Полтавский горно-обогатительный комбинат (ГОК) может переориентировать грузопоток в Дунайские страны с Измаила (Одесская область) на румынскую Констанцу.

Украинскому порту это грозит серьезными финансовыми проблемами, вплоть до банкротства, пишет газета «Комментарии».

 

По данным издания, в ближайшие недели компания Ferrexpo (владеет 40% акций Полтавского ГОК) отправит первую партию груза по Днепру, затем по морю и через румынский канал Констанца — Чернаводэ далее по Дунаю.

 

«В случае если этот вариант транспортировки докажет свою экономическую эффективность, в Румынию может уйти около 2,5 млн т этого грузопотока», — прогнозируют «Комментарии».

 

Как отмечает еженедельник, продукция Полтавского ГОКа составляет более половины объемов грузопереработки Измаильского порта. Однако если в 2010 году объемы перевалки руды через порт составляли 4052,2 тыс. т (доля в общем объеме – 59,3%), то по итогам января – июня прошлого года показатель снизился на 17,5%, по итогам всего 2011-го года — на 36,1%. В первом квартале 2012 года руда в общем объеме переработки составила уже 43,2%. «И компенсировать уход полтавского сырья в силу всего вышесказанного Измаилу нечем», — говорится в статье.

 

Эксперты не дают однозначного ответа, почему владелец Ferrexpo Константин Жеваго уводит свои грузы из Измаила. По одной из версий, это происходит из-за дефицита грузовых вагонов «Укрзализниці». На начало года у Ferrexpo было 1045 собственных вагонов, к 1 июня парк пополнится еще на 600 единиц. «Тем самым компания сможет обеспечить потребности в перевозках на погранпереходы на западной границе. Выполнять же перевозки в своих вагонах на Измаил накладно, так как в порту при грейферной разгрузке вагоны часто ломаются», — пишут «Комментарии».

 

Правда, как отмечает автор статьи, дефицит вагонов существовал и год, и два назад, но об уходе из Измаила Ferrexpo не помышлял. Так что более вероятной причиной руководители транспортных компаний Измаила считают смену менеджмента в порту и последовавшие изменения схем и условий работы с клиентурой.

 

В июле прошлого года руководителем порта был назначен Юрий Фуртатов, сменивший на этой должности Валентина Котельного, который возглавлял предприятие 24 года. «Работа у нового начальника порта с крупными грузоотправителями пока явно не ладится. Что наиболее ярко подтверждает запланированный уход Ferrexpo», — отмечает еженедельник.

 

Газета отмечает, что из порта уходит не только руда, но и другие грузы, в частности – транзитный российский уголь и металлургическая продукция «Запорожстали». Причины тому, в первую очередь, финансовые: если ранее в Измаиле работали 18 транспортно-экспедиторских фирм, то сейчас осталась одна. И в результате такой монополизации рынка стоимость услуг выросла «примерно в два-три раза», — отмечают эксперты. Таким образом по итогам 2011 года общий объем переработки в порту сократился на на 25,4%. А показатели апреля этого года меньше прошлогодних уже на 46,2%. В прошлом месяце порт заработал всего 13 млн гривен, тогда как годом ранее только фонд оплаты труда составлял 16,5 млн.

 

«Жеваго одним из первых уловил суть происходящих в Измаиле перемен. Еще в декабре прошлого года Ferrexpo за 28,5 млн евро приобрела 100% акций судоходной компании Helogistics Holdings GmbH (Австрия). Эта компания имеет флот в 253 единицы и выполняет перевозки по Дунаю и Рейну. Очевидно, что сможет обеспечить и перевозки с Полтавского ГОКа по Днепру, затем по морю и через Констанцу. Теперь же Ferrexpo строит в Австрии терминал для перегрузки окатышей с речных барж на железные дороги. С учетом этого терминала и собственной судоходной компании Ferrexpo будет использовать Измаильский порт по остаточному принципу», — подводит итог автор статьи.

Політика