги, то на каком основании они должны за неё платить? Об этом в договоре ничего не сказано.
В то же время в документе зафиксировано, что оплата за вывоз мусора начисляется на зарегистрированных (прописанных) граждан: для жильцов многоквартирных домов – 15,77 грн на одного человека в месяц, для частного сектора – 20,52 грн на человека в месяц. И тут же, в перечне прав и обязанностей потребителя, говорится следующее: потребитель обязан письменно информировать исполнителя о смене собственника жилья и о фактической численности людей, постоянно проживающих на жилплощади потребителя. Опять же, возникает вопрос: если поставщик услуги начисляет её стоимость на зарегистрированных граждан, то при чём тут фактически проживающие? И как будет меняться размер платежа, если количество тех и других не совпадает? Удивительно, но факт: об этом в договоре также ничего не сказано. Таким образом, изначально создаются вопиющие правовые пробелы, которые способствуют не урегулированию отношений между поставщиком и потребителями, а, напротив, порождают путаницу и разногласия…
Напомним, что исполком Ренийского горсовета утвердил новые тарифы на утилизацию ТБО с 1 сентября минувшего года. Одновременно изменился и принцип формирования тарифов. Комментируя эти новшества, директор «Водоканала» в интервью местной прессе ещё в начале октября 2021 года подчеркнул, что оплата будет начисляться на зарегистрированных в квартире (доме) граждан. Если же в доме фактически проживает меньше людей, чем зарегистрировано (или больше), то плательщики должны предоставить «Водоканалу» подтверждающие документы, которые и будут основанием для изменения суммы платежа в ту или иную сторону. Тем не менее, как уже говорилось выше, подобная процедура в договоре даже не упоминается.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.