Совсем недавно автор этих строк столкнулся с «прогрессивной» проблемой. Настолько «прогрессивной», что я одновременно очутился и в будущем и в прошлом. С одной стороны, мне пришлось испытать на себе прелести информационного ХХI века. Но, с другой, я почувствовал себя в советской эпохе – в царстве огромных очередей и всесильной бюрократии…
Дело в том, что после достижения 45-летнего возраста я вовремя не заменил в паспорте фотографию, и в Государственной миграционной службе мне жёстко заявили: просто вклеить новое фото и сохранить старую «корочку» уже нельзя – надо получать пластиковый паспорт в виде ID-карточки. Это условие даже не обсуждалось, и я понял: наше государство таким образом просто вынуждает людей менять старые паспорта на новые.
Сразу хочу сказать: процедура оформления ID-карточки – не для слабонервных. Ежедневно в Ренийском «паспортном столе» (как до сих пор называют в народе миграционную службу) толпятся такие очереди, что при одном взгляде на них становится дурно. Меня предупредили: чтобы оказаться в живой очереди хотя бы четвёртым-пятым, надо «застолбить» место глубокой ночью. Существует и другой вариант: можно записаться в электронную очередь на сайте миграционной службы. Однако и в этом случае всё не так просто. Как оказалось, электронная очередь стабильно сформирована на две недели вперёд, и «ловить» в ней свободный день необходимо ежедневно, а, точнее, еженощно – начиная с 0 часов.
Честно говоря, для того, чтобы подать документы на оформление нового паспорта, мне пришлось воспользоваться некоторыми знакомствами. Впрочем, очередь – проблема хоть и неприятная, но временная. «Счастливых» обладателей ID-карточек могут ожидать гораздо более масштабные проблемы. О которых я, к примеру, поначалу даже не подозревал.
Когда я нашёл в Интернете несколько публикаций на эту тему, то буквально обалдел. Выяснилось, что в нашей стране по-прежнему всё как всегда – даже ультрасовременная паспортизация проходит через традиционное интересное место (думаю, не надо уточнять, через какое именно). Процитирую несколько фрагментов из статьи в издании «Народный корреспондент» (февраль 2016 года).
«Первую проблему, связанную с переходным периодом, озвучили в самой Государственной миграционной службе. Владельцы паспорта с электронным чипом теперь вынуждены получать справку в виде выписки с местом регистрации. Ведь штамп на пластик не поставишь, – говорится в публикации. – «Идиотизмом» назвал сложившуюся ситуацию известный правозащитник Владимир Яворский… И нет никаких гарантий, что дело ограничится одной бумажкой. В ходе паспортной реформы вполне может выясниться, что владельцам паспортов с чипами необходимо иметь при себе и другие справки. То есть уже сейчас пластиковый документ, который должен был упростить общение гражданина с государством, сделал его ещё более сложным.
Отсутствие необходимой инфраструктуры порождает и другие проблемы. Например, далеко не в каждом органе власти смогут принять с таким паспортом гражданина. Если отсутствует устройство для считывания информации о личности, невозможно узнать, что записано на чипе. И тут два варианта: либо отправить собственника ID-карточки за нужными справками (читайте – выше), либо туда, где имеется необходимая аппаратура. Очевидно, нагрузка на органы власти, которым достались новомодные сканеры, вырастет в разы. А это снова очереди и злые уставшие чиновники…
Предположим, считывающее устройство есть. Возникает другая проблема. В Украине до сих пор отсутствует полный Единый демографический реестр граждан… Именно из него и должны чиновники черпать информацию. Однако если данных в реестре о человеке нет (или они неполные), то как установить, что на чипе содержатся верные сведения? В самой Государственной миграционной службе уверяют, что будут наполнять демреестр в процессе выдачи карточек. Будет ли там вся информация о человеке, которая может заинтересовать госорганы, сможет ли любой чиновник иметь к ней доступ? Ведь если нет, то высока вероятность, что обладатель пластикового паспорта отправится за справкой, как и человек со старой бумажной «корочкой» (конец цитаты).
С момента выхода этой статьи прошло почти три года. Изменилось ли что-нибудь в лучшую сторону? Ответом на этот вопрос может служить конкретная ситуация, о которой мне рассказали. Девушка из Измаила поступила в одесский вуз. При сдаче документов она предъявила ID-паспорт и бумажную выписку (витяг) из него, где в числе прочего указана регистрация места проживания (прописка). Девушка благополучно поступила, после чего пришла устраиваться в общежитие. Ей там говорят: давайте выписку из паспорта. Студентка отвечает, что у неё есть только копия – оригинал выписки остался в вузе. Нет, заявляют ей, – нужен только оригинал, где будет сказано, что она прописана в Измаиле.
Девушка позвонила маме, а та пошла в местное подразделение миграционной службы, где есть аппаратура, позволяющая считывать информацию с электронного чипа и выдать выписку с указанием прописки. Однако в миграционной службе женщине посоветовали обратиться в Измаильский горсовет, в «единое окно». Но сначала там надо записаться на приём, а затем в назначенный день явиться с паспортом, написать заявление и сообщить цель получения справки. То есть в любом случае измаильская студентка, несмотря на обладание «продвинутым» паспортом, должна была приехать из Одессы домой и пройти «бумажную» бюрократическую процедуру, – только лишь потому, что на ID-карточке не видна информация, зафиксированная в привычной «корочке». Затем студентке нужно было снова вернуться в Одессу и оформить временную регистрацию в связи с учёбой.
Кстати, между выпиской из пластикового паспорта и справкой существует огромная разница. Выписка (но её уже не выдают!) содержит полные сведения о владельце паспорта, тогда как в справке даётся лишь та информация, которую запрашивает гражданин по конкретному поводу.
Итак, паспортные данные гражданина (они же – данные из Единого демографического реестра) являются конфиденциальными и, по официальной версии государства, это направлено на благо самого гражданина. В то же время существует противоположная точка зрения, основанная на серьёзных опасениях среди населения. Например, мне не раз приходилось слышать мнение о том, что в современной Украине взаимоотношения государства и гражданина очень напоминают «прелести» классического тоталитарного режима, и биометрические паспорта идеально вписываются в эту систему. Ведь спрятав информацию о человеке в чип, государство спрятало её и от самого человека. И теперь у гражданина возникает вопрос о том, какое же досье собрали на него чиновники, которые, собственно, и олицетворяют собой государственную машину. Что содержится в чипе нового паспорта? А вдруг там – ошибки? Вдруг кто-то перепутал вас с преступником-рецидивистом и указал, что вы были судимы за изнасилование, два раза меняли гражданство или прописаны на территории ДНР? Прямого доступа к подобным сведениям у вас нет. Зато они, несомненно, есть у МВД, СБУ, прокуратуры и других государственных служб. И поди потом докажи, что ты не верблюд! Да, доказывать что-то, как всегда, придётся именно вам. Потому что государство делает такие документы не для вас, а для себя, для собственного удобства в процессе тотального контроля над гражданами.
Разумеется, представители власти не соглашаются с подобными опасениями, ссылаясь на то, что у людей есть соответствующие права. И действительно: официально всё выглядит вполне благопристойно. Достаточно напомнить, что постановлением Кабмина Украины от 18 октября 2017 года № 784 утверждён Порядок ведения Единого государственного демографического реестра и предоставления из него информации, взаимодействия между уполномоченными субъектами, а также осуществления идентификации и верификации. Согласно этому документу, каждый гражданин Украины имеет следующие права: получить информацию о записи в реестре относительно себя; вносить исправления в информацию в реестре относительно себя; бесплатно получить справку о внесении информации о себе в реестр (извлечение из реестра); получить от должностных лиц бесплатную информацию о каждом запросе третьих лиц о передаче им информации из реестра (подразумеваются запросы относительно вас). Перечень прав гражданина на доступ к информации о себе этим не исчерпывается и может быть расширен и конкретизирован другими законами.
Казалось бы, исходя из вышеизложенного, особых поводов для беспокойства нет. Но вот что примечательно: даже юристы признают, что нынешняя ситуация с соблюдением прав человека в Украине не внушает оптимизма. В частности, сайт «Юридическая самооборона» констатирует: «Хотя информация в реестре должна надёжно защищаться от раскрытия перед третьими лицами, гарантировать, что такая информация не будет использоваться государственными органами в своих целях, невозможно». Вот именно: в нашей стране всегда существует опасность злоупотреблений персональными данными со стороны органов власти и правоохранительных служб, которые в реальной жизни всё чаще становятся правоограничительными.
Естественно, каждый читатель составит собственное мнение о том, в каком направлении развиваются взаимоотношения государства и гражданина в Украине, и какое место здесь занимает внедрение биометрических паспортов. Тем не менее мы решили получить по этому поводу официальный комментарий заведующего Ренийским районным сектором Главного управления Государственной миграционной службы Украины в Одесской области Николая Доценко.
– Можно сказать, что сейчас процесс выдачи новых паспортов находится на стадии переходного периода, поэтому возникают некоторые проблемы, – говорит Николай Владимирович. – Начнём с того, что в Украине до сих пор не в полной мере выполняется действующий с декабря 2012 года закон о Едином демографическом реестре граждан. В частности, в Ренийском районе в 2016 году было создано восемь органов регистрации граждан: это горсовет и семь сельских советов. Таким образом, миграционная служба полностью передала им полномочия по регистрации места жительства и снятию с регистрационного учёта. Однако органы местного самоуправления до сих пор не имеют оборудования, которое напрямую обеспечивает доступ к Единому демографическому реестру. Такое оборудование есть только у нас, поэтому местные власти вносят информацию в реестр через миграционную службу.
– Николай Владимирович, меня (и, разумеется, не только меня) интересует такой вопрос. Если в бумажном паспорте мои персональные данные находятся на виду, то в чип ID-карточки я проникнуть не могу. Как можно узнать, какая информация там содержится и является ли она достоверной?
– На биометрическом паспорте зафиксирована необходимая наглядная информация, доступная вам визуально. На чипе записаны оцифрованный образ лица, оцифрованные отпечатки пальцев, оцифрованный образец подписи. Это – неизменная информация. Вместе с тем чип содержит и дополнительную информацию, которая может измениться: семейное положение, количество несовершеннолетних детей и другое. Как я уже упоминал, при оформлении ID-паспорта информация вносится в Единый демографический реестр, и гражданин имеет право знать эти сведения. Другие граждане не могут иметь к ним доступа.
– Как вы считаете, почему в нашей стране всякий раз повторяется печальная традиция: государство сначала что-то делает (якобы на благо людей), а потом думает? Конечно же, при таком подходе «благо» превращается в свою противоположность, и расхлёбывать всё это должны граждане. Вот и тут – та же история. Зачем нужно было начинать ID-паспортизацию, если она не обеспечена технически и организационно? Зачем мне нужен «продвинутый» пластиковый документ, если он всё равно сопровождается необходимостью получать бюрократические бумажки, и я тем самым зарабатываю дополнительную «головную боль»?
– Думаю, что с одной стороны это – несовершенство законодательных актов, а, с другой, – желание некоторых должностных лиц подстраховаться по старинке. Например, в случае с измаильской студенткой, у которой в одесском общежитии требовали оригинал справки о прописке, явно нарушены её права. Напомню, что к биометрическому паспорту в обязательном порядке выдаётся справка о регистрации постоянного места проживания. Справка выдаётся местным органом регистрации (органом местного самоуправления). И если она уже была предоставлена при поступлении в вуз, то любые дополнительные требования являются незаконными.
– А почему сейчас уже не выдаётся в полном объёме выписка из биометрического паспорта? Почему по каждому поводу гражданин должен бегать за бумажными справками?
– Действительно, раньше миграционная служба вместе с ID-карточкой выдавала выписку, но затем её отменили – изменилась электронная программа, по которой мы работаем. Кстати, ваши опасения, что справки нужно получать «по каждому поводу», несколько преувеличены. К примеру, вам не придётся обращаться за справкой относительно налогового кода – этот код зафиксирован прямо на биометрическом паспорте.
– Поставим вопрос так. Когда-нибудь местные органы власти получат оборудование для доступа к Единому демографическому реестру. Означает ли это, что нынешние бюрократические проблемы, связанные с «бумажным сопровождением» пластикового паспорта, исчезнут сами собой? И правильно ли я понимаю, что местные власти рано или поздно получат доступ и к моим персональным данным?
– Дело в том, что основные персональные данные и так видны на вашей ID-карточке. Это фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, номер кода, уникальный номер записи в реестре, дата выдачи документа и дата, до которой паспорт является действительным. И этого достаточно. Но, к сожалению, в отличие от цивилизованных стран, Украина ещё не может отказаться от привязки к месту проживания (прописки). Это – проблема. Рано или поздно она должна решиться, но не в ближайшей перспективе. Слишком многое в нашей стране зависит от прописки. Например, назначение тех же субсидий. И так далее.
– Николай Владимирович, вы согласны с тем, что таким образом государство усиливает контроль над гражданами? Контроль становится почти тотальным.
– Контроль был при любой власти, в том числе в СССР. А степень контроля – это уже вопрос не столько технологический, сколько политический. В данном случае наше государство посредством биометрических паспортов решает ряд актуальных задач. Говоря простым языком, надо отбросить всех, кто не граждане Украины или получил документы незаконно, а гражданам Украины выдать паспорта с отпечатками пальцев. Тут необходимо учитывать и сложную политическую ситуацию в стране. В частности, никто не знает, сколько бланков украинских паспортов осталось в Крыму или на неподконтрольной территории Донбасса, и как эти бланки сегодня используются. То есть в любом случае Украине надо было модернизировать паспортизацию населения. Кстати, нас в этом отношении на много лет опередила даже Молдова. А мы делаем только первые шаги. Поэтому и трудно, поэтому мы и не можем пока полностью избавиться от работы с бумагами. Но когда мы полностью перейдём на электронный оборот информации и документов, будет легче и проще.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Усього буде три партнерські проєкти. США та Україна домовилися про реалізацію проєктів використання технології малих модульних реакторів, які допоможуть Україні стати лідером у сфері безпечної атомної енергетики та декарбонізації промисловості. Читати далі